Контроль над СМИ: впечатляющие достижения пропаганды

Jun 12, 2024 09:51




Для дома и страны: пропаганда Первой мировой в тылу


Кино и радиопропаганда во Второй мировой войне, 1983



Продажа войны: искусство и пропаганда во Второй мировой войне. Земан З.А.Б (Zbyněk A.B), 1982



Ноам Хомский. Контроль над СМИ: впечатляющие достижения пропаганды

Классическая книга Ноама Хомского о пропаганде военного времени и контроле общественного мнения начинается с утверждения двух моделей демократии - одной, в которой общественность активно участвует, и другой, в которой обществом манипулируют и контролируют. По словам Хомского, "пропаганда для демократии - то же, что дубинка для тоталитарного государства", а средства массовой информации являются основным средством распространения пропаганды в США.

От изучения того, как Комиссии Крила Вудро Вильсона "удалось в течение шести месяцев превратить пацифистски настроенное население в истеричную, разжигающую войну толпу", до войны Буша-старшего в Ираке, Хомский исследует, как СМИ и отделы связей с общественностью использовались в качестве пропаганды для получения общественной поддержки вступления в войну.


В траншеях Лотарингии этот американский солдат убит немецким отравляющим веществом. Американские госпитали быстро и умело делают все возможное, чтобы облегчить его страдания."Либерти Бонд" поставляет противогазы, бинты, медикаменты и обезболивающие препараты. Покупайте всё, что сможете! "Либерти Бонд" спасает жизни!

Фоторепортаж "Займа свободы" Плакат Комитета общественной информации, 1917

Хомский далее затрагивает вопрос о том, как на современную индустрию связей с общественностью повлияла теория Уолтера Липпманна о "зрительской демократии", согласно которой общественность рассматривается как "сбитое с толку стадо", которым нужно управлять, а не наделять полномочиями; и как индустрия связей с общественностью в Соединенных Штатах фокусируется на "контроле общественного сознания", а не на его информировании. Контроль над СМИ - бесценное пособие по тайному использованию дезинформации в демократических обществах.
***

Роль СМИ в современной политике заставляет нас задаться вопросом, в каком мире и в каком обществе мы хотим жить, и, в частности, в каком смысле демократии мы хотим, чтобы это общество было демократическим? Позвольте мне начать с противопоставления двух различных концепций демократии. Согласно одной из концепций демократии, демократическое общество - это такое общество, в котором общественность имеет возможность принимать значимое участие в управлении своими делами, а средства получения информации открыты и бесплатны. Если вы посмотрите в словаре "демократия", то найдете примерно такое определение.

Альтернативная концепция демократии заключается в том, что общественность должна быть отстранена от управления своими делами, а средства распространения информации должны находиться под жестким контролем. Это может показаться странной концепцией демократии, но важно понимать, что это преобладающая концепция. На самом деле, она существует уже давно, не только в действии, но даже в теории. Это старая история, восходящая к самым ранним революциям XVII века.

1940-е, живопись, литература, пропаганда, война

Previous post Next post
Up