Стыдно признаться, но с легендарным "Кабаре" Боба Фосса я познакомился всего чуть больше месяца назад. И как-то так получилось, что фильм сразу попал в число моих любимых: сказалось и блестящее владение Фосса киноязыком, и завораживающая игра Йорка и Минелли, и просто бесподобная хореография, до которой даже современному стандарту "Чикаго" далеко не всегда удавалось дотянуться. Сегодня же я узнал, что мюзикл, на основе которого был снят один из моих любимых фильмов, в свое время поставил один из моих любимых режиссеров - Сэм Мендес, всем известный за "Красоту по-американски", но мной ценимый за "Морпехов".
Минутка рекламы: в ближайшие недели он начнет съемки 23-го "Бонда", чему я несказанно рад.
Первое же, что поражает при знакомстве с "Кабаре" Мендеса - резкость, почти грубость его постановки. Там, где Фосс играл на полутонах, обволакивал атмосферу падения европейской цивилизации в табачный дым, систему зеркал, интимность закрытых пространств, забитых старой мебелью, Мендес берет условностью, фактически оставляет зрителя один на один с обнаженными эмоциями актеров, которые они уже не могут, да и не стараются скрыть гримом. В киноверсии Европа-кабаре незаметно, тихо, с печальной ностальгией проваливалась в фашизм. На сцене у Мендеса же она сломлена, истерична, по привычке участвует в старой клоунаде, но буквально на глазах рассыпается, чтобы Гитлер вышел не в ее одурманенном мозгу, но на ее осколках.
Даже не знаю, какая трактовка лучше. Фосса определенно красиво смотреть и потому, когда фильм потихоньку уходит в мелодраму, это происходит совершенно естественно. Но Мендеса смотреть иногда просто больно, и потому очень и очень захватывающе.
Click to view
Еще один момент. В этой версии "Кабаре" совершенно поразительна Сара Кестельман в роли фрейлейн Шнайдер - хозяйки квартиры, в которой живет главный герой. В фильме у Фосса сюжетная линия этой героини ликвидирована, чтобы освободить место для новой, более "молодой" версии истории о любви "чистого" немца и еврейки. Опять же, результат неоднозначен: отношения милой старушки и очаровательного дедушки-еврея на экране смотрелись бы банальнее, чем предполагающий гораздо более серьезные последствия выбор молодых людей. А все равно, когда смотришь постановку Мендеса, жалеешь, что фрейлейн Шнайдер в фильме уделено так мало времени и ее не играет Сара Кестельман.
Click to view
По правде говоря, Саре Кестельман вообще очень не хватает заметных ролей в кинокарьере - такая актриса их определенно заслуживает. Впрочем, проведя краткое расследование, я выяснил, что у нее все равно есть одна блестящая крупная, важнейшая для сюжета роль: в 2004 году она сыграла слепую джедая-наставницу Крейю в Star Wars: Knights of the Old Republic II - The Sith Lords. И это, между прочим, - одна из лучших ролей во всем, что имеет отношение к "Звездным войнам". Это вам подтвердит любой, знакомый с игрой.