(no subject)

Mar 01, 2014 22:08

Сразу объясню про "таблички", которые в ЖЖ на таблички не похожи, но узнаваемы :-).
Это сделано "под "Ксюшу", ей так удобнее. Она и в математике предпочитает табличную запись условия текстовой, и вообще неплохо структурирует.

МИНИМУМ (это нужно знать почти наизусть и уметь объяснить)
СКАЗ
Сказ - вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа - наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
Имитация фольклорного произведения может достигаться подражанием сказочному, былинному и песенному складу (сказочная стилизация).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7
Вопросы и задания: вспомни рассказчика в сказах Бажова. Кто он? Попробуй его описать (устно с примерами из текстов). Зачем он нужен в сказах Бажова?
Слушать сказы Бажова:
Старик Какаваня: http://www.staroeradio.ru/audio/12763 - начни с нее!
Огневушка-Поскакушка: http://www.staroeradio.ru/audio/3251
Серебряное копытце: http://www.staroeradio.ru/audio/3310
Синюшкин колодец; http://www.staroeradio.ru/audio/1943
Каменный цветок: http://www.staroeradio.ru/audio/2240

СказкаСка́зка - жанр литературного творчества. Различают фольклорные (народные) и литературный (авторские) сказки.
Сказка фольклорная - эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов, имеющий традиционный сюжет и характеристики основных героев.
Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Бывают прозаические, поэтические и даже написанные специально для исполнения на сцене авторские сказки.
Вопросы и задания
1.     Какие сказки появились раньше: фольклорные или литературные?
2.     Заполни табличку (если не все сможешь заполнить сразу, читай дополнительный материал)

Фольклорная сказка
Литературная сказка

Это эпос?

Это прозаический или поэтический             жанр?

Устное или письменное творчество?

Имеет конкретного автора?

Сюжет определен раз и навсегда или       может изменяться?

Могу я, пересказывая такую сказку,          придумывать новые события, героев     или менять характеристики             персонажей?

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (это поможет понять и объяснить, а также написать интересное сочинение)
Слово «сказка»  впервые появляется в рукописях в XVII века. Но значение этого слова не совпадает с современным. Та «сказка» происходит от слова «каза́ть».
Имело значение: перечень, список, точное описание. Будем читать «Мертвые души» там всплывет выражение «ревизские сказки» - опись крепостных крестьян какого-нибудь барина.
Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь. Вспомни поговорку про соловья, которого «баснями кормят». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна.
Сказка помогали людям передать потомкам определенные ценности и правила жизни (отдавать душу за други своя, за отца или мать, за любовь - хорошо,  а вот стремиться к беспечной, но нечестной жизни - плохо - вспомни, что написано было на камне, возле которого тормозили Иваны-царевичи). 
Сказка родственна мифу, но между ними есть очень существенные отличия (см. таблицу)

Сказка и миф

Сказка
Миф

Произведение искусства
Произведение, отражающее религиозные верования

Происходит в рамках «сказочной» географии (лес, Молочная река - Кисельные берега, Калинов мост и пр.)
Связано с конкретным местом (Олимп,      Троя, Киев и т.д.) и временем (вспомни таблицу, о которой рассказывал Гаспаров в начале книги)

Фольклорная сказка имеет собственные приемы, свой язык:
1.    Сказочные формулы - ритмизованные прозаические фразы:
·         «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» - сказочные инициалы, зачины;
·         «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - срединные формулы;
·         «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - сказочная концовка, финал;
2.    «Общие места» - кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:
·         Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где она обязана попугать в начале, он ей нагрубить, а в итоге Баба Яга Ивану-царевичу помогает.
·         Клишированное описание портрета - «Баба-Яга, костяная нога»;
·         Клишированные формульные вопросы-ответы - «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;
·         Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;
·         Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;
·         Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».
Клишированное - это от "клише" - такие языковые стандарты, употребляются в силу традиции и правил.

Фольклорная сказка  имеет три важных признака: она рассказывается, а не читается или разыгрывается на сцене или в кино, хотя может и существовать в записанных вариантах (это называется устностью), ее автор неизвестен (это называется анонимностью), каждый рассказчик волен внести что-то свое, поэтому меняется одна и та же сказочная история в зависимости от того, кто ее рассказывает может приобретать новые эпизоды, характеристики персонажей, последовательность событий, то автор-народ волен менять и текст и сам сюжет (это называется коллективностью).

Задание, которое не обязательно, но  я была бы рада, если бы ты заполнила табличку
Признаки сказки

Как называется признак
Что это обозначает

Фольклорные сказки различаются как тем, о ком и о чем они рассказаны, так и формальными признаками (продолжительность, структура и пр.). Самые короткие сказки  - это анекдоты, докучные сказки (про Белого бычка и пр.), небылицы. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах отличаются тем, что их герои одушевляются или даже очеловечиваются: Лиса выходит замуж за Кота, Соломинка, Боб и Лапоть отправляются путешествовать.
Волшебная сказка могла рассказываться несколько вечеров подряд (вспомни Шахерезаду, например и ее сказки-матрешки, когда внутри одной сказки несколько историй-отступлений). Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию (по другому это называется - зачином), завязку, развитие сюжета,кульминацию и развязку (см. также Конфликт (литературоведение).
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.
Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения - разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. Выдающийся русский ученый-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп написал две замечательные книги: «Исторические корни волшебной сказки» и «Морфология волшебной сказки». Первая (написана-то она была второй) доказывает, что сказа - не совсем ложь, рассказывает кто такие Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей и прочие небывалые персонажи. А вот «Морфология волшебной сказки» была написана тогда же, когда и Юнг начал задумываться об архетипах. И Пропп доказывает, что в каждой волшебной сказке есть примерно одинаковый набор персонажей, играющий заранее известные роли. Всего в волшебной сказке семь персонажей:
·         злодей (Кощей, Змей Горыныч, Баба Яга, например)
·         дарителя (старичок с волшебным клубочком)
·         помощника (Серый волк при Иване царевиче или Баба Яга при нем же в некоторых сказках)
·         царевна или её отец (которым остро не хватает жар-птицы, перстня, волшебного коня ну или просто хочется, чтобы добры молодцы устроили соревнования, кто выше прыгнет, на коне, а она будет сидеть в высоком терему и наблюдать)
·         отправитель («Пойди-ка туда, не знаю куда!»)
·         героя (Иван-царевич, дурак, крестьянский сын или какой-нибудь Мартынко)
·         ложного героя (братья Ивана-царевича, которые пытаются украсть его невесту и яблоки золотые).
Пропп очень интересно описывает и саму структуру волшебной сказки: как строится сюжет и пр.. Об этом можно будет позже почитать в его книгах.
При подготовке использованы материалы из: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0

литература не в школе, теория, вопросы и задания, литература 5 класс

Previous post Next post
Up