Оригинал взят у
poetry_six в
ВЗАИМНОСТЬ
Есть каталоги каталогов.
Есть стихи о стихах.
Есть пьесы об актёрах, сыгранные актёрами.
Письма по поводу писем.
Слова, которые служат для объяснения слов
Мозги, занятые изучением мозга.
Есть печали, заразительные как смех.
Бумага из переработанной бумаги.
Замеченные взгляды.
Случаи, которые другие случаи отменили.
Большие реки с серьёзным участием малых.
Леса, с самых краёв поросшие лесом.
Машины изготавливающие машины.
Сны, которые будят нас ото сна.
Хорошее здоровье нужное при выздоровлении.
Лестница - настолько же вниз, насколько и вверх.
Очки с которыми ищут очки.
Вдох и выдох дыхания.
И пусть, хотя бы время от времени -
Ненависть ненависти
Ибо, в конце концов
это незнанье незнания
приводит к рукам,
занятым умыванием рук.
Перевод с польского Г. Ходорковского
Иногда в стихах Шимборской обнаруживается практически раблезианская основательность в перечислении деталей. Только такой подход может превратить интересную мысль (или даже банальную мысль) в замечательное стихотворение. Нужна некая протяженность, чтобы взгляд не сразу падал на последние три строки, в которых мысль эта и заключена. Требуется время, чтобы читатель убедился в специфичности ситуации «каталога каталогов». А по дороге - словно двери из «Алисы в стране в чудес» - и эти будящие сны, и заразительные, как смех, печали…