В трехтомнике «Игры XXII Олимпиады», вышедшем в 1981 году в издательстве «Физкультура и спорт», официальном отчете Организационного комитета «Олимпиада-80» Международному Олимпийскому комитету, сказано: «Всесоюзный конкурс на официальную эмблему Олимпиады-80 проходил с 1 июня по 31 декабря 1975 года. Условия конкурса позволяли принять в нем участие не только профессионалам, но и любителям. Этот конкурс по своим масштабам превзошел все ожидания и продемонстрировал большую заинтересованность в проведении международного праздника спорта в Москве не только людей, близких к спорту, но и всей советской общественности. В нем приняло участие 8,5 тысяч профессиональных и самодеятельных художников, которые прислали свыше 26 тысяч предложений. Кроме авторов, живущих в самых разных городах и селах СССР, участниками конкурса оказались и граждане Англии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Индии, Кубы, Мали, Польши, ФРГ и Чехословакии. Победителем конкурса стал молодой советский художник Владимир Арсентьев. 15 июля 1976 года на 78-й сессии МОК в Монреале его эмблема была утверждена в качестве официального символа Игр XXII Олимпиады в Москве».
Примерно так во всех последующих изданиях и освещалась эта история. Разве что еще уточнялось, якобы победитель конкурса - студент Строгановского училища. Хотя в действительности в 1975 г. он таковым не являлся. Когда более 10 лет назад для интернет-портала (kak.ru] я готовил свою первую публикацию о московской Олимпиаде, к общедоступным сведениям добавил известную в кругах художников-графиков информацию о том, что эскизы Арсентьева были «сырыми» и в существующем виде не могли быть утверждены. Тот знак, который всем нам хорошо известен, создали на основе эскизов Арсентьева Валерий Сергеевич Акопов и Василий Максимович Дьяконов. Из той моей публикации информация об эмблеме разлетелась в сети, сейчас так везде и пишется: автор - Владимир Арсентьев, дорабатывали В.Акопов и В.Дьяконов. Теперь могу добавить, что был и третий художник, имя которого я ранее упустил - Игорь Борисович Кравцов. Позднее возник вопрос, если официальная версия происхождения эмблемы содержит ложные сведения, насколько далеко эта ложь простирается? Сейчас уже трудно воссоздать историю создания эмблемы во всей ее полноте, но все же, обратившись к архиву оргкомитета «Олимпиада-80» можно представить ее более полное и достоверное изложение. 4 мая 1975 г. на заседании Президиума Оргкомитета «Олимпиада-80» было принято решение объявить Всесоюзный открытый конкурс на официальную эмблему Олимпийских игр 1980 года в Москве. «В конкурсе приглашаются принять участие художники, архитекторы и все желающие граждане СССР. … В предлагаемых участниками конкурса эмблемах необходимо присутствие изображения Олимпийских колец в строгом соответствии установленному порядку переплетения и цветовой последовательности, а также возможно упоминание года проведения игр - 1980 год, и места проведения - г. Москва. Допустимо сокращенное написание "Москва-80". Эмблема должна быть лаконичной и графически четкой. Она должна читаться в мелком и крупном масштабах, быть рассчитана на возможное использование в виде значка, графического оттиска и для маркировки товарной продукции. На конкурс должны быть представлены оригиналы эскизов в двух вариантах. Один - в черно-белом и другой - в цветном исполнении (размером 15x15 см)». Начиналось все довольно неплохо. Информация о проведении конкурса была перепечатана многими газетами и журналами, транслировалась по радио и телевидению. В Москву на ул. Горького, 22-а, в здание Оргкомитета «Олимпиада-80», потекли первые эскизы. Однако уже к концу лета, когда можно было подводить первые итоги конкурса, Оргкомитет проявил серьезную озабоченность его результатами: «Промежуточные итоги Всесоюзного конкурса, рассмотренные жюри, показали, что из 1569 проектов эмблемы, поступивших в Оргкомитет на 25 августа с.г. большая часть выполнена на низком художественном уровне. В большинстве своем их авторами являются художники-любители. Около двадцати разработок эмблемы могут быть обсуждены на заключительном этапе конкурса, но среди них, по мнению жюри, нет оригинального варианта, отвечающего высоким идейно-художественным требованиям».
Чтобы не сорвать ответственное мероприятие Оргкомитет, уже втихаря, без громких слов и бравады в прессе, объявил закрытый конкурс на создание официальной эмблемы Олимпийских игр 1980 года в Москве. С 1 по 30 октября 1975 г. Управление пропаганды Оргкомитета по согласованию с Союзом художников СССР пригласило к участию в конкурсе ведущих художников и графиков по утвержденному списку: 1. Акопов Валерий Сергеевич - Ведущий художник комбината Промграфика, г. Москва; 2. Бисти Дмитрий Спиридонович - Председатель подсекции прикладной графики московского отделения Союза художников СССР г. Москвы, заслуженный деятель искусств; 3. Валериус Василий Евгеньевич - Член Союза художников СССР, г. Москва; 4. Жихарев Игорь Стефанович - Главный художник издательства «Искусство», г. Москва; 5. Курбатов Юрий Константинович - Главный художник журнала «Декоративное искусство СССР», г. Москва; 6. Крюков Андрей Дионисович - Главный художник и руководитель комбината «Промграфика», г. Москва; 7. Кирке Гунар Екабович - Член Союза художников СССР, г. Рига; 8. Лазурский Вадим Владимирович - Член Союза художников СССР, Лауреат Гутенберговской премии, г. Москва; 9. Пальмисте Эндель Андо - Член Союза художников СССР, г. Таллин; 10. Станкевич Александр Язепович - Член Союза художников СССР, г. Рига.
Реально в конкурсе приняли участие художники В.С.Акопов, И.С.Жихарев, В.Е.Валериус, Г.Е.Кирке, И.Е.Оминин, А.Д.Крюков, В.В.Лазурский и Э.А.Пальмисте. Самым неожиданным для всех оказалось то, что и закрытый конкурс не принес результатов. «В связи с тем, что представленные предложения по закрытому конкурсу не соответствуют требованиям, предъявленным к созданию официальной эмблемы "Олимпиада-80", премию участникам не присуждать» и далее «Президиум констатирует, что ряд ведущих графиков, рекомендованных Союзом художников СССР, представил на конкурс работы, выполненные на низком художественном уровне». По условиям закрытого конкурса все его участники, в независимости от результатов конкурса должны были получить денежное вознаграждение в размере 400 руб. По настоянию Управления пропаганды Оргкомитета работа Лазурского и Пальмисте оплачена не была. На основе изучения конкурсного материала Акопов, Дьяконов и Кравцов предложили Оргкомитету три варианта эскизов эмблемы «Олимпиада-80», показав их использование на олимпийской медали, фирменном бланке, фирменной папке и на значке. Изображения этих эскизов у меня, к сожалению, нет, но есть описание: «Эмблема представляет собой условное изображение земного шара в сочетании с олимпийскими кольцами. Основу изображения составляет пятиконечная звезда, расположенная в центре, к которой с пяти сторон сбегаются динамичные стрелы, образуя земной шар. Звезда - элемент символики Советского государства, символ Москвы (Кремлевские звезды) и символ пяти континентов земного шара - становится символом Московской олимпиады. Динамичные стрелы, устремленные к центру звезды, отражают идею объединения людей пяти континентов под флагом Олимпийских игр, что подразумевает взаимопонимание, дружбу и сотрудничество народов всего земного шара. Это является отражением миролюбивой политики Советского государства, под Кремлевскими звездами которого впервые в истории Олимпийских игр соберутся участники со всего земного шара. Верхний луч звезды с прилегающими к нему стрелами вырывается за пределы контура земного шара, символизируя стремление к наивысшим достижениям в спорте, а также отражая девиз Олимпийских игр "Быстрее, выше, сильнее" и идею прогресса».
К сожалению, роман отечественных дизайнеров-графиков из высшей лиги со спортивными чиновниками не складывался никогда. И дерзну предположить, что вина в этом не только чиновников. Похожая история приключилась во время работы над эмблемой Первых всемирных юношеских игр, проходивших в Москве в 1998 г. Я уже рассматривал эту историю здесь. Эмблема Владимира Чайки, безоговорочно признанная дизайнерским сообществом лучшей, была отвергнута организаторами конкурса. Следует сказать, что такой итог был предсказуем. Несмотря на блестящую идею, графическое воплощение всей системы предложенной Чайкой, получилось чрезмерно усложненным и запутанным. Пиктограммы вышли излишне тяжеловесными, да попросту некрасивыми. Всё это лишний раз показало, что даже маститому профессионалу следует точнее и глубже вникать в специфику предмета, за разработку которого он берётся. Эмблема Арсентьева, насколько мне известно, не в чести у многих профессиональных дизайнеров-графиков - слишком она проста и прямолинейна в своем символизме, слишком в лоб решен ее графический образ. Некоторые вообще видят в ней фаллический символ, тихонечко посмеиваясь над фанатеющими арсентьевской эмблемой простачками. Нашим именитым дизайнерам гораздо ближе не только графическая простота и чистота символа, но и его семиотическая многозначность и многослойность, тонкая интеллектуальная игра ассоциаций. Но для спортивных мероприятий требуются совсем другие критерии, для понимания этого достаточно просто посмотреть на галерею олимпийских эмблем.
Вернемся к результатам открытого и закрытого конкурсов на официальную эмблему московской Олимпиады. В феврале 1976 г. на заседании Исполнительного бюро Оргкомитета «Олимпиада-80» было сказано: «следует отметить, что значительная часть эскизов выполнена не профессиональными художниками или художниками не высокой квалификации, а также школьниками. Довольно значительная часть предложений решена не оригинально, многие из них заимствуют принципы или мотивы эмблем предыдущих Олимпиад, Универсиад, фестивалей, чемпионатов мира, а также торговых знаков, различных значков и т.п. Часть работ, представленных на конкурс, выполнена без учета широкого использования эмблемы в качестве товарного знака. Нередко не учитываются условия обеспечения восприятия эмблемы человеком в окружающей среде. … Рассмотрев около 500 предложенных работ, жюри не сочло возможным окончательно принять в качестве эмблемы ни одно из поступивших на конкурс предложений. В то же время в качестве предложения, которое было принято по своей идее, но требовало дальнейшей разработки, была отмечена работа Арсентьева Владимира Васильевича, художника из г. Резекне, Латвийской ССР (1951 г. рождения, из рабочей семьи, член ВЛКСМ, служил в Советской Армии, работает художником-оформителем на дистанции пути железной дороги, Горкомом партии характеризуется хорошо). Жюри рекомендовало Управлению пропаганды привлечь к дальнейшей разработке эмблемы "Олимпиада-80" на основе указанного предложения т. Арсентьева В.В. группу художников во главе с Председателем бюро прикладной графики Московского отделения Союза художников СССР тов. Акоповым B.C.».
Любопытно, что помимо широко известной эмблемы, занявшей первое место, на конкурсе были и другие победители. Причем работы, занявшие второе, третье и другие места, также использовались на значках, плакатах и сувенирной продукции: «В результате всестороннего обсуждения предложений на официальную эмблему "Олимпиада-80", поступивших в Оргкомитет "Олимпиада-80", жюри на основании Положения о конкурсе решило присудить: Первое место тов. Арсентьеву Владимиру Васильевичу (г. Резекне, Латвийская ССР, художник), автору эскиза эмблемы под девизом: "От стартов ГТО - к стартам Олимпийским" с вручением денежной премии в размере одна тысяча рублей. Второе место тов. Пудакову Виктору Егоровичу (г. Москва, архитектор), автору эскиза эмблемы под девизом "737145" с вручением денежной премии в размере 500 рублей. Третье место т.т. Кубашевскому Виталию Петровичу и Чернышовой Эвелине Витальевне (г. Ленинград, художники), авторам эмблемы под девизом "Гаврские" с вручением денежной премии в размере 250 рублей. Поощрительными премиями жюри отметило работы следующих художников: Слонова Михаила Юрьевича и Служеникина Евгения Ивановича (г. Москва, девиз - "Диск"); Фалевича Николая Яковлевича (г. Москва, девиз - "Береза"); Кождана Евгения Абрамовича (г. Москва, девиз - "197.ЕК.576"); Лисовского Анатолия (г. Калинин, девиз - "Гамма"). Перечисленные участники конкурса награждаются поощрительными премиями по 100 руб. каждая. Жюри обратилось с просьбой к Оргкомитету "Олимпиада-80" отметить поощрительной премией одну из работ, присланных зарубежными авторами. Среди них особый интерес представляет предложение болгарского художника Михаила Велинова Младжова, представившего эскиз эмблемы под девизом "М 1380"».
История с разработкой одним художником проектной идеи олимпийской эмблемы другого автора, напомнила мне о еще одной публикации на портале (kak.ru] - «А был ли ягуар?». В 1968 г. в Мехико проходили XIX летние Олимпийские игры. Известный мексиканский архитектор Педро Рамирес Васкес был назначен Председателем оргкомитета игр. Ключевую идею фирменного стиля для этой Олимпиады придумал сам Васкес. В одном проекте надо было соединить, казалось бы, несовместимые вещи - ультрамодную в 60-е стилистику Оп-арта и традиционное искусство коренного населения Мексики. Идея соединить в логотипе олимпийские кольца и цифру 68, так же принадлежала Васкесу. Однако графическое воплощение этой идеи было поручено дизайнеру из США Лэнсу Вайману. Долгое время именно он и значился автором эмблемы и фирменного стиля мексиканской Олимпиады, только относительно недавно по настоянию мексиканцев на официальном сайте МОК произошли изменения: авторство эмблемы объявлено плодом сотрудничества трех художников - Васкеса, Эдуарда Терассаса (возглавлявшего отдел городского дизайна игр) и Ваймана. То есть история обратная по отношению к московской Олимпиаде - изначально автором значился не тот, кто придумал, а тот, кто отрисовал эмблему. В связи с этим невольно возникает вопрос, отчего же Акопов, Дьяконов и Кравцов остались в тени?
Ни в одном официальном документе не говорится об их участии в проекте. А между тем, без них не было бы и хорошо всем известной эмблемы. Это творческое трио проделало колоссальную работу (впрочем, типичную для такого рода проектов), была не только разработана сама эмблема, но и ее различные графические варианты: медаль, значок, конверт, папка, бланк. Составлено подробное описание принципов графического построения эмблемы: «Эмблема Олимпийских игр в Москве состоит из трех основных элементов: - пяти переплетенных олимпийских колец; - беговых дорожек стадиона, образующих стилизованный силуэт, характерный для архитектурного облика Москвы; - пятиконечной звезды, расположенной в верхней части эмблемы над силуэтом. Основным цветом для воспроизведения эмблемы является красный. Обязательна контрастность изображения. Примером цветового контраста может служить красная эмблема на белом фоне. Возможен обратный контраст - белая эмблема на красном фоне. Пропорциональное соотношение элементов эмблемы при ее различных размерах не меняется. Минимальный размер эмблемы по высоте - 12 мм. Эмблема строится в прямоугольнике с соотношением сторон 1 : 2 (основание к высоте). Модулем для построения является квадрат, сторона которого составляет 1/30 часть основания прямоугольника.
Ширина „беговой дорожки" составляет 1,2 модуля. Ширина промежутка между дрожками равна 1 модулю. Центры окружностей пяти колец в порядке очередности находятся: для первого - на правой верхней вершине 9-го модуля снизу и 5-го модуля с левой стороны прямоугольника; для второго - на середине правого ребра 5-го модуля снизу и 10-го с левой стороны; для третьего - на правой верхней вершине 9-го модуля снизу и 15-го с левой стороны; для четвертого - на середине правого ребра 5-го модуля снизу и 20-го с левой стороны; для пятого - на правой верхней вершине 9-го модуля снизу и 25-го модуля с левой стороны прямоугольника. Толщина линий колец составляет 0,6 модуля. Центры дуг (закругленных частей «дорожек») должны лежать на диагонали 23-го модуля по высоте снизу и в 8-м модуле с правой и левой сторон прямоугольника: для первой дорожки - в .центре модуля, для второй - на половине от центра до нижней вершины модуля, для третьей - на нижней вершине модуля. Звезда вписывается в окружность диаметром 5 модулей. Центр ее находится в середине правого ребра 3-го модуля по высоте сверху и 15-го от левой боковой стороны прямоугольника. Построение звезды необходимо производить по чертежу, где следует учитывать, что АО = АВ; АС = АД; а СД - заданный отрезок, делящий окружность на пять равных частей».
Не случайно Арсентьев скрывает свои эскизы, показывать их стыдно. Когда год назад я опубликовал очерк рыбинской журналистки Любови Юматовой «Олимпийская эмблема Владимира Арсентьева», реакция главного героя этого очерка оказалась совершенно непредсказуемой - Арсентьев гневно обрушился на меня, обвиняя в том будто я несправедливо уличил его в плагиате, имея ввиду широко известную историю с притязаниями Виктора Никитченко на авторство эмблемы московской Олимпиады.
Самое смешное в этой истории то, что я никогда ни до, ни после о Никитченко не вспоминал, считая его обвинения надуманными, а в очерке Юматовой, всего лишь упомянут сам факт существования таких обвинений. В ответ Арсентьев внес правку в главу о московской Олимпиаде в Википедии, добавив фразу: «подлинность авторства В. Арсентьева подтверждается многочисленными документами и архивом эскизных проработок. Логотип Олимпиады-80 был признан одним из лучших образцов советского дизайна и включен в монографию "Строгановка. 190 лет русского дизайна"». Разумеется, «архив эскизных проработок» Арсентьев не предоставил. И особая ирония заключена в том, что именно я включил эту эмблему в монографию о Строгановской школе дизайна.
Честно сказать, после всей этой малоприятной истории невольно закралось сомнение, а так ли уж надуманы обвинения Никитченко? Впрочем, я не ставил и пока не ставлю перед собой задачу разобраться в этом деле. Можно понять и почему наши спортивные чиновники из оргкомитета и представители прокуратуры (к ним обращался с жалобами Никитченко) не дали хода этому делу тогда, во второй половине 70-х. Эмблема утверждена Международным Олимпийским комитетом и, вдруг, мы заявляем, извините, ошиблись, автор не тот. Понятно и почему были скрыты имена настоящих создателей графического воплощения эмблемы - у нас же прошел международный открытый конкурс и победил в нем простой парень из народа, а, как известно, у нас и государством может кухарка управлять, тем более рисовать олимпийские эмблемы. Ведь в этом и заключается преимущество социалистического строя. Что же касается оправданий Арсентьева, приведенных здесь, очевидно, что они ничего не объясняют. При желании, можно предложить тысячу вариантов того, как и зачем он оказался в Москве в 1975 г. Самое простое - взяв отпуск, приезжал поступать на вечернее отделение одного из московских вузов, заодно искал место работы, затем провалился на экзаменах и уехал. Впрочем, еще раз подчеркну, в плагиате я Арсентьева никогда не обвинял и не обвиняю сейчас.
После победы в конкурсе Арсентьев был назначен студентом Строгановского училища, кафедры «Промграфика» - лучшего учебного заведения Советского Союза по подготовке графических дизайнеров. В 2014 г., когда шла работа над книгой «Строгановка: 190 лет русского дизайна» у меня было желание побольше рассказать об Арсентьеве - коллеги отговорили: «а что он сделал, кроме олимпийской эмблемы?». Действительно, как дизайнер-график в дальнейшем Арсентьев никак себя не проявил, никто в профессиональном сообществе его работ не знает. Так что и обучение в Строгановке не помогло. Но сейчас я могу показать читателям несколько его работ, из свеженького. Только сразу предупреждаю, слабонервным и беременным женщинам под кат не заглядывать.
Ну, хватит об Арсентьеве, главное, что мне хотелось сейчас сказать - к официальной атрибуции авторства эмблемы Олимпиада-80, в том числе в анналах МОК, необходимо добавить три имени истинных ее создателей - Валерий Сергеевич Акопов, Василий Максимович Дьяконов, Игорь Борисович Кравцов.