Хозрасчет: работа по совести даже в условиях массовых приписок, долгостроя и брака

Nov 26, 2020 08:14



Строительная бригада A. М. Суровцева

В 70-е годы результаты экспериментов и творческих начинаний убедительно показывали возможные пути повышение заинтересованности рабочих предприятий в усилении своей активности. В 1970 г. бригада строителя Н. А. Злобина внедрила в повседневную практику хозрасчет, получивший название бригадного подряда в строительстве. Злобин писал об этом эксперименте: "Мы подписали договор с управлением. В нем четко были изложены наши взаимные обязательства. Бригада наметила жесткие сроки сооружения дома.

Сокращать их выгодно и нам и государству. Ведь в этом случае ниже будет себестоимость работ, выше прибыль. Определенная доля прибыли  отчисляется строителям. Значит, наш заработок зависит именно от нашей организованности, от того, насколько хорошо мы сами трудимся. Как видим, в самом договоре, основанном на хозяйственном расчете, заложен прямой интерес работать быстро, с высоким качеством, экономно". Опыт зеленоградских строителей был одобрен ЦК КПСС.

В середине 70-х годов на бригадный подряд перешло около 52 тыс. коллективов. Производительность труда была у них в среднем на 16% выше, чем в обычных бригадах, а себестоимость работ ниже плановой. Метод Злобина был успешно развит в строительстве. Огромные резервы были открыты мурманскими новаторами во главе с В. П. Сериковым. Закономерность бригадного подряда подтвердил "калужский вариант".



Инициатор бригадного подряда H. А. Злобин (слева) с членами своей бригады

На Калужском турбинном заводе была полностью ликвидирована индивидуальная сдельщина и созданы подрядные бригады с оплатой по конечной продукции. Бригадам были переданы многие права, ранее принадлежавшие мастеру, учреждены советы бригадиров. Почин машиностроителей также получил одобрение ЦК партии. В сельском хозяйстве широко стал известен опыт колхоза "Советская Белоруссия".

С 1957 г. его возглавлял В. Л. Бедуля - один из первых учеников прославленного председателя К. П. Орловского. В своеобразные лаборатории мастерства превратились рабочие места ивановской ткачихи В. Голубевой, электростальского токаря-карусельщика И. Ярыгина, донецкого шахтера И. Стрельченко, магнитогорского газовщика доменной печи В. Наумкина и многих других. В середине 70-х годов газета "Известия" дважды публиковала очерки о фрезеровщике ленинградского "Полиграфмаша" Г. Богомолове.

Первый назывался "Талант и трафареты", а второй - "Лучший из грехов". Богомолов, меняя инструменты, придумывая и изготавливая различные приспособления, вышел на дневное задание, которое составляло три с половиной нормы. Ему было присвоено звание "лучший фрезеровщик отрасли". Однако директор завода неоднократно распекал начальника цеха за чересчур большую зарплату рабочего - будто цех "содержит академиков". Отдел труда и зарплаты несколько раз корректировал персонально ему нормы и расценки.

Друзья поучали: "Не гонись ты за рекордами, иначе сам же останешься в дураках. Перекрывая нормы вдвое, ты будешь признанным передовиком, в пять раз - ты уже ходячая проблема для начальства. Ему ведь, начальству, надо добиваться, чтобы твоя сегодняшняя производительность завтра для всех стала нормой. А это ой как нелегко!" Несмотря на все это, Богомолов продолжал идти к высотам мастерства. Был награжден орденом Октябрьской Революции, стал лауреатом Государственной премии СССР.

Случай с ленинградским рабочим вместе с тем отразил нарастание серьезных проблем в области материального стимулирования. Существование "потолка", сдерживающего повышение оплаты самой высокопроизводительной работы, действие тенденции к уравнительности нередко приводили к трудовой пассивности, к складыванию и соответствующей психологии : "не высовываться", не выделяться, в конечном счете - работать не в полную силу.

В 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы". Меры, разработанные в нем, базировались на опыте 70-х годов. Решено было на всех уровнях хозяйствования ввести новую систему планирования показателей.

Работу каждого предприятия предусматривалось оценивать не по "валу", не по объему реализованной продукции, а по конкретному вкладу коллектива - росту чистой продукции, выполнению конкретных заказов потребителей. В одиннадцатой пятилетке стали применяться нормативы заработной платы, образования фондов экономического стимулирования, распределения прибыли. Вместе с тем в практике их использования была допущена половинчатость.

Одновременно с нормативами устанавливались и объемные показатели по фондам заработной платы и экономического стимулирования, прибыли и ее отчислениям в бюджет. Если отрасль или предприятие развивались с превышением плановых заданий, нормативы действовали. Там, где происходило отклонение от плана в худшую сторону, норматив менялся в угоду объемному показателю. Тем самым стимулирующая роль нормативов снижалась. Их направленность на то, чтобы все получали по труду, по конечному результату, сводилась на нет. Важным этапом в совершенствовании хозяйственного механизма стал крупномасштабный эксперимент, развернутый с начала 1984 г, в ряде промышленных министерств. Но новые методы хозяйствования развивались с трудом.

Разрозненными оставались и многие другие полезные экономические эксперименты. Все это сдерживало решение основной задачи - интенсификации производства. К середине 80-х годов стала очевидной необходимость не просто "подтягивания" по частям существующей системы управления, а серьезной перестройки ее в целом. Требовался такой хозяйственный механизм, который соответствовал бы качественно новому уровню развития производительных сил и обеспечивал быстрые темпы научно-технического прогресса.

Фрагмент из Бордюгов Г.А "Хозяйственный механизм: поиски путей совершенствования". Иллюстрированная история СССР, 1987



"Мы, хозяева страны…" Плакат. Художник И. Каминарец

1970-е, труд

Previous post Next post
Up