Автор:
oleg_inca Поездку в Западный Тибет мы вместе с
travchanski совершили в октябре 2007 года. Целью поездки было совершить кору (ритуальный обход) вокруг Священной горы
Кайлас (6714 м). Гора эта уже на нескольких тысячелетий притягивает к себе как буддийских так и индуистских паломников, почитают ее также индийские джайнисты и адепты добуддийской религии Бон. По легендам, именно здесь пребывает в своих медитациях господь Шива, здесь
Падмасамбхава победил гуру Шенраба в магической схватке за главенство религий на Тибете. Впечатляет и тот факт, что гора находится в крайне удаленном регионе, вдалеке от всяческих дорог и торговых путей. Раньше пешее паломничество сюда из Индии или столицы Тибета - Лхасы занимало долгие месяцы. Всю еду приходилось нести с собой, а климатические условия в этом регионе крайне неблагоприятные. Тем не менее многие религиозные люди шли от Лхасы (1200 км) пешком с простираниями (делая 1 или 3 шага и полностью ложась на землю). Такое паломничество занимало до полугода и, по повериям, полностью очищало карму от грехов неблагих заслуг.
Согласно
теории о сдвиге магнитных полюсов Земли, бывший южный полюс распалогался как раз на горе Кайлас. Про эту гору ходит огромное количество легенд! Все эти факты не дают усомниться в святости этого места.
Наша поездка началась из столицы Непала Катманду. Каких-то 7 часов на автобусе и мы в пограничным с Тибетом городе
Кодари (Kodari).
Границу переходим со строгой проверкой документов и даже измерением температуры тела (на случай заболеваний). Необходимо быть в составе группы, т.к. независимые передвижения по Тибету сильно ограничены. Самая значимая постройка Кодари - бордель, где проводят досуг китайские и индийские водители. Далее пересаживаемся в джипы и едем еще полчаса до китайского города Жангму (Zhangmu) с Тибетской стороны. Дорога полностью разбита, и наш водитель обнадеживает нас, что это хайвэй! В Жангму нам проставляют групповую визу (в паспорт ничего не ставится), потом приходиться ждать темноты в местном кафе, т.к. дорога открываеться только ночью. Днем идет реконструкция дороги и взрывные работы - никого не пускают. Около 3-х часов ночи наконец прибываем в
Ниелам (Nyalam) на высоте 3750 м. После 800 м в долине Катманду эта высота ощущается вполне явно. В этом городе мы проведем 3 дня аклиматизации. Многие группы из-за недостатка времени сразу отправляются на плато и уже на второй день пересекают перевалы более 5000 метров, что без должной аклиматизации безусловно опасно. Даже Н. Рейрих описывал перевал Тонг Ла, как самый опасный в их
Тибетской экспедиции. У нас время было!
Ниелам переводится с тибетского как ворота в ад. И действительно после зеленых холмов Непала всего через нсколько часов попадаешь сквозь облака в весьма скудный пейзаж.
В Ниеламе мы остановились в частном доме, переделанном под гест хус дом для гостей. Сам город, как и большинство новых китайских поселений, производит удручающее впечатление. Безликие китайские постройки, постоянное присутсвие военных, повсеместная бедность местных жителей. Есть и положительные стороны для туристов - горячий душ всего за несколько юаней, бары, бордель. Последнее нас мало инетерсовало. На улицу выходить особо не хотелось - организм боролся с высотой! Тем не менее за 3 дня мы совершили 3 вылазки по местным достопримечательностям, одну из короых я пропустил ввиду плохого самочувствия.
День первый - Поездка к деревне Гангка и пещере
Миларепы. Пещера расположена на вершине холма, под ней отстроена гомпа
Nyalam Pelgye Ling, активности в гомпе я не увидел. Прогулялись вдоль реки Matsang Tsangpo, подурачились с местной детворой и вернулись на базу в Ниелам.
День второй - у меня головная боль и слабость, у остальных прогулка к пещерам Phukaro.
Пещеры Пхукаро
Вид на Ниелам от пещер Пхукаро
День третий - мучительный подъем прогулка до высокогорного озера Тара (4350 м). Именно тут я во всей поноте ощутил дейстивие высоты. Вместо обещанных 2-3-х часов я полз на верх все 5, подъем порой был очень крут, но сполна окупался видами вокруг!
После аклиматизции мы начинаем наш путь к горе Кайлас. Чистого пути от Ниелама 3 дня на стареньких джипах Toyota Land Cruiser. Ох, как я зауважал эту машину после поездки: не машина, а танк! Порой мы ехали по полному бездорожью пересекая глубокие ручьи. Первый перевал на нашем пути назывался Тонг Ла (Tong La), 5120 м. На вершине порывистый ветер и явно минусовая температура. Отсюда отлично видна гималайская гряда отделяющяя непал от Тибета, так же как на ладони виден восьмитысячник
Шиша Пангма.
После перевала спускаемся в долину. Дорога тут расходится, хорошая асфальтированная идет на восток в Лхасу, жалкое подобие грунтовки уходило на западный Тибет. Передвигаясь по территории Тибета, мы в основном ехали по равнине, но высота на нашем альтиметре редко опускалась ниже 4500 м. Воистину, Тибет - крыша мира!
Первую остановку мы сделали на озере Пейку Тсо (Peiku Tso), 4591 м. С берегов озера отлично видно Шиша Пангму и непальский горный массив Лантанг.
Еще полдня тряски в джипах и добираемя до места первой ночевки - китайский военный город Сага. Ничего интересного в городе нет, кроме приличного по тибетским меркам отеля с горячей водой и телевизором. На холме за городом можно увидеть останки какой-то крепости, а на подъезде к городу - небольшое красивое озеро.
На следующий день дорога лежала через поля и увядающие осенние пастбища, пересекала несколько небольших рек. На обед мы остановились возле небольшого монастыря у деревни Жонгба. С благоговением осмотрели гомпу. В храме сохранились потрясающие статуи и фрески. Несмотря на это, гомпа производит ощущение запустения, я увидел там всего 2-х монахов, подозреваю что есть еще несколько. Со стен монастыря открываеться потрясающий вид!!!
После скромного обеда и осмотра храма мы продолжили наш путь до деревни Парьянг (Paryang), где мы остановились на вторую ночевку в частном доме. Место это произвело на меня довольно удручающее впечатление. Парьянг небольшая деревня по ходу дороги на Кайлас. Здесь сильно чувствуется китайское влияние - брошеные под открытом небом бильярдные столы, вывески на китайском. Большая часть население - тибетцы. Люди живут крайне бедно, вместо домов у многих семей палатка с печкой посередине. Большинство людей носят национальную одежду (весьма грязную). Фотографируются крайне неохотно: мне удалось сделать всего несколько кадров.
Утром выезжали на рассвете. Туалет представлял из себя яму во дворе и позволил сполна насладиться звездным небом, ледяная вода из колодца заметно освежала морозным утром! В машинах удалось немного отогреться дыханием, печка не работала. Еще полдня по пересеченной местности, и мы выезжаем на равнину откуда уже видно Кайлас!
Внутренне состояние могу описать как новый год и день рождения одновременно! В общем, великая радость!!! Наконец-то добрались!
Отсюда едем еще пару часов по очень пыльной дороге. Власти строят тут дорогу. Работы в полном разгаре. Для меня было очень неожиданно увидеть такое количество строительной техники на фоне священного Кайласа, скажу больше - из всего участка трассы этот последний был самый оживлнный. Я думаю, китайские власти хотят привлечь больше туристов в этот регион.
Деревня у подножия горы называется Дарчен. Здесь весьма заметно влияние туристической индустрии: в деревне много отелей и ресторанов, на одном даже красуется надпись на русском языке (видимо, место популярно среди соотечественников). Мы остановились в небольшой гостинице в комнате на пятерых человек. Ночь перед корой была очень тяжелой, сказывалась высота почти 5000 м.
На этом месте я решил сделать небольшой перерыв, дабы не утруждать чиатаеля большим количеством информации! В следующей части своего рассказа я расскажу о самой коре вокруг священного Кайласа и пребывании на берегу озера Манасаровар.