Примерно год назад Андрей Журавлев прислал мне ссылку на свою статью
Искусственное повышение резкости, где подробно рассматривается метод на основе фильтра High Pass и режима наложения Overlay. Собственно, с этой статьи и началось наше знакомство. Тогда, прочитав материал, я проникся заложенной в него идеей разделения самого изображения (с возможностью его редактировать) и карты его нерезкого маскирования (с возможностью ее редактировать). Но долгое время не представлял, как это можно реализовать на практике. Недавно Андрей показал мне, как применяет собственную методику. В последние пару месяцев я довольно активно щупал технологию и пришел к выводу, что она крайне эффективна. Особенно для шарпа полноразмерных картинок, хотя и для веба тоже вполне подходит. С разрешения автора делюсь этой технологией, немного дополнив её собственными наблюдениями.
Для каких целей шарпить
Прежде всего важно понимать, какие задачи мы преследуем, когда шарпим большое (оригинальное или малоресайзенное) изображение. Так как это скорее всего не вывод на экране компьютера, а печать в том или ином виде, то и параметры повышения резкости будет напрямую зависеть от метода печати, нюансов её технологии и итогового размера картинки. Например, для полиграфии обычно шарпят чуть больше, чем для фотопечати, а для струйной размер и сила шарпа к тому же зависят от типа материала, на котором производится печать. Вместе с тем, описанный ниже метод неплохо подходит для любого размера файлов, просто его параметры необходимо подбирать в каждом конкретном случае. Рассмотрим наиболее распространённую и близкую лично мне задачу - фотопечать в химическом процессе.
Метод повышения резкости
Я условно называю это "методом Андрея Журавлёва", хотя он наверняка будет возмущаться, что ничего нового не придумал и всем всё до нас известно. На самом деле суть метода отражена в картинке-превью к этой статье, но давайте рассмотрим наш бутерброд слоёв подробнее.
Итак, у нас есть фотография, которую мы хотим пошарпить перед печатью. Не важно, многослойный ли это PSD или просто картинка. Наши действия:
1. Создаём слой, в который помещаем копию суммарного бутерброда. Для однослойного файла это равнозначно просто созданию копии слоя. Для многослойного нажимаем комбинацию SHIFT+Command+ALT+E (SHIFT+CTRL+ALT+E).
2. Превращаем этот слой в смарт-объект. Для этого кликаем на слое правой кнопкой мыши и выбираем Convert to Smart Object. Сами по себе смарт-объекты, это отдельная тема (появились, по-моему начиная с версии CS2), здесь лишь кратко скажу, что это позволит нам применить к слою смарт-фильтр. То есть фильтр, в котором можно будет менять параметры прямо в рамках многослойного PSD.
3. Применяем к этому слою фильтр High Pass. Радиус можно выставить любой, например 1,5 px. Т.к. фильтр, применённый к смарт-слою является смарт-фильтром, мы всегда сможем вернуться к этому слою и задать другой радиус. Собственно в этом слое мы только что получили карту нерезкого маскирования на основе контурных ореолов.
3. Создаём новый корректирующий слой Curves. Пока оставляем кривую линейной.
4. Выделяем два верхних слоя и нажимаем Command+G (CTRL+G). Таким образом мы объединили эти слои в группу.
5. Теперь задаём всей группе режим перекрытия Overlay.
Резкость повышена. И это был бы обычный High Pass метод, если бы не наши хитрые кривульки. Вернёмся теперь к этому слою. Если вы читали статью Андрея, то должны помнить, там мы говорили о необходимости управления ореолами через редактирование карты нерезкого маскирования. Собственно, эти наши кривые и являются самым простым (и основным, в общем-то) инструментом коррекции. Если мы поставим по центру точку, то ею разделим светлые (верхняя половина кривой) и темные (нижняя половина кривой) ореолы. Т.к. воздействие режима Overlay не проявляется для средне-серого тона и максимально для максимального от него отклонения в обе стороны (осветления и затемнения).
Теперь остаётся сделать то, что мы обычно и делаем с ореолами - немного усилить темные и частично нейтрализовать светлые. Это достигается, например, вот такого типа формой кривой.
Управлять силой воздействия на ореолы можно раздельно двумя половинками кривой, а также суммарным воздействием через прозрачность группы слоёв. Управлять радиусом шарпа можно через смарт-фильтр High Pass. Плюс можно рисовать по маскам, создавать несколько карт нерезкого маскирования, более сложно редактировать карту и т.п. Теперь мы можем делать с резкостью всё, что душе угодно. Например, перевести карту в чистое ч/б для полной нейтрализации цветных ореолов (впрочем, итак практически не видимых глазу), разблюрить области, где повышение резкости чрезмерно и многое другое.
Про параметры шарпа
Вернемся к исходной задаче. Я обычно повышаю шарп для печати фотографий на Noritsu или Durst. Важно понимать, что для управления резкостью печать должна вестись в режиме REAL SIZE, подробно об этом я писал в статье
Шарпинг под печать. По своему опыту я пришел к тому, что для фотопечати файлов с 21-мегапиксельной камеры (Canon 5D Mark II) в режиме "пиксель в пиксель", в зависимости от сюжета и размера деталей оптимальный радиус шарпа составляет 1,5-2 px. Хотя иногда это может быть и 1 px, и 3 px. При этом, если мы планируем уменьшение картинки (например, для печати более маленьких форматов), то и радиус шарпа также следует уменьшать. При увеличении размеров картинки (разгоне) я предпочитаю не шарпить вовсе.
Как подобрать правильное значение шарпа? Есть много разных подходов, наиболее распространённый из которых - шарпить полноразмерные картинки в масштабе вывода на экран 50%. Скажу честно, я на эту тему не особо много не экспериментировал. Полагаю, способ имеет право на существование, но я предпочитаю набивать руку, анализируя и сравнивая реальные отпечатки, выполненные с разными параметрами. В целом я отталкиваюсь для описанных выше условий от 1,5-2 px. Результат при этом получается примерно такой (кроп в масштабе 100%).
Понятно одно - при подготовке к печати можно (и даже скорее нужно) позволять ощущение небольшого перешарпа на экране. Только важно не переусердствовать.
Напомню, что картинки под веб я шарплю
другим способом (так исторически сложилось), хотя от описанного метода можно добиться как минимум не меньшей эффективности. И, кстати, шарпить, на мой взгляд, логично единожды, в окончательном размере. Одно время я экспериментировал с шарпом в большом размере, потом ресайз, и потом веб-шарп, получалось эффектно, но жестко.
Еще один нюанс - так как мы не знаем, каким именно образом заказчик будет использовать изображение, я пришел к выводу, что отдавать результаты работы надо без применения финишного шарпа, акцентируя на этом внимание. При этом можно либо дать некоторые инструкции, либо предложить помощь в окончательной подготовке файла под конкретную печать в конкретном размере на конкретном оборудовании. Хотя, это уже скорее для достижения скорее люкс-качества, в большинстве случаев вполне достаточно просто отдать нешарпленные картинки. По крайней мере, я на текущий момент к такому выводу пришел.
Буду рад любым встречным соображениям.
оригинал этой статьи с возможными изменениями и дополнениями