Оригинал взят у
sazikov в
Главная спортивная арена Олимпиады-80 Я уже
рассказывал о праздничном оформлении Москвы в дни проведения Олимпиады-80. Сегодня приведу рассказ искусствоведа, сотрудника ВНИИТЭ Роланда Олеговича Антонова об оформлении стадиона Лужники - главной спортивной арены московской Олимпиады. Несколько любопытных подробностей об этом проекте и почему не всё из него оказалось реализованным, нам ранее рассказал Анатолий Пантелеевич Малков, на тот момент главный художник Управления внешнего благоустройства и озеленения ГлавАПУ г. Москвы, фактически, главный художник по праздничному и рекламному оформлению столицы.
Здесь можно об этом почитать.
Итак, к чему сводилась дизайн-концепция оформления стадиона в Лужниках?
Перед группой дизайнеров, взявшейся за организацию среды олимпийского комплекса в Лужниках, стояла ответственная и трудная задача. Разработчики столкнулись с необходимостью учитывать определенные организационные требования Олимпийской хартии, а также условия проведения самих соревнований. Задачу дизайнеров усложняло и то обстоятельство, что им пришлось иметь дело не с новым, специально построенным сооружением, а с большими пространствами, насыщенными визуально активной архитектурой. Изучив опыт всех предшествующих Олимпиад и обсудив возможные варианты, авторы разработали собственную концепцию всего оформления. В основу легли две исходные идеи - образность, праздничность зрелища и максимальный психологический комфорт спортсменов. Эта исходная концепция потребовала разработки технологических средств для ее воплощения.
Конструктивно это решение опиралось на выбор минимального числа композиционных элементов. Таких элементов можно выделить три: основной структурный элемент, флаг и суперграфика.
Структурным элементом явилась стандартная конструкция из крепящего узла и стержня, из которого можно собирать большое число вариантов пространственных форм. Размеры флагов расцвечивания были заданы условиями Олимпийской хартии, разработчикам оставалось выбрать для них подходящий материал и продумать их размещение. Особое значение в проекте было придано суперграфике, которая должна служить связующим звеном между отдельными фрагментами оформления. В натуре это огромные цветные полосы, как бы сбегающие с информационных и декоративных конструкций на тротуар и направляющие общее движение к центру событий - большой спортивной арене.
Начинаясь от станции метро «Спортивная», широкая лента суперграфики ведет поток людей к открытой галерее, также смонтированной из стандартных конструкций, где демонстрируется фотовыставка «Спорт в СССР». Собранная из крупных (до 6 кв. м) фото-плакатов, она рассчитана не столько на пристальное рассматривание, сколько на беглый обзор при проходе.
Далее сквозь тоннель со светящимися указателями зритель выходит к зданию стадиона, где центральной частью композиции является грандиозный щит с белой на красном фоне эмблемой Олимпиады-80. Чашу стадиона обнимает широкий наружный фриз, также смонтированный из стандартных структурных элементов. Он завершает вертикаль композиции, придавая ей необходимую собранность и цельность. Подобные декоративные элементы использованы при решении фасадов всех других сооружений на территории Лужников.
Внутри стадиона все оформление сосредоточено на верхней кромке козырька. Во время предыдущих олимпиад наблюдались случаи, когда элементы яркого оформления, создающие праздничное настроение у зрителей, мешали спортсменам сосредоточиться, и отдельные детали такого оформления приходилось снимать уже во время соревнований. Поэтому все оформление внутри большой арены Лужников вынесено вверх и находится вне поля зрения соревнующихся. Основной интерес с точки зрения художественно-конструкторской проработки здесь представляет чаша для олимпийского огня.
При проектировании чаши были собраны все сведения о предыдущих проектах подобных сооружений. Выяснилось, что процесс зажигания олимпийского огня представляет значительные трудности для спортсмена, его выполняющего. Действительно - надо зажечь горелку диаметром 7 м! Использовавшиеся до сих пор конструкции по соображениям безопасности были явно уменьшены по размерам. Найденное дизайнерами новое решение чаши отвечает всем заданным условиям и позволяет эффектно и безопасно осуществить зажигание олимпийского огня. Чаша как бы вырастает из постепенно расширяющегося стебля, грани которого, выполненные из профилированного металла, образуют глубокие каннелюры, в которых проложены невидимые снаружи газопроводы. Сама церемония зажигания начинается с того, что трансформирующаяся площадка у основания стебля раскрывается, охватывая его со всех сторон и давая возможность факелоносцу выйти на передний план. Когда факел подносится к соединяющему каннелюры кольцу, огонь несколькими видимыми нитями взбегает на высоту 14 метров и вспыхивает в чаше огромным пламенем. Таким образом, церемония зажигания несколько растягивается во времени и становится эффектным, запоминающимся зрелищем.
Чаша олимпийского огня после Олимпиады останется памятным символом спортивного праздника и будет зажигаться в торжественных случаях.
При разработке проекта оформления был принят во внимание тот факт, что круто поднимающийся противоположный берег реки с его многочисленными дорожками и аллеями служит как бы естественным продолжением чаши стадиона. Поэтому эта часть пространства также включена в олимпийский комплекс Лужников и решена в едином визуально-графическом ключе.
Выбранный минимум конструктивных и графических средств дал максимальный эффект. Отметим удачный выбор треугольника в качестве основного структурного элемента. Визуально форму треугольника образует ткань, натянутая на три стержня. Здесь заложены большие возможности для создания динамичных многогранных композиций, чем, например, в прямоугольном варианте. Такой дизайнерский прием хорошо сочетается с разработанной ранее системой визуальных коммуникаций для московских Олимпийских игр.
Конструктивная основа всех декоративных структур также не вызывает сомнений. В их выборе проявлен разумный рационализм - из трех основных узлов конструкций два взяты готовыми из практики и только один сконструирован заново. Это, в частности, показывает отсутствие довольно обычного для дизайнеров всех рангов ложного самолюбия, которое часто заставляет их во что бы то ни стало искать собственные оригинальные решения.
Любопытно также рассмотреть и стилистику предложенного оформления. На первый взгляд может показаться, что мы имеем дело с очередной вариацией на тему функционализма, но внимательный анализ дает возможность отвергнуть это предположение. Пространственные построения проекта не укладываются в привычную для чистого функционализма прямоугольную сетку, течение пространства между элементами оформления динамично и достаточно гибко. Но здесь нет и приподнято-романтической помпезности, характерной для антифункциональных течений последнего десятилетия. Данное решение нельзя представить и как попытку компромисса, так как в отличие от всех возможных компромиссных вариантов оно имеет свой образный строй, свое оригинальное лицо.
Осталось назвать авторов этого комплексного проекта: В. М. Шпак (руководитель группы); Г. А. Григорьев, Л. А. Шпак, Н. Н. Крылов, Е. В. Богданов (дизайнеры); И. М. Виноградский, А. Г. Ечеистов (архитекторы). Для разработки отдельных объектов, входящих в олимпийский комплекс Лужников, привлекались дизайнеры В. А. Кокуркин, Л. М. Ентус, С. П. Черменский, Н. Н. Лузгин.
Дополню рассказ Р.О. Антонова подробностями о еще одном важнейшем элементе оформления стадиона Лужники - двух ламповых экранах венгерского производства. Каждое из этих огромных матричных табло, установленных на Большой спортивной арене стадиона Лужники, состояло из 29 624 световых точек, включающих в себя лампочки накаливания 25 ватт, такое же количество полупроводниковых элементов и несколько километров проводов. Более килограмма серебра и 100 граммов золота было потрачено для покрытия контактов. Мощность, потребляемая каждым табло при полном включении, составляла около 1000 киловатт. Электрическая энергия, требуемая для обоих табло, была бы достаточна для освещения 3200 трехкомнатных квартир.
Каждое из светотабло имело высоту 10 м и длину 25 м, не считая несущей конструкции. Вес каждого табло вместе с блоками питания составлял 14 т. Пишущая часть табло, его «телевизионный экран», имел размеры 19x10 м. Блок электроники, необходимый для управления и обслуживания табло, распологался в помещении площадью более 50 кв. м. Управление светотабло, осуществлялось с помощью ЭВМ и содержало все данные по дисциплинам и спортсменам. Стартовые списки вводились в память ЭВМ с помощью дисплея (терминала) и хранились в течение дня соревнований. Результаты беговых дисциплин вводились в ЭВМ также с помощью терминала.
Результаты прыжков и метаний сначала появлялись на вращающихся малых светотабло и одновременно вводились в память ЭВМ, а после выполнения попыток происходила автоматическая перестановка согласно показанным результатам.
Цепи светотабло позволяли заполнить информацией всю пишущую часть в течение 0,02 сек. Поскольку показ информации на табло был сходен с показом на телевизионном экране, то и здесь происходила ее перепись с частотой 50 изображений в секунду. Система работала от любого стандартного видеосигнала, который поступал от внешней телевизионной сети. Несмотря на то что события Олимпиады транслировались телевидением, в систему матричных табло входила собственная телевизионная студия. Разумеется, телевизионный сигнал преобразовывался, прежде чем попасть на лампочки табло. С помощью вспомогательной ЭВМ информация (стартовые списки и результаты) передавалась на телевидение: система можгла обслужить одновременно 4 канала передачи.
Click to view