Ну всё, накануне 8 Марта пора переходить от
Мадонн на баррикадах к Мадоннам поэтическим.
Тёща Блока Анна Ивановна Менделеева в своих воспоминаниях "А. А. Блок" так пишет про свою дочь Любу Менделееву,
когда та была невестой Блока:
"Александр Александрович давно заметил её сходство с мадонной Сассоферрато, приобрёл фотографию этой картины
и до последних дней жизни имел её в своей комнате на стене".
Где-то я уже слышала подобное? Мол, мадонна - как две капли воды?
Ну да, ещё двум великим поэтам и тоже Александрам, но - Сергеевичам,
их поэтические жёны напоминали Мадонн с картин великих живописцев прошлого.
В принципе, чем больше поэтических жён, похожих на мадонн, тем лучше. Красоты много не бывает.
Правда, ни в каких других воспоминаниях мне не встретилось, что Блок сравнивал бы Любовь Дмитриевну с мадонной Сассоферрато или какой другой мадонной.
Кроме того, есть детальные описания последней квартиры Блока (там сейчас музей), в том числе - всего того, что висело у него по стенам вплоть до его смерти,
но фотографии с Мадонной Сассоферрато там нет.
Вполне возможно, что Блок действительно находил сходство.
Но, поскольку он знал и про Пушкина, и про Грибоедова, которые прямо так и записали в своей истории:
моя похожа на такую-то мадонну, а моя - на такую-то, то и не афишировал про свою Любу.
Может, не хотел, чтоб считали, что он Пушкина с Грибоедовым повторяет...
А когда умер, то тёща всю правду и рассказала...
На какую из мадонн от Сассоферрато (1609-1685) похожа в молодости Любовь Дмитриевна?
Я нашла две самых подходящих. Та, что в коллаже в начале поста и вот эта.
Похожа? Похожа, почему бы и нет...
Любовь Дмитриевна Менделеева в 1898 году в роли Офелии в домашнем спектакле; она же - в 1901 году
Наталья Николаевна и Рафаэль
Летом 1830 года, перед свадьбой с Натальей Николаевной Гончаровой, Пушкин пишет ей из Петербурга в Москву.
"Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет.
Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды;
я бы купил её, если бы она не стоила 40000 рублей".
Дотошные пушкинисты раскопали, что картина, о которой идёт речь в письме, была выставлена в книжном магазине на Невском проспекте, куда Пушкин часто заходил.
Это была старинная копия "Бриджуотерской Мадонны" Рафаэля. Она выдавалась за подлинник, отсюда её баснословная цена.
Таких денег на покупку портрета, похожего на его невесту "как две капли воды", у Пушкина не было.
Зато, благодаря этой картине, появилась "Мадонна" - сонет, посвящённый Наталье Николаевне.
"...Исполнились мои желания. Творец/
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,/
Чистейшей прелести чистейший образец".
Рафаэлевский оригинал "Мадонны с младенцем" много странствовал по свету, пока его не купил герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater, 1756 - 1829).
Отсюда её название - Бриджуотерская Мадонна
После его смерти картина больше века хранилась в лондонской галерее "Дом Бриджуотеров".
В начале Второй Мировой войны, после ожесточённых бомбардировок Лондона, "Бриджуотерская Мадонна" вместе с другими картинами
была отправлена в Шотландию, в Национальную галерею, которая не прекращала своей работы даже во время войны.
Нина и Мурильо
9 сентября 1828 года Грибоедов выехал со всей своей свитой, с молодой супругой и тещей из Тифлиса к месту своей службы в Персию.
Из Эчмиадзина Грибоедов писал своей приятельнице Варваре Семеновне Миклашевич про свою юную жену:
"Полюбите мою Ниночку. Хотите ее знать? В Malmaison, в Эрмитаже,
тотчас при входе, направо, есть Мадонна в виде пастушки Murillo, - вот она.."
Дотошные искусствоведы раскопали, что в 1828 году в Мальмезонской коллекции в Эрмитаже не было мадонны в виде пастушки от
Бартоломео Эстебана Мурильо.
Есть изображение юного Иоанна Крестителя в виде пастушка кисти этого великого испанского мастера.
Вот его, так похожего на девочку, похоже, Грибоедов и принял за Мадонну в виде пастушки, на которую так похожа была его юная жена:
Репродукции - из Сети; Подборка портретов и коллажи мои