Дэвид Боуи и научная фантатика (Перевод)

Jan 01, 2009 20:07


Здесь помещен мой перевод статьи из журнала NESKONCNOCT ("Бесконечность")





ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ

Дэвид Боуи или Зигги Звездная пыль
автор ГРЕГОР ВУГА

МНОГИЕ ОБРАЗЫ ДЭВИДА БОУИ

В 1967 году, двадцатилетний, Дэвид Роберт Джонс издал альбом David Bowie и тогда же официально принял этот артистический псевдоним, который использовал до наших дней. Можно сказать, что это было первое среди многих превращений, которые затем последовали. В своей долголетней карьере он заслужил название хамелеон,  потому что  часто и иногда непредсказуемо изменял не только музыкальный стиль и жанр,  но и прежде всего внешний вид. Короткие волосы, львиная грива, длинные волосы, борода, гладко обрит, конвервативная элегантная одежда, экстравагантные и дикие гламурные костюмы... Среди всеми этими мутациями было также несколько таких, которые создавали почти личный образ, или альтер эго. Среди них есть некоторые интересные для нашей области,  потому что  очень мало исполнителей популярной музыки,  которые бы были также связаны с научной фантастикой,  фантазией и подобными темами.

ДЖАРЕТ

Приблизительно в конце 1986 года Боуи снялся в фильме «Лабиринт», как король гоблинов (даже пуристы от фантастики вынуждены были признать этот факт, на примере наличия в фильме феи) и для многих это стало  первым контактом с певцом, если уже не началом любительской связи. Это был также единственный ясный контакт с фантастической тематикой.

МАЙОР ТОМ

Вообще первое известное заигрывание Боуи с научной фантастикой, точнее космической темой был сингл Space Oddity, изданный за два года до альбома. Сингл был переломным не только музыкально, Боуи также впервые изменился для широкой публики, в дополнении к этому на нём появился образ под именем Major Tom и его музыка. На нем Боуи создал почти архитипный образ - астронавта, который потерялся или преднамеренно прервал контакт с Землей и остался погибать в космосе. Этой музыкой, а так же музыкой из фильма Кубрика Odiseja 2001, сопровождались тогдашние высадки на Луне, и это было написано как космическая мелодрама. Образ вернулся в 1980 году с альбомом Scary Monsters, точнее с песней Ashes это Ashes, в котором он  снова  зазвучал на Земле - там заканчивалась его одиссея (Space Oddity преднамеренно звучит подобно как Space Oddisey) и только здесь это служило метафорой зависимости Дэвида от героина в зрелые годы. В дальнейшем, влияние созданного тогдашнего образа очень заметно, если событием стало само его появление в популярной культуре: упомянут был в музыке и телевизионных сериалах, немецкий техно музыкант Питер Шиллинг это использовал в песне Major Tom (I'm Coming Home), хотя это связано косвенно, в дальнейшем исполнитель K.I.A. написал песню с названием Mrs. Major Tom. Эта музыка обусловила также появление песни Rocket Man, которую написали  Элтон Джон и Берни Таупин, а в исполнении Вильяма Шатнера обрела культурный статус.

Научно-фантастической и космической тематик он касался ещё в других песнях, назовем Hello Spaceboy (в дуэте с Pet Shop Boys), весьма вероятно вдохновленных Starchildu Артура Кларка и Кубриковской Одиссеи, а так же Life on Mars?), которая иначе говорит o фильмах.

ТОМАС ДЖЕРОМ НЬЮТОН

В1976 году Боуи сыгралглавную роль в фильме Mož, который je padel на Zemljo, по книге вышедшей в 1963 году. В нём сыграл инопланетянина, который принял имя Томас Джером Ньютон в человеческом подобии. Ньютон прибыл на нашу планету с намерением, что бы построить космической корабль, с помощью которого бы на свою  родную планету переправить воду  с  Земли,  потому что  там ужасное. В конце концов его разоблачили, подвергли насильственным опытам, его задача катастрофично провалилась.  Душевно сломленный невозможностью  написать пластинку для связи с родной планетой,  он возлагает надежду на радио, и что радио передача достигнет дом. Несмотря на не достаточно позитивные оценки и не самый большой прием публики, этот фильм остался в памяти людей в прежде всего из-за Боуи,  потому что, он без маски в фильме выглядел более неземным нежели многочисленные искусственные голливудские космонавты.  Его  острое лицо, разноцветные глаза (которое являются последствием драки в отрочестве, левый глаз Дэвида карий а правый бледно голубой), а так же гладкая, на выглядившая почти резиновой кожа, его образ превратился в защитный знак. Некоторые заходили так далеко, что считали его настоящим инопланетянином. Музыка из фильма, как и особенность образа инопланетянина, который написал пластинку, имеет интересную параллель с другим образом Боуи,  которому посвящена следующая глава, однако влияние которого никогда не нуждалось в любых связях.

ЗИГГИ ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ

Наиболее влиятельная работа Боуи - его альбом с полным названием The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars. В этом концептуальном альбомом Боуи начал новое музыкальное направление так громко, как самая настоящая «звезда». Альбом издан в 1972 году (за четыре года перед появлением в фильме) и обусловил подъем глэм-рока, который переживал свою вершину в Великобритании между 1971 и 1973 годами. Консептуальный  альбом рассказывал музыкой o Зигги Звездная Пыль, инопланетянине, который прибыл на Землей с мессианским посланием. Первая песня, с названием Five Years, предсказывает конец света или Земли и панику, который последует за тем - предсказывает пять лет подъема, которые отделяют человечество от гибели. Следующая история проповедывала o приходе мессии рок-певца, который бы отрешил людей не только от конца, но и от банальности и повседневности жизни, так что грядет может быть только метафорическая гибель. В дальнейшем назовем песню Soul Love описующей различные облики любви, между ними soul love, которая бы была наивысшим обликом любви, любовь которую нашел Зигги. В отличаи от некоторых других концептуальных альбомов всё весьма немного косвенно,  потому что часть текстов двусмысленно намекает на то, откуда точно Зигги пришел и как, расположение пристани космического корабля или нечто подобного невозможно найти. Единственно заявленое научно-фантастическое слово, которое используется - ray gun (фазер, лучевое оружие). Поиск влияний во всяком деле тяжел, при чем альбома почти невозможного; никак ни возможно найти неопровержимых доказательств, когда и каким образом Боуи вдохновился музыкой, когда был конец шестидесятых и начало семидесятых, время, когда полеты на Луну и полеты людей в космос были более актуальны чем теперь; время, когда научная фантастика появлялась ежедневно также в телевизионных сериалах Star Trek и Doctor Who.

Зато имеем больше фактов o происхождении самого образа: имя произошло от комбинации имени Зигги, которое Боуи взял на вывеске некого магазина, в это можно поверить, но стоит и упомянуть также его приятеля Игги Попа и манекенщицу Твигги. "Фамилия" Stardust (Звездная пыль) произошла от кантри певца Нормана Карла Одома, который выступал под сценическим псевдонимом The Legendary Stardust Cowboy. Внешний вид Боуи вдохновлен всем понемножку, большое влияние на него имел фильм The Clock-work Omnge (Заводной апельсин), в котором главный герой красил свои ресницы. Боуи одолжил это, что бы лицо выделить окончательно, и ещё под другими влияниями создал андрогина, или безполый стиль, который был очень вызывающим. Его  образ с  негативно означающим гомосексуализмом, не бы был необычайным даже сейчас. Этому способствовал ещё и сам Боуи, который преднамеренно распространял сплетни o своей различной сексуальной ориентации.  Его  эксровагантный облик, который он сам комбинировал из того, что нашел на рынках, потом и для правильного костюма находил различные формы, имеет ещё и сегодня влияние на моду и некоторые ее направления. Так назовем введение высоких подошв -  "платформ".

Сама история о взлете и падении музыкальной звезды написана с Винсея Тейлора, "французского Элвиса", который на подъеме наивысшей славы однажды распустил свою группу сопровождения, вышел на сцену в белой тунике и  провозгласил себя Сыном Божим. Это подобие «звезды», которую разрушила собственная слава, было главным влиянием для Зигги и его музыки, проявило то, что было желанием Боуи - представление, театральное действие, создать которое он не успел. Свое желание он перелил в концептуальный альбом с музыкой в стиле альбома Tommy группы The Who. Опыт с "ложным Лу Ридом" окончательно связал всё это в узел. Боуи хотел на одном из концертов Velvet Underground за кулисами поговорить с певцом, убежденный, что это - по-настоящему Лу Рид. Позже, от друга он узнал, что в действительности разговаривал с Догом Юлем, потому что Рид перед этим ушел. Но к этому времени он понял, что в действительности не важно, с кем он поговорил, что вымышленная личность может быть достаточно истинной, как и любая другая. Весь этот опыт, стили и влияния воплотились в альтер эго Зигги Звездная Пыль, може быть первой правильной роли в истории музыки. Вместе с группой, которую он назвал The Spiders fiom Mars, Боуи отправился в тур и потерял грань между действительностью и воображением, так как ситуация вызывала противоположные чувства. Многие фаны начали действительно утверждать, что он своего рода мессия, и он сам не был больше убежден кто и какой он есть; по его словам, настоящий Дэвид Боуи "вылетел через окно" и начал серьезно сомневаться в своём душевном здоровье. "Я тогда сам упал. [...] сам стал Зигги Звездная пыль. [...] Несомненно, я потерялся в фантазии".

Многолетнее влияние этого альбома видно по сей день. Он не только изменил само звучание рок музыки, многие альбомы и музыканты вспоминали о нем. Тот же Марк Болан со своими T-Rex, как породия и своего рода поклон своему коллеге, написал альбом под названием Zinc Alloy and the Hidden Riders Of Tomorrow (Цинковый Сплав и Тайные Наездники Завтра). Та же японская психоделическая группа Acid Mother's Temple (Храм Кислотной Матери) создала альбом под названием Acid Mother's Temple & The Magical Power from Mars (Храм Кислотной Матери и Волшебная Власть из Марса), на котором можно найти композицию с названием Ziggy Sitar Dust Raga. На первый взгляд наиболее поражающее, при подробнийшем пересмотре всех, влияние альбома и самого Боуи заметно на Мэрелине Менсоне. На концептуальном альбоме Antichrist Superstar (Антихрист Суперзвезда) он написал историю o взлете и падении  мессианского образа, подобного Зигги; а на альбоме Mechanical Animals (Механические Животные) оздал альтер эго андрогинного вида в облике, который немного напоминает образ Зигги. Это альтер эго "выступало" под именем Omega and The Mechanical Animals (Омега и Механические Животные). Определенно вызывает упрек использование им разноцветных линз для глаз.

Дело Боуи было тяжелым - он создал правильную космическую оперу, потому что не следовал традициям, однако во всех жанрах границы неясные и затертые, так, что мы не можем в этом его преувеличенно обвинять. Главный носитель жанра научной фантастики - фабула, которая считается более важной в других средствах массовой информации, особенно в литературе и кино; музыка в них считается посредником и не очень почитаема; можем без сомнений утверждать, что Боуи добился не только одного из найважнейших достижений в истории современной популярной музыки, но и создал главный научно-фантастический альбом,  как популярный исполнитель.
Previous post Next post
Up