У чьей могилы, наверное, даже пояснять не надо, так? Из-за кого, спрашивается, я так стремилась в Румынию, и кто погребён на острове, куда раньше невозможно было попасть иначе, как на лодке, и только в прошлом году построили наконец мост:
Но прежде, чем ступить на этот железный, гудящий под ногами мост, нашей группе довелось пережить приключение в духе "Мунтеницы". Помните эпизод с гэбэшниками,
которые ехали арестовывать Дракулу, но заблудились в лесу? Так вот, дорога к озеру, окружающему Снаговский монастырь, действительно пролегает через лес, и - да! - мы в самом деле там заблудились! Наш микробус сворачивал то туда, то сюда, ветви царапали стёкла, а озера Снагов всё не было. Водитель смущённо бормотал про какой-то "индикатОр" (указатель то бишь), а мы с Катей вовсю поминали Ивана Сусанина (надеюсь, нашему гиду в социалистические времена на уроках русского языка не рассказывали об этом персонаже). Сверху наползало серое байковое одеяло сумерек. Пожалуй, когда доберёмся до монастыря (ЕСЛИ доберёмся), будет совсем темно... Может, как раз ради этого нас крутит-вертит по этому не такому уж большому лесочку неведомая сила? Если так, это ещё полбеды. Обиднее, если вообще видеть не хотят.
- Кажется, нам отказывают в аудиенции, - предположила я.
Почти вслед за моей репликой мы столкнулись на разъезде с другой машиной, водитель которой объяснил нашему, в чём он был неправ. И далее совершенно не мистическим (хотя, может, в чём-то и мистическим, ну не зря же тот другой водитель подвернулся) образом мы добрались до озера
и моста
и острова, где расположено небольшое поселение, что-то вроде деревни с садами и огородами
и, собственно, места упокоения Влада Басараба, известного как Цепеш и Дракула
Внутри храма нас сопровождал здешний священник, оторвавшийся ради экскурсии от повседневных сельскохозяйственных работ. Понятно, что одет он был затрапезно, а потому попросил его не фотографировать. А жаль! Редко в жизни мне доводилось встречать внешность, так наполненную достоинством. Собственно священнического - почти ничего, кроме чёрно-седой бороды и тёмной шапочки наподобие скуфейки; зато очень много первозданной, ритуальной, напоминающей о каких-то древних земледельческих культах силищи. (Абсолютно искренне: не примите меня за белую мэм-сахиб, восторгающуюся благородным декарём.) По-английски говорил плохо, но достаточно, чтобы передать нам: Влад Цепеш здесь - никакой не вампир, не воплощение зла, а... воплощение добра? Ну, если хотите, да. Добра - такого же сурового, мощного и ритуального. Жёсткого и несгибаемого, как все авраамические религии, как сила, вызванная к жизни, чтобы противостоять другой силе. В данном случае, турецкой экспансии.
Внутри - обстановка типичного православного храма
с определённым национальным колоритом, включающим в себя и фрески с изображением Басарабов (обратите внимание, за окном уже основательно смерклось)
Но главное, всё-таки, та самая плита, под которой покоятся останки... Достоверные? Недостоверные? Генетически подтверждённые? Рассыпавшиеся в прах? Какая, к бесу, разница! Пройти инициацию, соприкоснувшись с Дракулой, можно где угодно. Я проходила её не однажды. Но в Снагове... да, это по-особому. Что-то надо было сделать, ритуально и телесно это подчеркнуть. И я преклонила колени.
Вслед за мной все члены группы пошли на колени бухаться. Им-то, спрашивается, зачем? Ну, наверное, они только знают, зачем. У каждого - свой Влад Цепеш. Я не претендую на монополию.
Имелась ещё возможность поставить свечи. (Поскольку эта церковь оживляла мои православные условные рефлексы, идея казалась весьма уместной.) "О здравии!" - одновременно посетила мысль нас с Катей. Всё же не решились: поставили за упокой. Может, зря?
И вот ещё что примечательно: внутри церкви царил суровый дубняк, я ощущала холод кожей - но внутри меня было тепло, почти жарко! И насморк пошёл на спад... Когда мы двинулись в обратный путь (уже полностью стемнело), мой нос - о чудо! - снова дышал.
- Аллилуйя! Святой Цепеш исцелил меня от насморка!
Кто знает, произнеси я это без иронии, а с полной верой, может, и впрямь исцелилась бы. (Психосоматика - волшебная вещь!) А так, действия хватило всего лишь на сутки. В поезде я уже вновь маялась с носовым платком.
Напоследок ещё один портрет Цепеша из этого храма
а рядом с ним - какие-то археологические, предположительно, находки в корзинке:
Издали похоже на чёрствый хлеб, но в ближайшем, гм, конкременте опознаётся посудина наподобие чайника. Может, им Дракула пользовался, да так, что до сих пор отскрести не могут?
Снагов я покидала с чувством невозвратной потери, но и обретения. Прежние мои фантазии об этом месте ушли. Пришло знание, которое теперь со мной.