Небольшой отрывок из лекции «Обучение: оценка информации».

Sep 11, 2022 17:35





Когда я повторно проходил курс «Шляпа студента»*, но уже в его обновлённом виде, изучать лекции из этого курса стало как-то невероятно легко. Я понимал, конечно, что из лекций к курсу убрали все те места, которые предназначались для более обученных студентов и которые содержали совершенно «зубодробильные» термины, которые потом даже в этом курсе нигде больше не встречались. И даже, помнится, была заявлена такая важная цель обновлённого курса: чтобы любой студент мог завершить его в максимально сжатые сроки, а именно за две недели. Это была очень классная цель, особенно учитывая то, что некоторые товарищи раньше могли проходить этот курс месяцами, застряв в бесконечной череде непонятых слов. В общем, это была крутая цель.

Но мне также показалось, что были ещё убраны такие части лекций, в которых не было каких-то особенно «сверхубийственных» терминов, но которые при этом содержали очень полезные и интересные данные. Как это объяснить, даже не знаю. Возможно, это какая-то форма политкорретности, нежелание кого-то случайно обидеть (например, жителей Африки). Возможно, слишком деликатная тема: политика, экономика и прочее, или слишком много сходств с современной политикой США и Европы (если вместо слова «коммунисты» поставить «американцы»). Или ещё что-то другое, чёрт его знает. В любом случае, нужно осознавать, что лектор (и соответственно автор) является американцем, и для нас (для русских, белорусов, украинцев, татар, башкир, казахов, евреев, узбеков, армян и многих других народов России) интересно выяснить, как американец думает, как он относится к другим народам (что там говорил Киплинг про «бремя белого человека»?). Но как бы то ни было, вот ссылка: лекция «Обучение: оценка информации» (11 августа 1964 года).

Чтобы был понятен общий контекст, даю пояснение, что прямо перед этим местом, с которого начинается отрывок лекции, лектор говорил о том, что есть два способа получения знания. Во-первых, есть знание, получаемое из непосредственного наблюдения и опыта. Это знания, которые человек приобретает сам (англ: firsthand knowledge, дословно здесь «знание, полученное на собственном опыте»). Но тут проблема в том, что если человек начнёт изучать всё в жизни сам, «с полного нуля», то ему не хватит всей его жизни, и всё равно он останется полным дураком. Поэтому знания, полученные из вторых рук (англ: secondhand knowledge), являются чрезвычайно ценными. Под этими знаниями имеются в виду любые знания, накопленные человечеством до этого, которые человек получает через книги, лекции учёных, опыт специалистов и т.д. И теперь далее - идёт уже сам текст лекции:

...Теперь о знаниях, которые вы приобретаете сами. Они, разумеется, накапливаются в результате прямых наблюдений и собственного опыта. Но даже для того, чтобы посредством прямого наблюдения приобрести какой-либо опыт, гораздо лучше пользоваться «плодами» наблюдений и опыта, накопленного другими, и только таким образом вы сможете сохранить и развивать любую, даже самую сложную культуру.

Необразованные культуры неспособны к выживанию, и их уровень совсем невысок. Аборигены племени Мумба-Юмба*, которые живут в Нижнем Мумбу-Югале*, в большинстве своём уже не с нами, или же они кругом машут красными флагами, бунтуя против своего центрального правительства. Для них наступили нехорошие времена. Ну, вслед за британским Томми*, который добрался до них со своим «Снайдером»* или «Ли-Энфилдом»* и в первую очередь принёс им высшее образование*, лишь изредка следовал кто-нибудь, кто учил их чему-то. И конечно, учились эти люди медленно. Осваивая грамотность, они не так уж быстро впитывали культуру. Поэтому, само собой разумеется, они могли стать жертвой любого, кто приходит к ним.

Как только линия становится открытой, если не приходит грамотность, и если народу недоступно наблюдение из вторых рук, он отупевает, умирает, распадается, деградирует. Их просто шокирует громадный объём зарубежной культуры. Как счастливы они были среди своих деревьев Бонг-Бонг*. И знаете ли, танцы вокруг этих деревьев, собственный задний двор и так далее - всё это представляло высший уровень их интересов. Эти люди могли вам рассказать абсолютно всё, что касается деревьев Бонг-Бонг, объяснить, почему нельзя ходить в кусты Баг-Баг*, потому что вы можете наступить на змею Бум-Бум*, ведь это было их прямым наблюдением.

Второе, что особенно сильно шокирует эти племена, это абстрактные идеи организации, абстрактные идеи политической философии, абстрактные идеи, действительно, инженерного искусства - понятия такой материальной природы, где знания очень близко подходят к МЭСТ*, понимаете, и где значимость* незамедлительно и напрямую применяется к манипулированию материей. Когда они с этим сталкиваются, их культура, конечно, терпит крах. Они не могут производить винтовки «Ли-Энфилд». Они не в состоянии организовать себя в нормальную демократическую цивилизацию, независимо от того, какое количество средств по ленд-лизу* брошено в лапы их жадных политиков. Они могут стать жертвой кого угодно, их можно превратить в рабов, их можно деградировать.

Что же произошло? Да их просто ошеломили, представив им столь потрясающую культуру. Вот, мол, видите, какая это великая, блестящая цивилизация! Там полно автомобилей «Кадиллак», реактивных самолетов, электрических бритв и всяких обалденных, фантастических вещей. И они смотрят на этот «оживлённый» материальный мир, они видят, что люди завоевали свою среду до такой степени, что могут жить в праздности и делать всё, что пожелают. И где любая девушка, не моргнув глазом, нажав несколько кнопок, приводит в действие 125 лошадиных сил*, как будто всю жизнь только этим и занималась. Иными словами, она умеет водить машину.

И вот, значит, все эти чудеса внезапно обрушились на этих безграмотных парней, понимаете, все эти вещи! Они не знают слов, как это всё называется, понимаете? Они улавливают мелодию, но не могут её спеть. А их просто «завалили» этим - бам! Их просто «зарыли» во всём этом, понимаете? Они в этом по самые уши!

Если кто-то прошёл полное обучение в Москве, то его также научили: «Ваши собратья дома довольно необразованные, так что, если вы нажмёте на эту кнопку* и на ту кнопку, и на ту кнопку, и они среагируют и неожиданно примут вас на ура, и затем мы сможем захватить все земли и получить столько джута*, сколько нам нужно».

Я имею в виду то, что этическая и духовная природа коммунизма весьма, знаете ли, интересна. Вот у них (коммунистов) закончился джут, поэтому они включают свои политические механизмы: «сбегай, принеси им немного джута». Их интерес в Южной Африке заключается просто в том, что им нужны алмазы и золото. Очень «духовно», не так ли? Они любят человечество за то, что можно от него получить, и все их методы, то, как они «играют на скрипке», просто леденит кровь как ничто другое, понимаете? Но по большей части это основано на том, что люди не знают слов.

И вы посмотрите на коммунистический список слов, вы посмотрите на коммунистический лексикон, это очень интересный лексикон, очень хитрый. Их технология (политическая технология) отработана до самых мельчайших подробностей (англ: hair-splits), о которых вы когда-либо слышали. Бог мой, они знают, как поговорить с этим, они знают, как поговорить с тем, и они знают, как спорить с кем-то ещё, и они знают, как составить это, и они знают, как осуществить парламентский контроль над небольшим собранием. И их учат делать это, и их учат делать то, и они знают, как подсунуть предложение в самый низ стопки, чтобы о нём никогда не услышали, а было услышано только то предложение, которое хотят услышать они. Их просто этому очень тщательно учат, понимаете? Технология... технология... их всех учат этому словами. Они не участвовали в революции 1917 года. Они получили всю технологию прямо по линии (информации) путём их обучения, путём передачи им словами, так же, как я передаю вам информацию и идеи словами. Но всё это из вторых рук (англ: secondhand), всё это молва (англ: hearsay), и для этих парней это действительно работает. Они захватывают мир.

Я прямо вижу, как кругом люди в этих западных правительствах стоят себе с руками в карманах и всё такое, не зная, что вообще происходит вокруг. Это похоже на большого сильного быка, которого разгрызает на куски стая маленьких собак. А этот бык знает, что маленькая собачка ничего не может ему сделать, и поэтому он пытался игнорировать её, и он пытается делать это, и он будет пытаться делать это. И следующее, что вы узнаете, это то, что он упадёт с перегрызенной глоткой. Он просто не понимает, чего они замышляют, он как бы выше всего этого. Что-то в этом роде, понимаете? Любые виды отношений (людей) подходят к этому. Ему недостаёт знаний о коммунистической технологии, поэтому он терпит поражение от коммунистической технологии. Очень, очень интересно, что эта технология передаётся словами, из уст в уста. Этому обучают. Это не прямое наблюдение, но это материал, который коммунист может показать через непосредственное наблюдение - подготовленный коммунист где угодно.

Современный мир сейчас ошеломлён невежественностью, невежественные люди в мире ошеломлены. Это всегда так, видите? Этот парень не знает, другие не понимают, а те не записали данные на плёнку и выбросили это в мусорную корзину. Смерть цивилизации основана на накопленном непонимании, «не-знании», игнорировании, неспособности понять ситуацию. Всё это можно отнести к очень многим вчерашним клише, например: «Варвары постоянно подходят к северным границам, но возвращаются домой во время сбора урожая». А однажды они не вернулись домой к сбору урожая, и это было концом Рима, понимаете?

Рим в своё время был невежественен в отношении невежества: «ну, это же варвары». Они не осознавали, что их собственный народ стал чересчур изнеженным. Очень важная для них информация попросту терялась: что люди, мечтающие о свободе, должны знать не только о последних достижениях в области виноделия. Необходимо очень хорошо знать обо всём, что находится в ближайшем поле зрения. Необходимо всегда держаться на плаву, быть начеку, быть всегда в нужном месте и держать ухо востро.

День, который знаменует вашу смерть, - это день, когда вы сидите сложа руки и решаете, что вы знаете всё обо всём, что вас окружает, и поэтому у вас больше нет никакой необходимости что-либо изучать.

Так вот, между двумя крайностями: «Нет необходимости познавать, поскольку я всё знаю», видите, и «Познание невозможно, поскольку я вообще не знаю слов» имеется золотая середина, которая и делает жизнь пригодной для жизни. Вы понимаете, что это за две крайности? Одна из них такова: «Я знаю всё, что нужно знать, мне не нужно ничего изучать с помощью наблюдений, мне не нужно на самом деле проводить опыты, или делать что-то, или смотреть на что-то, потому что я знаю всё, что нужно знать». Это был бы конечный продукт* умирающей цивилизации или умирающего индивидуума. А другой крайностью мы имеем: «Я не знаю вообще слов, я вообще ничего не знаю, не понимаю ничего, что происходит в моём окружении». И это тоже довольно быстрый путь к смерти, концу и упадку, понимаете?

Но это я уже, похоже, незаметно залез далеко в ту часть лекции, которая была оставлена в курсе. Но нельзя же на полуслове обрывать мысль.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

«Шляпа студента»: это курс, который охватывает полную технологию эффективного изучения любого предмета. «Шляпа» - это жаргон, обозначающий работу или пост, потому что у различных профессий, например, у железнодорожников, тип фуражки является символом их должности. У студента тоже есть своя шляпа: это определённые обязанности, которые он должен выполнять, а также определённые методики и техники обучения, которых он должен придерживаться, чтобы изучать разные вещи.
Мумба-Юмба, а также Нижний Мумба-Югал, Бонг-Бонг, Баг-Баг, Бум-Бум: вымышленное название племени дикарей и страны, в которой они проживают, а также вымышленные названия африканских деревьев, кустарника и змей, характерные для первобытных людей.
Томми: прозвище простых солдат вооружённых сил Великобритании.
«Снайдер»: британская однозарядная винтовка 19 века.
«Ли-Энфилд»: британская магазинная винтовка первой половины 20 века.
Принёс им высшее образование: самый первый университет в Южной Африке (университет Мыса Доброй Надежды) был основан в 1873 году. Длительное время он был экзаменационным учреждением при Оксфордском и Кембриджском университетах (можно было просто сдать экзамены и получить степень кандидата).
МЭСТ (англ: MEST): слово, образованное путём записи русскими буквами звучания английского термина MEST, составленного из первых букв слов matter (материя), energy (энергия), space (пространство ) и time (время). Используется для обозначения физической вселенной, либо отдельных материальных объектов.
Значимость (предмета): это смысл, идеи или теория чего-либо, а не его масса (материальное воплощение).
Ленд-лиз (англ: lend-lease): передача взаймы или в аренду (вооружения, продовольствия, оборудования и т. п.).
Лошадиная сила: единица измерения мощности двигателя (автомобиля, самолёта, судна и т.д.) или подобного устройства. Термин «лошадиная сила» появился, когда Джеймс Уатт, известный шотландский инженер, измерил работу, которую могут выполнять определённые двигатели, сравнивая её с силой лошадей.
Кнопка (англ: button): пункт (что-либо, взятое как отдельное от остального, какой-либо отдельный предмет), слово, фраза, тема или область, которые дают ответную реакцию человека, если их «нажать». Такая реакция вызвана аберрацией (отклонением от рационального мышления или поведения, от лат. aberrare «сбиться с пути, блуждать»).
Джут: натуральное текстильное волокно из растений, из которого можно сделать грубые прочные нити.
Конечный продукт: завершённый результат работы или целенаправленной деятельности, который можно увидеть и можно использовать.

#нетмайдану #защитаотманипуляций #манипуляции #нетманипуляции #недайсебяобмануть #ложь

#нетманипуляции, надувательство, жизнь, этика, обман, #манипуляции, свобода, #недайсебяобмануть, логика, лохотрон, слова, #защитаотманипуляций, понимание, фразы, политика, язык, ложь, #ложь, манипуляции, #нетмайдану

Previous post Next post
Up