Обзор нового полнокадрового мануального объектива Zeiss Loxia Biogon T* 2/35. Части 1 и 2.

Oct 07, 2015 12:04




Всего 17 фото

Обзор будет достаточно необычным и причина тому - новый мануальный объектив Zeiss Loxia Biogon T* 2/35. Это стекло явилось для меня откровением, надо сказать. И чтобы читатель правильно понял в дальнейшем суть моих рассуждений и размышлений - потребуется относительно краткое введение в соответствующий контекст. Для тех кому не будет любопытно узнать, как я пришел к покупке этого удивительного объектива - совершенно не обязательно читать текст, что непосредственно ниже и, далее, читатель может сразу перейти к моим впечатлениям о нем.


И как же дело было!?…

Семейство объективов Sony байонета Е для серии полнокадровых беззеркальных (БЗК) фотокамер Sony Alpha A7, A7R, A7S, A7 Mark II, а теперь и A7R Mark II, A7S Mark II, продолжало, хоть медленно, но неуклонно расти, вызывая у фото сообщества одновременно с воодушевлением некоторую растерянность, но не только крайне высокими ценами Sony (что совсем не удивительно, и особенно сейчас, в условиях России), но и своим не всегда безупречно высоким качеством, которое декларировалось при его анонсах. Все ожидали от этого семейства оптики не только компактных размеров, но и нового качественного рывка собственно самой получаемой полнокадровой картинки как результата этой самой беззеркальной (БЗК)  «революции». Всеми предполагалось в самое ближайшее время стремительное снижение продаж зеркальных камер и ответный рост рынка беззеркальных ФФ камер, и, конечно же, бренда Sony. Упомянутые выше нарекания сообщества, если упрощать, сводились к тому, что показатель соотношения цена/качество этих объективов FE выходил очень низкий, несмотря на отдельные удачи корпорации... А, вообще, семейство «семерок» стремительно захватывало мир, во многом благодаря и короткому рабочему отрезку фотокамеры, что определяло возможность использовать с ними огромное количество не дорогих, но качественных мануальных объективов разных брендов, оставшихся на руках еще с «пленочных» времен и «леечных» раритетов…
Здесь, паралелльно, мы рассмотрим упаковку объектива...
02.


03.
Время стремительно летело, а результаты были прямо скажем, не очень - камеры получались большей частью замечательные, но оптика стала камнем преткновения - объективы «росли» в размерах, явно выходя за рамки исходной концепции компактных ФФ беззеркальных фотокамер; качество картинки было приличным, но коллективно подводившиеся энтузиастами независимые итоги применения этой оптики вызывали нешуточные форумные страсти - предлагаемый производителем показатель цена/качество мало кого устраивал, особенно в последнее непростое для рубля время. Многие, ведь, продали свои зеркалки вместе с накопленными объективами только лишь для того, чтобы выйти на новый качественный уровень фотосъемки, чтобы перестать носить тяжкое «железо» и «стекло», а оказалось, что законы оптики никто не отменял - крайне сложно добиться исключительного качества оптики уменьшая лишь размеры объективов. Возможно этим и следует объяснить рост габаритов недавно выпущенных объективов - вроде бы бескомпромиссного фикса Sony SEL-35F14Z 35 mm F/1.4 ZA и тревел-зума Sony SEL-24240 24-240 mm f/3.5-6.3 OSS. На камерах А7 эти монстры выглядели чуждо и как-то неестественно. В линейке ФФ объективов Sony лишь 3-4 новых стекла, вконец, устроили их новых владельцев, - но это было похоже на то, как будто бы вы проснулись от сладких грез и вспомнили, что все же реальная жизнь происходит на земле, а не на небесах…)

Кстати, все качественно, аккуратно упаковоано и со вскусом. Почему-то упаковка Цейса напомнили мне во многом упаковочные коробки гаджетов Apple)
04.



Столкнувшись с ценой в 100 000 руб. (сейчас и до 120 000) за объектив Sony SEL-35F14Z 35 mm F/1.4 ZA к которому у многих уже появлялись нелицеприятные вопросы, и что я с вожделением начинал планировать к покупке еще в 2014 году, и с совершенно не устроившим меня по своему качеству зумом Sony SEL-24240 24-240 mm f/3.5-6.3 OSS, который я также воображал использовать как универсальный тревел-зум - итог был обескураживающим - система Sony явно пробуксовывала, и по сути, покупать для A7R было нечего (в наличии у меня уже было два объектива - обычный средний зум Sony SEL-2470Z FE 24-70 mm F/4.0 ZA OSS, позиционируемый, впрочем, Sony как премиум и - удачный, полюбившийся мне, как и многим, - Sony SEL-1635Z Vario-Tessar FE 16-35 mm F/4 ZA OSS T*). Но тут вступил в игру новый персонаж в стане производителей ФФ-объективов для семейства Sony с байонетом Е - уважаемый всеми Carl Zeiss, что анонсировал две новые и, именно свои, линейки объективов для семейства семерок - готовились к продаже авто фокусные и довольно крупные фиксы Zeiss BATIS 85/1.8, Zeiss BATIS 25/2 и гораздо более компактные мануальные фиксы Zeiss LOXIA Biogon 2/35 и Zeiss LOXIA Planar 2/50. Батисы обещали к концу лета 2015-го, а Локсии кое-где уже появились в Москве в конце весны, несмотря на ажиотажный спрос на них в мире.

На 50 и 85 мм я практически не снимаю, - 16-35 меня вполне устраивал своим уровнем качества по всему диапазону фокусных и Батис со своим 25 мм мне явно не был нужен, а вот 35 мм от Локсии - были очень интересны потенциально высоким качеством оптики фикса. Огромный Sony SEL-35F14Z 35 mm F/1.4 ZA явно не вписывался как в цены, так и в мои представления о компактной беззеркальной ФФ фотокамере, а Локсия могла оказаться тем самым оптимальным вариантом, в который можно было вложить деньги, хотя бы в порядке отчаянного эксперимента и здорового любопытства.

Это приложенная в комплект документация.
05.



Опыта работы с мануальными объективами у меня практически не было, если не считать древний советский ZENIT-Е с 40-м Гелиосом). К тому же, снимал я ранее только на автофокусную оптику, поэтому сильно рисковал, зная по себе, что если объектив не «ляжет на душу», то будет пылиться без дела и постоянно напоминать своим присутствием о легкомысленно вложенных деньгах. Выхода для себя в последующей покупке нового и нужного объектива байонета Е я, все же, не видел и, поторговавшись с одним из реселлеров, поехал и взял Zeiss Loxia Biogon 2/35, поскольку именно эти фокусные для меня как раз и были крайне интересны. Ну, а теперь самое любопытное.

Впечатления, мысли, ощущения и, не только, после более чем двух месяцев обладания и легкого диалога с объективом Zeiss Loxia Biogon 2/35

Сначала об ощущениях, что являются сугубо личными и субъективными, но могут быть именно той необходимой исходной информацией для принятия личного решения о покупке вожделенной для сердца фотографа оптике, могущей стать, однако, достаточно рискованным шагом для инвестиций в наше непростое «санкционное» время) Предваряя мой рассказ, сразу хочу сказать две вещи - объектив перевернул все то, что было для меня устоявшимся и незыблемым, и второе - это не эйфория от того, что именно я его купил и теперь он должен быть, «типа», «самым лучшим») Ниже я попытаюсь передать все то, что я ощутил, общаясь с этим удивительным стеклом и вам может уже становиться ясным, почему я об этом заранее и так подробно упоминаю.

Ощущения

Локсия 2/35 оказалась на удивление компактным, легким, качественно изготовленным, на уровне близком к искусству, мануальным объективом. Держать в руке камеру с этим стеклом приятно, гармонично, естественно и доставляет не только физическое, но и эстетическое удовольствие. Одного взгляда на эту парочку - камера/объектив достаточно, чтобы влюбиться в них. Причем, ощущается все это мной впервые, на уровне почти неосознаваемых глубоких чувств. Удивительно! Ранее ни один объектив не вызывал ничего подобного.
06.



Корпус объектива цельнометаллический, чрезвычайно качественно выполненный, удобно ложащийся в руку. Кстати, я уже привычно ожидал, что с пластиковым кольцом байонета фотокамеры A7R, объектив будет давать люфт, также как с моими двумя другими зумами Sony, но этого не произошло - объектив сидит основательно, монолитно - ни малейшего намека на люфт. Металлическое кольцо наводки на резкость плавно, «как в масле», вращается под рукой, ход подстройки уровня резкости не обычно-короткий, а удлиненный, пользу которого я сразу ощутил при тонкой настройке резкости с фокус-пикингом через OLED-видоискатель.07.



Кольцо настройки диафрагмы очень плавное, плотное, смена числа диафрагмы происходит легкими четко-мягкими, но точно фиксирующимися щелчками, - приятно - чувствуется уважение производителя к потенциальному пользователю. Могу условно сравнить все эти эмоциональные эффекты - с ощущениями в руке дорогого, качественно изготовленного огнестрельного оружия, к которому многие испытывают архетипный трепет и безу́держную тягу)... Иногда, правда, обнаруживаю сбитую с нужной установки диафрагму, контролируя ее число по OLED-видоискателю во время съемки. Очевидно, неосознанно задеваю кольцо настройки диафрагмы при вращении кольца резкости.
08.



Шка́лы дистанции фокусировки и глубины резкости, рельефны, хорошо и веско читаются.
09.



Некоторые пишут, что цейсовское синее прорезиненное уплотнительное кольцо у основания объектива (с тыльной стороны) не сочетается по цвету с соневским оранжево-золотым кольцом на байонете фотокамеры. По мне так вообще все прекрасно выглядит и со вкусом.
10.


Бленда объектива небольшая, аккуратная, металлическая. Накрученная на Локсию она совершенно её не удлиняет и смотрится не только эргономично и практично, но и просто «красиво». Браво Zeiss!
11.






Вы скажете, чего он все тянет, давай про качество оптики! Будет про качество - тем более, об оптическом качестве объектива мне есть чего и много чего есть сказать) Объектив вызвал множество позитивных эмоций и творческих впечатлений, он взывает к диалогу, а главное - к пониманию сути этого стекла, наверное, даже, можно сказать, его души. В какой-то момент я понял, что мне надо просто сжиться с ним, понять, принять, почувствовать его и снимать, снимать, снимать, и именно поэтому я долго не мог начать писать этот обзор об объективе, потому как стекло непрерывно открывало себя для меня, удивляло, вызывало самые теплые чувства и продолжает и сейчас это делать.

Здесь бленда закреплена на объективе в обратную сторону в транспортное положение.
12.



Я, в основном, снимаю на авто фокусную оптику Canon с камерой 5D Mark II, перепробовал приличное количество L-оптики и не только, а также и разные объективы Sony с байонетом E - и у каждого объектива были свои плюсы и минусы, каждый из них зачастую был полон компромиссов, как разочарований, так и своих позитивных качеств, вызывая моё подсознательное неудовольствие, и открывая глаза на собственные обманутые ожидания от покупаемой оптики. И вот, впервые, наконец, я общался с объективом, который меня устраивал практически во всем. Теперь вы меня понимаете, почему я так много пишу об нем. Если бы это было нечто банальное - весь обзор был бы уже давно холодно написан и был бы заклеймен знакомым перечнем достоинств и недостатков, а недостатков я обычно набираю даже слишком много) А здесь, все было по другому - мне просто захотелось рассказать о нем Миру…

Ну, вот, наконец, я и закончил свои попытки передать субъективную эмоциональную составляющую моих чувств относительно этого объектива, и теперь, мы перейдем к более осязаемым вещам, а именно оптическим свойствам стекла, хотя и в этой области также много всего нематериального и субъективного)

Оптические свойства объектива Zeiss Loxia Biogon T* 2/35

Дисторсия

Первый ошеломляющий и радостный сюрприз - при обработки RAW-файлов с применением фирменного профиля в Лайтрум, объектив показал практически полное отсутствие у него дисторсии - браво! А я-то думал, что это неизбежное зло для всех современных объективов для линейки фотокамер Sony 5000-6000 - A7.
13.


Хроматические аберрации

Они минимальны и обращают на себя внимание лишь при сложных условиях по свету и на полностью открытой диафрагме. Откровенно говоря, именно с Локсией я перестал их замечать, как досадную данность объективов. Теперь я просто ставлю галочку убрать хроматические аберрации в Лайтрум, даже не разбираясь вижу их на исходнике или нет - очень приятно. Согласитесь - постоянно идти на компромиссы с собой не очень хорошая штука, подсознательно мы ведь помним о существовании ХА все равно, и если уж вы заметили их изначально - это может "напрягать".14.



Цветопередача

Наконец-то исходная картинка полностью сбалансирована и имеет естественные необычно глубокие, нейтральные и бережные цвета. Поначалу я пытался по «кэноновоской» традиции корректировать желаемый цвет картинки, в том числе и играясь балансом белого, но, в конце концов, промучившись с полученными исходниками в результате, пришел мысли, что лучше цветовые ползунки в конвертере пока не трогать вообще и это хороший знак - снимок по цвету фактически готов к использованию. Однако, все же, отмечу - баланс белого при ярком сильном и жестком солнечном свете объектив немного зеленит - приходится его иногда, слегка, в этих случаях, корректировать в «оттенках» конвертера в сторону пурпурного.

Конечно, не могу не сказать о субъективных комплексных ощущениях получаемых снимков с объективом Zeiss Loxia Biogon T* 2/35. Прежде всего и бессознательно - рисунок объектива сразу мягко ложится на душу, - такого результата я, признаться, я не ожидал. Обычно исходный RAW-файл, лично у меня, вызывал всегда смиренную необходимость «тупо» вытянуть из кадра все, что возможно, здесь же - картинка заставляет отбрасывать эти привычные «штампованные» действия - она объемная, естественная, глаз сразу и с удовольствием рассматривает ее. Видимый кадр побуждает к размышлению, включаются ранее не используемые ресурсы оценки уровня качества; детальность и естественность картинки инициирует размышлять, делать выводы - как в дальнейшем в сходных условиях улучшить качество своих снимков. Подобные мысли и чувства приходят легко и, как будто, сами собой. Совершенно необычные и впечатляющие чувства. Я впервые ощутил долю необычного «исходного покоя» при начале любого процесса обработки RAW-файлов снятых с Локсией)
15.


Детальность, а скорее - естественность картинки

Детальность объектива на высоте. Наконец-то я нашел искомый и требуемый всем внутренним моим существом, удовлетворяющий меня параметр детальности, естественности, резкости кадра и их гармоничного сочетания. Картинки с других объективов приходилось долго и нудно рассматривать «со 100-% увеличением», - чаще всего они не давали требуемых мной параметров по детальности. Я уже и начинал терять надежду получить ее)

Здесь надо, все-таки, иметь ввиду, что A7R с её большой 36 Мп-й матрицей, как известно, не обладает встроенным стабилизатором в тушке, Локсия также его лишена по определению, а ручной фокус вкупе с этими факторами серьезно осложняют задачу сделать максимально резкий и детальный снимок в динамике. На коротких выдержках проблем как правило не возникает, но в  сложных условиях дефицита света и когда ISO установлен в авто-режиме и резко поднимается - приемлемой детальности и резкости добиться бывает очень сложно, поскольку нынешние OLED-видоискатели еще не совсем совершенны - «цветовая броуновская каша пикселей» мешает поймать зону резкости, контрастного фокус-пикинга A7R не хватает, начинают проявляться микросмазы от тремора рук и влияния вибрации от срабатывания двойного затвора A7R… Но, к счастью, - появились A7 II, A7R II и  A7S II - в их «стабилизированном» варианте все гораздо потенциально оптимистичней) Просто порекомендую эти три новые замечательные камеры к приобретению в комплект с Локсии. Но, надо сказать, отдельно, что, поснимав Локсией с A7II, мне, все же, больше понравилась получаемая картинка с A7R. Ну, это так, к слову)
16.


Детализация и равномерность поля кадра

Обычно степень детализации и равномерность поля кадра объектива проверяют с пристрастием, фотографируя одну и ту же поверхность с контрастным равномерным рисунком изменяя показатели диафрагмы. В нашем случае это будет кирпичная поверхность Кремлевской стены, снятая с рук.

Читатель может сам покопаться в оригиналах фото кирпичной Кремлевской стены, снятой со значениями диафрагмы от 2 до 22, чтобы отыскать свою истину насчет резкости и равномерности этой самой резкости) Активные ссылки - под этим фото.
17.



Оригиналы:

f 2.0 - 1/2500 - ISO 100
f/2.2 - 1/2000 - ISO 100
f/2.5 - 1/1600 - ISO 100
f/2.8 - 1/1250 - ISO 100
f/3.2 - 1/1000 - ISO 100
f/3.5 - 1/800 - ISO 100
f/4.0 - 1/640 - ISO 100
f/4.5 - 1/500 - ISO 100
f/5.0 - 1/400 - ISO 100
f/5.6 - 1/320 - ISO 100
f/6.3 - 1/250 - ISO 100
f/7.1 - 1/200 - ISO 100
f/8.0 - 1/160 - ISO 100
f/9.0 - 1/125 - ISO 100
f/10.0 - 1/100 - ISO 100
f/11.0 - 1/80 - ISO 100
f 13.0 - ISO 1600 - 1/60
f/14.0 - 1/60 - ISO 125
f/16.0 - 1/60 - ISO 160
f/18.0 - 1/60 - ISO 200
f/20.0 - 1/60 - ISO 250
f/22.0 - 1/60 - ISO 320
Сразу скажу - результат лично меня впечатлил. На самой открытой диафрагме f/2.0 резкость слегка теряется, но буквально на 2.2-2.5 и более высоких значениях диафрагмы, детальность становится совершенно приемлемой и стабильной вплоть до 16-18. Выше уже проявляется некоторая дифракция и детальность падает. Прекрасный и удивительный результат. Оптимальной диафрагмой для комфортной съемки можно считать довольно широкий диапазон значений от 2.2 до 16. Круто!

Для многих объективов байонета E - неравномерность поля кадра - это навязчивый и обреченно-предполагаемый кошмар. Ожидая нечто подобное, я упорно, долго и нудно снимал со штатива наклеенные на стену то газеты, то рекламные плакаты, а после этого въедливо «до дыр» рассматривал с замиранием сердца) разные участки кадра, но мне так и не удалось выявить хронические и неизлечимые. Да, к периферии кадра детальность картинки падает, особенно к границе кадра, но не сильно, и это всё вполне естественно, а различающихся принципиально по степени резкости ее участков найдено не было. После этого изнурительного занятия я, наконец, сказал себе, что больше этим заниматься с Локсией не хочу и тут-же внутренне успокоился)

Виньетирование

Виньетка есть на открытой, но совсем не критичная, от f/3-4 исчезает вовсе. Я обычно избавляюсь от нее используя фирменный профиль в Лайтрум. Кстати, картинка от применения профиля, как я уже и говорил, в конвертере оживает и уже во многом становится готовой к употреблению.

Степень размытия фона, боке

Мне лично понравилось, как объектив «моет» на открытой. Если бы я не знал, как это делают другие объективы, то был бы в святом неве́дении и принял бы этот результат как должное, но Локсия явно делает это мягко, плавно, естественно и с легким художественным и, даже, каким-то кинематографическим шармом. Лично мне боке понравилось. Другое дело, что добиться приемлемого и ожидаемого результата не так просто, как с премиум-линзами зеркального сектора -  банально не хватает еще более открытой диафрагмы. Ну, это уже не недостаток, а вопрос бюджета и заморочек с переходниками)

Здесь мы прервемся в нашем обзоре-повествовании, поскольку ЖЖ, как известно, не любит объемные тексты. Во второй части мы остановимся на возможностях ручной фокусировки объектива с семерками и, в частности, - с A7R, съемке в искусственном свете, видеосъемке, специфике съемки без стабилизатора объектива и тушки камеры и предоставим для читателя максимальное количество тестовых фото с наличием их полно-размеров, по необходимости - комментариев об условиях съемки, и конечно, в заключении - соответствующие выводы и рекомендации.

Часть 2

© Vladimir d’Ar

Вторая часть

беззеркальные фотоаппараты, обзоры, обзор, zeiss, объективы

Previous post Next post
Up