Зуд объединительства

Aug 22, 2022 11:56

Примерно три недели назад во многих телеграм-каналах обсуждали планы властей объединить целый ряд субъектов Центральной России. Слухи о том, какие же регионы должны попасть под объединение, разнятся, но в одном источники едины: областными центрами должны остаться лишь города-миллионеры либо близкие к ним по численности. В частности, якобы существуют планы по созданию Центрально-Чернозёмной области с центром в Воронеже, куда, помимо соответствующей области, должны войти Белгородская, Курская, Липецкая, Тамбовская и, возможно, даже Орловская.



Надо сказать, что подобные слухи всплывают каждый год, но настолько массированной атаки, кажется, ещё не наблюдалось. Со ссылкой на вице-премьера Марата Хуснуллина (а до него схожие мысли высказывал мэр Москвы Сергей Собянин) и «Стратегию пространственного развития Российской Федерации» (более чем 100-страничный документ, представляющий собой типичную для власти «маниловщину») некоторые политологи заявили, что, оказывается, успешно развиваться могут только регионы с численностью населения более трёх миллионов человек!

Однако если мы взглянем на мировую статистику, то обнаружим, что занимающий первое место в мире по уровню ВВП на душу населения (иными словами, по богатству людей) карликовый Люксембург не имеет и миллиона жителей. Ещё меньше граждан в Исландии - одной из самых благополучных и безопасных стран мира. Да и в России первое место среди регионов по ВВП на душу населения уже много лет занимает Ненецкий автономный округ, где не проживает и пятидесяти тысяч человек. Видимо, причина бедности регионов всё же не в численности населения - так в чём тогда?

Если мы посмотрим на первую десятку богатейших регионов России, то обнаружим, что, помимо Москвы (центра, куда стекаются финансовые потоки), её составляют исключительно регионы со специализацией в сфере добычи полезных ископаемых (нефть, газ и алмазы) - иными словами, регионы, которые в условиях общей деиндустриализации страны, развала созданной в Советском Союзе промышленности смогли удержаться на плаву за счёт эксплуатации природных богатств страны.

Несомненно, что регионы Центральной России и Поволжья, обладавшие мощным промышленным потенциалом, который был у них украден, беднеют и обезлюдевают с каждым годом. За время, прошедшее с момента развала СССР, Липецкая область потеряла почти 120 тысяч человек, Орловская - около 185 тысяч, Курская - почти 250 тысяч, Тамбовская - 330 тысяч. Стоит отметить, что население всех этих областей (кроме Липецкой) снижалось и в советское время, что было обусловлено объективными процессами урбанизации в условиях преимущественно аграрного характера экономики чернозёмных регионов.

При этом за годы Советской власти население областных центров, ныне стабильно депопулирующих, постоянно росло: в Тамбове в 4 раза, в Орле - в 5 раз, в Курске - в 8 раз. Население Липецка, совсем недавно вслед за Тулой лишившегося статуса города-полумиллионника, в советское время увеличилось почти в двадцать два раза за счёт создания крупной металлургической и машиностроительной промышленности, а также благодаря обретению в 1954 году Липецком, до революции бывшим маленьким уездным городком Тамбовской губернии, статуса областного центра.

В чернозёмных регионах сейчас можно наблюдать низкие зарплаты, высочайшие показатели безработицы (и сопутствующего ей алкоголизма), отсутствие веры в завтрашний день. Позволит ли решить эти проблемы присоединение регионов к Воронежской области, население которой за годы, прошедшие с момента развала СССР, также снизилось больше чем на 180 тысяч человек?!

В качестве исторического примера такого объединения приводят созданную в 1928 году на территориях Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний Центрально-Чернозёмную область РСФСР. Однако необходимо понимать, что на тот момент образование столь огромного региона с населением почти 12 миллионов человек было вынужденной исторической необходимостью. Во-первых, уже фактически перестала существовать старая царская система губерний, уездов и волостей, довольно громоздкая и аморфная. Во-вторых, историки склоняются к мнению, что необходимость слияния чернозёмных территорий в единую территорию была вызвана необходимостью централизации власти (к слову, к началу 1930-х годов Советская власть в деревне (особенно в удалённой) была, по сути, номинальной, значительную роль продолжала играть сельская община) в условиях проведения будущей коллективизации. Для этой цели руководителем ЦЧО был назначен И.М. Варейкис, который подчас не чурался и жёстких методов.

Как бы то ни было, уже в 1934 году Центрально-Чернозёмная область была ликвидирована, а затем, в результате ряда дроблений и обменов территориями, шесть чернозёмных областей к середине 1950-х годов обрели современные границы.

Липецкая область была создана в 1954 году как изначально промышленный регион, на территории которого уже находились Новолипецкий металлургический завод, тракторный завод и ряд других крупных предприятий. Формирование её границ имело чёткую экономическую обоснованность. Главной водной артерией стала река Дон, делящая область практически на две части - в момент создания региона водный транспорт ещё имел существенное значение в структуре грузоперевозок. Область получила два крупных железнодорожных узла - Елец и Грязи, через которые можно было обеспечить транспортную связь с любым другим крупным городом. Юго-западные районы области были включены в её состав по принципу близости к Курской магнитной аномалии - основному поставщику сырья для Новолипецкого завода.

Даже в Ельце, втором по населению городе области, уже имевшем завод химических источников тока «Энергия», созданный в тяжёлые военные годы, планировалось построить крупное предприятие цветной металлургии, однако от этой идеи отказались вследствие её чрезвычайной дороговизны.

За годы существования в качестве советского областного центра Липецк расцвёл. В городе постоянно строились новые комфортные для жизни микрорайоны, создавались школы, больницы и дома культуры, парки. Была существенно расширена трамвайная сеть и запущено троллейбусное сообщение (ныне закрытое). При этом активно развивались и другие города области: в эти годы население Ельца выросло на 55%, Данкова и Усмани - практически вдвое. Почти в три раза увеличилось население Лебедяни, в которой в 1967 году был создан крупный консервный завод, производивший прежде всего соки (в 2008 году лебедянский завод был продан западной компании «PepsiCo» его владельцем - многократным депутатом Государственной думы от «партии власти» миллиардером Николаем Борцовым, а в 2017 году завод «прославился» на всю страну крупной аварией, в результате которой в Дон вылились тысячи тонн сладкой жидкости).

По всей области курсировал автобусный и железнодорожный транспорт (ныне стремительно вымирающий). Схожим было развитие в советские годы и Белгородской области, также созданной как промышленный регион. Меньше повезло Арзамасу и Балашову, которые были областными центрами всего несколько лет, однако эти годы оказались для них временем активнейшего развития.

Иными словами, из советского опыта можно понять, что не укрупнение, а, напротив, создание новых регионов способствовало эффективному развитию территорий. Ведь не зря даже население маленького Ненецкого автономного округа воспротивилось слиянию с Архангельской областью.

Так зачем же власть пытается объединять регионы? Содержание дотационных территорий требует больших бюджетных расходов. Чернозёмные области бедны полезными ископаемыми, недра здесь особенно не поэксплуатируешь, лесных ресурсов тоже немного. На развитие территорий, новую индустриализацию правящая «элита», вопреки всем громким заявлениям, априори не настроена.

Более того, уверен, власти была бы крайне выгодна ситуация, чтобы в стране осталась буквально пара десятков крупных городов и пустые пространства между ними, дабы денег в чиновничьих карманах оставалось побольше. В случае объединения чернозёмные регионы (за исключением лишь, возможно, Белгородско-Старооскольской агломерации) ждут ещё более быстрые деградация и вымирание.

Но и сам город-миллионер Воронеж, который планируется в качестве центра огромного региона, по сути, ничего не выиграет от такого объединения. Фактически развалено уникальное для России авиастроительное предприятие - ВАСО, в советские годы выпускавшее огромное количество военных и транспортных самолётов, а ныне - лишь детали к ним. Не в лучшем состоянии находятся и другие предприятия. В 2009 году была закрыта одна из крупнейших в стране трамвайных систем (после чего Воронеж получил «почётный статус» крупнейшего города Европы без трамваев), на последнем издыхании находится система троллейбусная. В городе процветает коррупция.

В случае объединения регионов при нынешних условиях можно предположить, что Воронеж будет лишь обрастать пригородными гетто, населёнными жителями деревень и малых городов, пытающимися искать «лучшей жизни», однако нельзя забывать, что Москва и заграница отнюдь не собираются отказываться от статуса «центров притяжения»...

Можно сколько угодно перекраивать границы регионов (целесообразность существования которых была успешно доказана в советские десятилетия), но до тех пор, пока не будет сформирован настоящий государственный план развития, пока не будет проводиться новая индустриализация с возрождением старых и созданием новых крупных предприятий, пока не будут создаваться новые объекты образования и культуры, ни о каком развитии регионов страны не может быть и речи. Только КПРФ сейчас готова предложить успешную программу развития сёл и малых городов, опираясь на уникальный советский опыт!

Анатолий ШКАТОВ, депутат Липецкого областного Совета депутатов, фракция КПРФ
https://rus-lad.ru/news/zud-obedinitelstva/

чиновники, политика, Липецкая область, Шкатов

Previous post Next post
Up