Совсем неожиданно пирамида Маслоу (если её положить на бок так, чтобы каждый уровень пирамиды превратился в отдельную, направленную вверх стрелку) оказывается очень похожа на динамики существования (можете погуглить). Действительно и там, и там имеются «побуждения, стимулы» (или «внутренние импульсы») к достижению определённых целей, и эти цели можно отделить друг от друга на несколько групп, но при этом все они вместе представляют собой нечто интегрально целое, присущее человеку фундаментально, неосознанно. И в пирамиде Маслоу побуждения представляют собой ступеньки, идущие по возрастанию, от самых простых, материальных «потребностей» человека к наиболее общим, духовным «потребностям», и точно также динамики существования расположены в порядке возрастания масштаба, начиная от динамики личности и вплоть до динамики бесконечности.
С базовыми «побуждениями» всё более-менее просто:
1-я и 2-я ступени пирамиды Маслоу (соответственно это «физиология» и «безопасность», включая здоровье и финансовую безопасность) абсолютно точно соответствуют 1 динамике («динамика личности»).
3-я ступень пирамиды Маслоу («любовь») почти точно соответствуют 2 динамике («динамика секса и семьи»).
4-я ступень пирамиды Маслоу («уважение/признание») вполне точно соответствуют 3 динамике («динамика группы»).
Дальше идут более продвинутые «побуждения», и тут уже местами чуть посложнее, но при желании всё-таки можно найти в них сходства.
5-ю ступень пирамиды Маслоу («познание»), по идее, тоже можно как-то совместить с 4 динамикой («динамика человечества»). Такие примеры «познавательного стремления», как путешествия, изучение других народов, расширение общего кругозора и увеличение универсального багажа знаний, в принципе, очень тесно связаны с выживанием всего человечества в целом.
6-ю ступень пирамиды Маслоу («эстетика») тоже можно при желании соединить с 5 и 6 динамиками (динамика «живой природы» и «физической вселенной»). Примеры «эстетики»: забота о своём красивом внешнем виде, забота о животных и растениях, наблюдение за внешней красотой мира, постижение чудесной гармонии законов природы и прочее.
А вот 7-я ступень пирамиды Маслоу («самореализация») уже более точно подходит под 7 и 8 динамики (динамика «духа» и «бесконечности»). Примеры «самореализации»: реализация мечты, развитие талантов и способностей, анализ духовных ценностей и прочее.
И там, и там эти побуждения не являются полностью взаимоисключающими, хотя порой при разных ситуациях возникают тенденции к взаимоисключению. Также блокирование каких-то целей человека создаёт угрозы для его выживания, и если такое происходит по базовым стремлениям, человек становится «больным». И ещё Маслоу даже называл свою мотивационную теорию условно «общединамической теорией» (general-dynamic theory). И т.д. и т.п., просто очень много совпадений.
Но одно важное различие между пирамидой Маслоу и теорией динамик существования всё-таки существует. И оно состоит в том, что в теории Маслоу базовые уровни желаний считаются доминирующими, и потребности более высокого уровня могут «проявиться» и стать мотивами поведения лишь в том случае, если человек удовлетворит свои более простые потребности. В этом проявляется некоторый биологизм и прагматизм теории Маслоу. Во второй же теории динамик говорится, что нельзя утверждать, что какая-то одна из динамик важнее, чем другие динамики, и считается, что для одного конкретного человека в его жизни одна из динамик (или некоторый набор динамик) может быть более важной, чем набор оставшихся динамик. В этом проявляется некоторый социологизм и функционализм данной теории.
ЗЫ. Кстати, пирамида Маслоу вполне совместима с теорией базиса и надстройки Маркса, в которой одна из основных идей такая: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (переводя на обычный язык: «Очень часто слова - это просто слова, а вещи - это реальные вещи»). В общем, если обратить внимание, то две нижние ступени в пирамиде Маслоу («физиология» и «безопасность») представляют собой самые «базовые потребности» человека. И здесь цель очень конкретная: человек должен позаботиться и обеспечить себе еду, одежду, жилье, деньги, экономическую стабильность и прочее, связанное с базовым выживанием. Всё точно так же, как в базисе Маркса. В общем, вывод Маркса о важности экономики в историческом процессе невозможно опровергнуть. Те же уровни, которые расположены в пирамиде повыше, соответственно легко соотносятся с надстройкой Маркса. Эти уровни пирамиды относятся к семье, обществу и государству. И здесь человек должен позаботиться о семье и воспитании детей, о положении в обществе («уважение/статус/авторитет»), об образовании и культуре, о философских, религиозных, политических и эстетических взглядах, и в конечном счёте о жизни в целом.
Возьмём простой пример (крестьянин в средние века) и посмотрим на него через пирамиду Маслоу. Он - земледелец, и пашет на земле, обеспечивая себе еду, одежду и кров («физиология»). Но не только себя одного обеспечивает этот мужик, он отдаёт значительную часть произведённого урожая своему господину-барину, чтобы тот «защищал» его жизнь и хозяйство от других упырей-феодалов или от случайных грабителей («безопасность»). Это, очень утрированно, и есть базисный базис. Далее переходим к надстройке. Значит, у крестьянина есть жена и дети, которых надо кормить и одевать («любовь»). Далее, барин весьма специфически «уважает» этого пахаря как своего холопа, зависимого смерда или как-либо ещё - согласно определённым феодальным уставам («уважение/признание). Ну что же, как говорится, «жись такая», а точнее «базис такой» («Ты на моей земле живёшь и хлеб растишь, значит, ты - мой холоп, и кланяться должен мне»). Далее, хорошо, если этот земледелец разбирается в грамотности и умеет писать-считать, но это максимум, который доступен ему («познание»). Конечно, земля для него плоская, а гром и молнии пускает боженька на колеснице. Далее, «эстетика» для пахаря: максимум - занавески на окнах и иконки в углу, и по праздникам - чистая одёжа, ну и красота природы, берёзок и полей. И, наконец, «самореализация»: попы мужика покрестили, отпели и прочее.