День в истории. Модели "Кристиан Диор" в хрущёвской Москве

Jun 24, 2021 18:37



Модели «Кристиан Диор» в Москве 1959 года

Летом 1959 года в Москве случилось несколько знаковых событий, которые оставили заметный след в памяти советских граждан. Одним из них была Американская национальная выставка в парке «Сокольники». Как писала советская печать, в Москве появилась своя «маленькая Америка», на площади в семь гектаров. Выставка работала шесть недель, на ней жители Москвы впервые попробовали пепси-колу и вообще насмотрелись заокеанских «чудес». Прошли также знаменитые «кухонные дебаты» Хрущёва и Никсона.
И другим не менее символическим событием в июне месяце стал показ мод парижского дома «Кристиан Диор» под руководством его главы Ива Сен-Лорана, который прибыл в Москву 10 июня 1959 года. Он тоже привлёк большое внимание общественности. Шоу было срежиссировано до мельчайших деталей. Моделям было запрещено появляться на улицах без соответствующей одежды и макияжа. Их гардероб был тщательно продуман и выверен до мелочей. Багаж был застрахован на сумму в 10 млн. франков. Модели получили подробные инструкции: что говорить, как отвечать на вопросы, как улыбаться. Задача ставилась простая: поразить советских и западных наблюдателей шоу чисто буржуазной роскошью. Например, в зале, где проходил показ мод, изумительно пахло французскими духами - их вылили для «антуража» аж 12 литров! За пять дней состоялось 14 показов, которые посмотрели 11 тысяч зрителей. Каждая из приехавших моделей вышла на подиум 140 раз. Модели фотографировались в ГУМе, в Кремле, на улицах и на колхозном рынке, посетили церковь. Снимал их фотограф Говард Сочурек. Его серия снимков для журнала Life называлась «Модели Dior гуляют по консервативной Москве 1959 года».

Во время посещения ГУМа:













Споры с простыми москвичами на лестнице ГУМа. Что страстно доказывает эта бабушка улыбающимся француженкам? Интересно было бы послушать..





Модели, видимо, по задумке своего шефа, посетили колхозный рынок. Очевидно, контраст со скромно и консервативно одетыми сельскими жительницами должен был оттенить и придать особенно ослепительный блеск парижским нарядам.





















Из-за возникшего вокруг парижанок на рынке ажиотажа потребовалось даже присутствие милиционера:


Разодетые в пух и прах иностранки, судя по всему, не произвели особого впечатления на этого военнослужащего Советской Армии:





«Ах, морячки!»



А этому советскому матросу, кажется, польстило нахождение в таком дамском цветнике

Во время прогулки по Москве и у кремлёвских стен:






На фоне советской экзотики: плакатов и аппаратов с газированной водой.





Надо сказать, что если на Американской выставке откровенная пропаганда буржуазного образа жизни получала хоть какой-никакой отпор, в форме ли «кухонных дебатов» Никиты Сергеевича, или же колючих иронических заметок в советской печати, то в случае с показом мод «Диора» всё прошло без сучка и задоринки, то есть именно так, как и задумывалось западной стороной. А ведь в 30-е годы советские люди снисходительно смеялись над соревнованием в платьях между персонажами Ильфа и Петрова - людоедкой Эллочкой и Вандербильтихой. А Рабиндранат Тагор, посетив Москву в 1930 году, с ноткой восхищения писал: «На улицах Москвы много разного люда. Элегантных людей нет; стоит присмотреться - и увидишь, что праздные люди исчезли бесследно... нигде ни одного франта». А в 1959 году критика в советской печати звучала, но в очень мягких тонах. Например, журнал «Огонёк» 21 июня публиковал статью Т. Троицкой «Париж показывает моды»:



Афиши показа французских мод в Москве. 1959

«На улицах Москвы появились афиши: «Дом мод Кристиана Диора будет демонстрировать коллекцию летних моделей в спортивном клубе «Крылья Советов».
Конечно, женщинами овладело искушение попасть в это святилище соблазнов! Ведь столетиями Париж диктовал половине рода человеческого длину юбок, ширину талии, количество воланов и застёжек. А имя Кристиана Диора связано с целой «революцией» в области туалетов: это он вскоре после войны узкие и очень короткие платья заменил длинными и широкими. Женщины спешно наставляли старые юбки тесьмой и лентами, обновляли гардероб. А Кристиану Диору эти первые модели принесли всемирную славу и, разумеется, деньги. С тех пор художественное ателье на авеню Монтень в Париже стало признанным законодателем мод.
Естественно, что и москвички хотели познакомиться с туалетами знаменитой французской фирмы.
...На подмостках, залитых огнями прожекторов, плавно двигаются манекенщицы. Сидящие в зале смотрят на них очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон. [...]
- Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан, - говорит одна из женщин, сидящих в зале. - Для нас, северян, это не особенно практично. А летом даже по вечерам будет жарко в таком платье.
- Платья коротковаты, - включается в беседу другая, - полных и низкорослых это вряд ли украсит.
- Ручная вышивка на шёлковом тюле - это, конечно, очень красиво, - замечает третья, - но кто же может позволить себе такую дорогую вещь? [...]
...Показ моделей подходит к концу. Сменяются пышные вечерние туалеты, затканные золотом и серебром, искусственными бриллиантами и изумрудами, отделанные виртуозной вышивкой и кружевами. Девушки за кулисами снимают меха и тюль, драгоценности, цветы и золотые туфли и надевают скромные платья, те самые, в которых обычно ходит большинство женщин Парижа».




А это о правилах поведения моделей в Москве - из инструкции, которая сохранилась в архивах дома «Кристиан Диор»:
«- Никогда не отказывайтесь от первой сигареты, которую вам предлагают. Это одно из правил вежливости.
- Не удивляйтесь, если к вам обратятся на улице с вопросами: откуда вы, были ли вы в СССР до этого, чем вы занимаетесь, каково ваше впечатление от Москвы. Это проявление дружественности со стороны московского населения.
- В особенности не смущайтесь, если прохожие улыбаются или удивляются при вашем виде из-за разницы в поведении и одежде.
- Чаевые для такси: 10%. В остальных случаях оставлять чаевые не принято. Брать их почти всегда отказываются.
- Во время приёмов принимайте алкоголь умеренно, но не отказывайтесь, поскольку не принимать участия в тостах - одно из грубейших оскорблений.
- Тем людям, которые вам понравятся и которые окажут вам наилучший приём, дарите значки, которые вам раздадут заранее.
- Возьмите с собой несколько детективных романов для себя и для подарков служащим посольства.
- Относительно моделей: перед интервью просим вас ознакомиться со специальной инструкцией и перечнем вопросов.
- Женщины ни в коем случае не должны носить брюки. В последнее время в связи с этим было замечено негативное отношение к звёздам кино со стороны населения».

1950-е, тексты, мода, история Франции, история CCCР

Previous post Next post
Up