Хроника пикирующего пятиклассника

Sep 05, 2010 13:09





В связи с наступлением нового учебного года мне вспомнилось то, как я работал в школе. Там были свои плюсы и минусы. Зато то, чего я добился уже к третьему уроку, очень многого стоит! Дело в том, что на первых двух уроках я рассказывал ученикам про препятствия в обучении (см. видео в предыдущем посте), и на 3-ем уроке вдруг я увидел то, чего, пожалуй, и не ожидал: ЦЕЛЫЙ ЛЕС РУК!!! Я сам был в шоке. Причем дети отвечали с азартом, диким желанием и охотой! Глаза у них просто сверкали! Ну как Вам такое? Невероятно, да?

А ведь это довольно простые, понятные методы обучения. Вот, например, ученик или студент читает книгу, начинает зевать (обычное дело, правда?), потом он чувствует усталость, его начинает клонить в сон (тоже реальная штука, да?), потом ему уже хочется забросить учебник куда-то подальше (кто из нас не плевал на уроки?), а если кто-то заставляет его вернуться к учебе, он в ответ злится и огрызается (родителям это очень знакомо, не так ли?).

Однако сон над учебниками, нахальность и бросание предмета - это не все проблемы, с которыми можно столкнуться, если неправильно учиться. Что если ученик не может потрогать сам предмет «вживую» или хотя бы посмотреть на фотографии? Его согнет. Я сам видел, как ученики сутулятся и горбятся над столом, когда объяснение касается каких-то абстрактных или «невидимых» предметов. Отсюда и искривление позвоночника. Знакомая проблема, не правда ли? И, конечно, наибольшие проблемы вызывает предмет «русский язык». Тут просто целое море абстрактных правил, которых в жизни нигде не потрогать, не пощупать. Вот дети и мучаются на «рус.язе».

Однако это касается и математики, по той простой причине, что учебники по ней с каждым годом становятся все сложнее. Как-то раз я пошел «на дом» к одному из своих пятиклассников и застал следующую картину. Мать стоит в полном отчаянии, а Андрей с диким воем бегает кругами по комнате, чуть ли не нарезая круги по стенам. Его состояние было такое, что еще немного, и он просто выпрыгнет в открытую форточку! Оказалось, что пацан совершенно не в состоянии понять, что написано в учебнике по математике. Я посмотрел в книжку, и сам впал в столбняк! Там НА ПОЛ-СТРАНИЦЫ самым запутанным иезуитским языком описывалась десятичная дробь. Такие вот дела. А мы еще говорим, откуда берутся озлобленные, агрессивные дети? Поколение Х? Да сами же их такими и делаем с помощью такого убийственного обучения.

Но чтобы окончить на более мажорной ноте, расскажу о более приятном примере.

Был урок по хронологии времени. Я объяснял, что такое «года до нашей эры» (причем, я столкнулся с тем, что даже некоторые взрослые этот вопрос так и не поняли). Так вот, значит, я проясняю тему, используя технологию обучения Хаббарта, и наблюдаю за реакцией детей. Сначала все ученики сидят вялые и хмурые, некоторые из них под парту закатываются… Я продолжаю прояснять это… И - бац - тут в одном из мест кто-то подлетает вверх и начинает светиться как лампочка: «Я понял!!!» От него пошла такая волна восторга, это надо было просто видеть и чувствовать… Потом это же происходит в другом месте, потом - еще где-то… И так далее, словно по цепной реакции! О, это было высшее наслаждение!

В общем, если на выходе из школы или из университета мы хотим получать не совершенно одуревших от мучения людей, нужно изучать и применять технологию обучения. И тогда на улицах будет меньше людей, которые (как я чувствую) только что сняли после боя с «басмачами» свои запыленные буденовки, спустились с коней и обтерли сабли об простыню, сохранив на своих торжественно-мрачных челах печать вечной борьбы со злом.

мозги, Уфа, наука, дети, обучение, медицина

Previous post Next post
Up