"Защитительное слово"

Apr 22, 2009 19:33

Не так давно я писал о прошедшей в стенах ХДС конференции, которая была посвящена теме Искупления (официальное сообщение о мероприятии см. здесь). Было упомянуто, что поводом к её проведению стал "конфликт, возникший у студентов некоего курса с одним уважаемым преподавателем. У ребят сложилось устойчивое ощущение, что тот является ревностным приверженцем "юридической теории" и всё богословие пытается свести к учебнику митр. Макария (Булгакова).  ... Предметов жаркого спора оказалось два. Первый - собственно, допустимость описания таинства Спасения в юридических терминах. ... Второй ... - Кому была принесена Голговская Жертва и приностится Жертва Евхаристическая". Так же мною было сказано, что дело дошло даже до обвинений в ереси.

Сегодня у нас появилась возможность выслушать altera pars - того самого преподавателя, о котором шла речь. Ранее его имени я не называл, теперь, видимо, пришло время сделать сие. Итак, это мой давний хороший знакомый Павел Валерьевич Герасимов, выпускник МДАиС, кандидат богословия, преподающий ныне Новый Завет на III курсе ХДС, а также заведующий богословской кафедрой. Он же - начинающий жж-юзер  pvger  (см. фото ниже).




(Хоть это и оффтоп, но не удержусь добавить: он большой знаток и ценитель знаменного распева).

По личной просьбе Павла Валерьевича, я публикую у себя в журнале его "защитительное слово" (как он сам обозначил жанр сего текста), в котором он излагает свою точку зрения на происходящее. И даёт свои ответы как на мой постинг, посвящённый данной теме, так и на некоторые комментарии к нему. Итак, (далее - текст Павла Валерьевича)...

"Мой ответ моим ученикам и учителям

Я - тот преподаватель, о котором идет речь. В какое удивительное время мы живем! «Любовь, - писал святой апостол Павел, - не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13:6). Это - свойство настоящей христианской любви. Но теперь не так. Теперь «любовь» части современных христиан не cорадуется истине, а радуется неправде. Теперь эту неправду старательно выискивают, что бы ей порадоваться: вот она, наконец, давно не виделись. И где отыскивают? Среди своих же! Это похоже на офицерскую вдову, которая сама себя высекла.


Сейчас средства массовой информации - это особая власть. Она может представить все так, как ей хочется. И средняя овца словесного стада не усомнится в добротности подносимой ей жвачки: добрый дядя уже все сделал и подумал за нас. Остается только жевать давно пережеваную кем-то кашицу. Газета «Московский комсомолец» отдыхает.

Стоит ли сомневаться в достоверности изложения? Вот Гамлет, например, поверил тени своего отца - и оказалось, что призрак был прав. Правда, заплатил Гамлет за это жизнью, и не только своей. Какую цену заплатим мы? Гамлет, по крайней мере, сто раз задумался над явлением тени своего отца. Он размышлял, страдал, действовал. Мы - уже умудренные, нам не надо размышлять. В сталинское время бытовала частушка:

Я маленькая девочка,

Играю и пою.

Я Сталина не знаю,

Но я его люблю.

Тут не важно: люблю или не люблю. Важно, что - не знаю.

Стоит ли задумываться над тем, что нам излагают? Действительно ли конфликт такой уж жесткий и затяжной? Действительно ли со всеми студентами или только с одним курсом? Действительно ли со ВСЕМ курсом, или только с тремя-четырьмя студентами? Действительно ли среди других студентов нет ни одного единомышленника со мною? Если никто из студентов не разделяет мою точку зрения, то почему конфликт - только с одним курсом? На все эти вопросы не ответить, читая словесную жвачку. «Да не были мы на Таити, - скажут некоторые, - нас и здесь неплохо кормят».

Вот студенты обвинили преподавателя в ереси. А сами-то они - непогрешимые? Выходит, теперь не надо много учиться, чтобы постичь православное богословие. Теперь достаточно только поступить в Хабаровскую (не Московскую, конечно же) семинарию, чтобы стать цензором и инспектором богословия. Теперь не преподаватели учат студентов - теперь студенты инспектируют преподавателей: «Это я послушаю в другой раз, а сейчас ты лучше бухти мне про то, как космические корабли пересекают просторы Большого Театра». А все, что кроме - то от лукавого. Как это демократично и современно. Пассажиры авиалайнера указывают пилоту, как держать рули высоты и когда поворачивать. А пациент на операционном столе сквозь наркоз повелевает хирургу: отрежь здесь, зашей тут.

Как все уже знают, студенты пожаловались архиерею. Сразу. Минуя других преподавателей и проректора. Вы хоть понимаете, ЧТО это значит? Думаете, что с целью выяснить вопрос? Как не раз отмечали православные богословы, противники «юридической» теории в отношении себя лично следуют строгому юридизму: устроить судилище, засудить, наказать. Наверное, был бы 37 год, они не побрезговали бы ничем. Как поется в песне: И с размаху бросили в черный воронок. Думаете, стремление сразу жаловаться наверх простирается только на богословские споры с одним преподавателем?

И на кого в действительности направлено обвинение? На меня лично? - Да Бог с вами! Выходит, и мои коллеги-преподаватели тоже не знают истинной веры, т.к. никто из них меня ни в чем не обвиняет и мы тесно общаемся. Я, как и все мы, преподаю не по своей инициативе. Это - благословение руководства семинарии. Выходит, и оно не углядело! Не желаю дальше продолжать мысль, которая с необходимостью следует из студенческой логики. Эти преподы все шиты одними нитками! Они оцеживают комара (обременяют студентов неудобоносимыми бременами, еже есть правила поведения и учеба), а проглатывают верблюда (т.е. меня, разумеется). Какие духоносные и прозорливые появляются студенты!

В семинарию приходят, чтобы учиться. Но, как говорил Митрофанушка: не хочу учиться, хочу жениться. Едва закончив школу, плохо зная русский язык и продолжая писать с грубыми орфографическими ошибками, не умея толком читать не то что на церковно-славянском, а даже по-русски (говорю о чтении житий Святых на трапезе, которое нельзя слушать без слез), они уже - Савонароллы. Не пройдя полного курса догматики, не изучая и патрологии, не читая даже русские переводы Святых Отцов (про греческий язык не говорю), им уже не нужен учитель - Святой Дух учит их Сам (1Ин.2:20,27).

Когда архиепископ Филарет (Гумилевский) только родился, то местный божий человек Алексий стал звонить в колокола и предсказал, что мальчик будет сам звонить на весь свет. Об этом мальчике преподобный Серафим говорил, что только он может каждый месяц книжку из кармана вынимать (т.е. прочитывать с пользой и запоминать содержание). В семинарии будущему архиепископу явился святитель Василий Великий и повелел читать его творения на греческом и латинском языках. Святитель Филарет Московский готовил его себе в преемники. Но что значит все это для некоторых? Сбросим Пушкина с корабля современности! И вот встает студент на уроке и бесстыдно заявляет, что то, что написал православный архиерей - это неправославное учение. Как писал Р. Киплинг:
                       …

Но нет спасенья от раба,

Который стал царем!

Он в созиданьи бестолков,

А в разрушеньи скор,

Он глух к рассудку - криком он

Выигрывает спор.

Для власти власть ему нужна,

И, силой дух поправ,

Он славит мудрецом того,

Кто лжет ему: "Ты прав!"

Когда не надо - он упрям,

Когда не надо - слаб,

О раб, который стал царем,

Все раб, все тот же раб.              (Притч.30:21-22).

«Повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь», - пишет апостол Павел (Евр.13:7). Новый Завет говорит о пастырях и пасомых. Пастыри руководят стадом словесных овец, а кроткие овцы христовы следуют за Пастырем-Христом и за теми, кого Он поставил управлять Церковью. Наставники имеют благословение от архиерея научать в вере. А задача студентов - покоряться, повиноваться, учиться. Теперь ученики поднимают свой голос против учителя. Теперь у нескольких словесных овец выросли совсем не словесные, а вполне материальные рога. Это уже было в истории Христианской Церкви. Один ученик восстал против Учителя. Был учеником - стал наветником. Был другом - стал предателем. Предал Того, к Кому сам пришел. И за что? За то, что с виду тоже было похоже на ересь.

Меня не удивляет, что студенты могут что-то не понять, чем-то быть недовольны, отреагировать неправильно. Они - студенты, они только учатся. Это - болезни роста. И сам я очень грешный, и не мне преподавать Новый Завет, т.к. я не имею священного сана. Пожалуйста, я не держусь за место! Но пока благословили именно меня, и я стараюсь делать свое дело хорошо. Я тоже должен вырасти как преподаватель. Будем носить тяготы друг друга и так исполним закон Христов (Гал.6:2)!

Но вот что примечательно. Наше внутреннее дело стало достоянием общественности. Что ж, сейчас такое время, всем интересно копаться в чужом грязном белье. Наверное, его запах возбуждает аппетит. Но меня удивляет реакция посторонних, которые все это нюхают. Что советуют?! Не читать молитву «Царю Небесный» и «Достойно есть»! Не молиться вместе и не причащаться! Это как возможно?! Не молиться перед уроком, учась в семинарии? Причащаться в другом месте - это где? В Китайской автономной церкви? Между прочим, сами студенты проявляют гораздо более церковное отношение. Студент, три раза затянувший урок спором со мною, потом (правда, уже не публично, а наедине), приходил ко мне просить прощения, т.к. желал причаститься с чистой совестью. Другой студент тоже приходил перед причастием примириться. Вы, те, кто советуете им не причащаться, не пора ли вам избавиться от духовного большевизма?

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? - пишет апостол Иаков, - Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:1,11-12).

В свое время Святые Отцы Церкви и их преемники провозгласили фундаментальный принцип в области православного богословия: consensus Patrum, согласие Отцов. Церковь и ее верные дети твердо верили, что Отцы Церкви, просвещаемые от Святого Духа, обладают подлинным ведением. Именно им - не философам, не ученым - открыты глубины смысла Божественного Откровения. Церковь всегда считала, что Отцы ее говорили и действовали в согласии друг с другом, всегда говорили одно и то же, а именно - то, что открыл о Царствии Небесном Богочеловек Иисус Христос, и то, что от Него передали своим преемникам святые Апостолы. И все учение Церкви было в понимании Святых Отцов единым монолитом, пронизанным благодатью Святого Духа

Теперь некоторые современные христиане вводят другой принцип: bellum Patrum, или война Отцов. Теперь, как ветхие обноски из старого сундука, достаются запыленные утверждения о том, сколько раз, где, когда и по какому случаю ошибся тот или иной Святой Отец Церкви. И теперь вместо светлых одежд православное богословие пытаются одеть в эти дырявые лохмотья. Если раньше сами Отцы с крайней деликатность и крайне редко говорили о возможных ошибках своих предшественников (вспомним скромный ответ преподобных Варсонуфия и Иоанна на этот вопрос!), то теперь современники, только недавно закончившие школы и даже не научившиеся грамотно писать по-русски, не щадят никого! Чего и кого жалеть? - ведь и на солнце есть пятна! Что там святитель Ипполит Римский с его хилиазмом, что там мужи-апологеты с их «ошибочным» отношением к философии! Не избежит меча критики ни Григорий Богослов, ни Иоанн Златоуст. А русские Отцы - это уж вообще позднее средневековье, темный и непросвещенный век, не знавший сладости всеобщего отрицания. Один современный богослов-публицист в пылу полемики воскликнул, обращаясь к праведному Иоанну Кронштадтскому: «Прости, отче Иоанне! Тут ты не прав!»

Но введя Гоббсовский принцип «вражды Отцов между собой», современные любители богословия использовали очень старый прием, о котором писал еще святой апостол Павел: «Ибо … сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов"» (1Кор.1:11-12). Введя принцип вражды, новые богословы разделили единое Предание Православной Церкви на множество различных интерпретаций, на целый набор не догматов, а теологуменов. Теперь говорить о том, что тот или иной Отец Церкви говорит полную истину - это очень непопулярно, даже как-то неприлично, мы же не фанатики. Теперь почетно утверждать, что это - лишь частное мнение Отца, которому противоречат... и дальше приводится набор соответствующим образом подобранных цитат. Модернизировав таким нехитрым способом православное богословие, богословы-модернисты делают уже собственную нарезку из святоотеческих цитат, в зависимости от «заказа»: чего изволите? По-русски это называется просто: ловить рыбку в мутной воде.

А чтобы вода действительно стала мутной и непроницаемой для глаз, в арсенал модернистских принципов вошел и революционный лозунг:

Весь прежний мир мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

Кто был ничем, тот станет всем!

Действительно, есть же ведь люди, которые не брезгуют ничем, т.е. обладают особым искусством даже из отбросов свернуть конфетку. Но для этого надо получить эти отбросы, т.е. начать войну и разрушить прежний мир, превратив его в развалины.

И этот мир православного богословия пытаются вправду разрушить. Говорят - хотя кто это доказал, и кто это в состоянии проверить! - что все русское православное богословие начиная с XVI века - сплошь засилье католических идей. Какой простой лозунг! Даже В.И. Ленин позавидовал бы его простоте. Не случайно, что он появился как раз в революционные годы. И какой яркий результат: теперь можно все русское богословие с XVI по XX век забросить и не изучать. Зачем? Это же одно заимствование. Это очень просто, а главное - не надо ничего делать. Не надо читать, не надо думать, не надо мучиться. Как говорится, против лома нет приема. Ну, а читать русских отцов до XVI века - дураков нет. Да и неопубликованы эти сочинения. Это чисто ученический лозунг, лозунг лодыря:

Я учебники заброшу,

Поваляюсь на траве:

Ведь с пустою головою

Легче бегать по земле!

И теперь - на фоне этих руин и полного неведения - можно построить свой собственный, новый, индивидуальный и виртуальный мир из обрывков святоотеческой мысли. И теперь те, кто был ничем, смогут-таки стать всем. Как известно, на безрыбье и рак - рыба. Зачем, к примеру, изучать многотомные курсы догматики XIX века? Это же схоластика. Достаточно ограничиться кратким курсом лекций. Пусть в нем отсутствует научный аппарат, пусть невозможно проверить цитаты, пусть есть грубые опечатки и прямые ошибки. Главное, что в нем нет никакой схоластики во всех смыслах этого слова, т.е. полное отсутствие школы и преемственности.

Но истина - это такая особая субстанция, с которой ничего нельзя сделать. Ее нельзя покорить, наоборот, истине покоряется все. Даже если один человек тихонько в укромном месте шепотом произнесет истину, она останется истиной. Но даже если толпы демонстрантов будут скандировать ложь на главных улицах города - она останется ложью.

История - учительница жизни - дает нам яркие примеры. Протоиерей Георгий Флоровский писал, что в XIX веке было модно и задорно говорить вместе с Е.Е. Голубинским, что Древняя Русь вплоть до самого Петровского переворота не имела ни богословской образованности, ни книжности, а разве грамотность. История опровергла эту ложь. В начале XX века утверждать вместе с В.О. Ключевским, что древнерусская мысль никогда не выходила за пределы церковной казуистики, было очень остро. И это заблуждение развеялось. Теперь это - лишь научные курьезы, тупики антицерковной мысли. Так описывал пути русского богословия прот. Г. Флоровский. Но ведь когда-то часть людей воспринимала это за чистую монету!

Церковь всегда одна и та же, ибо она тождественна самой себе. Сейчас - как и раньше - ложь и хулу на Русскую Церковь принимают за истину. Но история расставит все по своим местам. Вспомним, что писала Марина Цветаева (1913 г.):

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,



Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед!

Не было и нет такой Церкви, как Русская! Не было других таких стран, как Святая Русь! Не было другого такого богословия, как русское Православное Богословие. В каждый век своего существования, в каждый момент русское Православное Богословие было святым, чистым, ясным и точно выражающим небесные истины Божественного Откровения. Слава тебе, святая Русская Православная Церковь! Слава вам, великие русские Святые Отцы! Слава вам, русские православные богословы, сохранившие православную веру в догматической чистоте! Слава Тебе, Искупитель наш Иисус Христос, стяжавший Церковь Кровию Своею!"

Герасимов П.В.

17 апреля 2009

г.

Previous post Next post
Up