Мир Советских Республик

Jul 18, 2024 12:45

Я выпал из Мира: Советских Республик, где красное знамя, и молот, и серп…
И мой постепенно меняется облик, и время бежит, не меняя разбег…
Я выпал из Мира, где был пионером, где галстук я с гордостью алый носил.
И где комсомолец во всём был примером, заботливо верность Отчизне хранил.
Я выпал из Мира, в котором когда-то на стенах висели цветные ковры.
Всего всем хватало, не жили богато, но чуткими были, и были добры.
Я выпал из Мира, где честность ценилась, и жён не меняли на юных принцесс…
Я выпал из Мира… И что же случилось? В другой, непонятный, умчал нас экспресс…
Все фотки в коробке от обуви старой, из Мира которого выпал и я,
лежат на дубовом комоде с гитарой… В том Мире безоблачном прожил не зря.
Камиль Ясулов


Начало:
Частичка рая
Счастье трудных дорог

В новой квартире на первом этаже папа оборудовал холодильник в нише под окном на кухне. Он просверлил отверстие в стене на улицу, и зимой не было проблем с хранением продуктов. А в пустом подвале сразу огородил место для большого сарая. Сделал там отсек для хранения картошки, бочки для соления тоже переехали с нами. Также мама солила и капусту, и огурцы с помидорами, и грибочки. Дырка наружу для вентиляции появилась и здесь, так что запасам там было комфортно. На заводе давали участки для строительства дач на Барковке, сейчас это уже один из районов Пензы с пропиской. Материал для стройки выписали на заводе - шпалы и фанеру - и он сам начал строить домик. Пройдя через Казанский мост на остров Пески, на Барковку можно было добраться от пристани на кораблике.









Пока не построили бар «Бочка», место это выглядело совсем по-другому, хотя кое-что оставалось. Вот этот дом с фотографии 1930-1940-х годов.



Под ним на реке стояла лодка, куда мы спускались вечером, чтобы тайком покурить.



Мама любила ходить в баню на Козье Болото и брала меня с собой. Она тащилась от парилки, а я в это время выходила в раздевалку и мёрзла там. Мне были противны эти мыльные потоки на полу и скользкие каменные скамейки. А в нашей ванне дома всё время кто-то плавал: то раки и угри, - отец был заядлым рыбаком; то Верка с Нинкой - они приходили мыться каждое воскресенье. В общем, кто куда, а мы - в баню.

баня на Козьем Болоте


Козье болото… Звучное и неожиданное название эта улица получила в 1822 году. Расположена она в центре старой Пензы, буквально в 10 минутах ходьбы от Соборной площади.

Спасский кафедральный собор на Соборной площади






В феврале 1919 года Соборная площадь была переименована в Советскую, а в 1934 году Спасский кафедральный собор был взорван.

1900-е годы


Ещё в 1918 году на Соборной площади был сооружён первый в мире памятник Карлу Марксу из глины, но простоял он всего 10 дней.



Более долговечный памятник ему установили на Советской площади в 1960 году на месте алтаря собора.

установка памятного знака на месте будущего памятника Карлу Марксу, 1957 год








Он простоял 50 лет до 2011 года и был демонтирован, чтобы освободить место для собора. Спасский кафедральный собор было решено воссоздать к 350-летию Пензы.





В 2014 году памятник Карлу Марксу был перенесён на перекрёсток улиц Богданова и Лермонтова и торжественно открыт заново.





В 2017 году Советскую площадь переименовали в Соборную.



сверху Казанский мост и «Бочка» с нашим домом


Но вернёмся на Козье Болото… Резкая неблагозвучность этого названия не раз заставляла жителей губернского центра думать о замене его на более приятное: «…Такъ, Козье Болото, гдѣ нѣтъ ни одного болота; грязи, правда, много, но болотъ нѣтъ. Названiе улицъ всегда къ чему нибудь приурочивается. Если намъ сказать, что здѣсь раньше были болота - невѣроятно, такъ какъ улица гористая. Есть еще, так называемый Мѣшокъ, за рѣкой Пензой. Что это за мѣшокъ? Есть названiя и почище. Неужели нельзя ихъ измѣнить на лучшiя, благозвучныя, а то вѣдь прiѣзжiе смѣются, когда имъ скажешь, что ты живешь на Козьем Болотѣ: - Фи, какая противная улица. А улица между тѣмъ хорошая, если не принимать во вниманiе грязь въ ненастное время, плохое освѣщенiе по ночамъ и недостаточный надзоръ». И всё-таки Козье Болото переименовали. Это случилось после Октябрьской революции 1917 года, когда пришедшие к власти большевики в массовом порядке по всей России стали менять прежние названия улиц и переулков на новые - коммунистические. 18 февраля 1919 года этой пензенской улице присвоили имя Наума Григорьевича Либерсона, члена Пензенского комитета большевиков, первого секретаря Пензенского губернского Совета народных комиссаров, захваченного во время белочешского мятежа в Пензе в конце мая 1918 года и расстрелянного в июне под Самарой.



Несмотря на то, что улица официально стала именоваться улицей Либерсона, её старое название ещё долго жило в памяти народной. Здесь «на Козе» появился пивной павильон, где во времена Андропова отсюда забирали любителей пива в рабочее время.





Козье Болото, слева наши два 4-этажных дома


Когда родилась моя сестра, она стала любимицей отца, её и назвали в честь его мамы - Елена.





Родился отец в Земетчино, в 200 км от Пензы. Сейчас это место совсем не напоминает Земетчино времён СССР.





До революции владелицей этих обширных местных земель, окрестных хуторов, поместий и сахарного завода являлась графиня Ольга Петровна Долгорукова, урождённая графиня Шувалова. Всё это она получила в начале 70-х годов XIX столетия в качестве свадебного подарка от своей матери, графини Софьи Львовны Шуваловой, урождённой Нарышкиной. В 7 км от Земетчино родилась моя мама в селе Нарышкино, оно уже давно стёрто с лица земли. Два порядка домов соединялись клином у клуба, речка, а вокруг поля…



Нарышкины… Этот старинный дворянский род происходил от крымского татарина Нарышко, который в середине XV века перешёл на службу к великому князю Московскому Ивану III. А земли в этих краях - около 74 десятин (1 десятина чуть больше гектара) - были пожалованы в 1691 году боярину Льву Кирилловичу Нарышкину - дяде Петра 1. Расположены земли вдоль верхнего течения Цны, включая междуречье реки и её правого притока Выши.



Места красивые, тихие, вдали от наезженных дорог. Плодородные почвы, вокруг много добротного корабельного леса, бортные ухожеи (пасеки), заливные луга, пригодные для судоходства реки. Земли эти долго были в составе Тамбовской губернии, какое-то время входили в состав Воронежской области, а в 1939 году были переданы в состав Пензенской.



Софья Львовна построила здесь в 1849 году сахарный завод на берегу реки Раевки, притока Выши. Завод вначале был деревянный, и через 2 года сгорел. После пожара началось строительство нового сахарного завода из кирпича.



Завод дожил до наших дней и является одним из крупнейших предприятий в России по переработке сахарной свёклы.



А вокруг покупали, получали за заслуги от царей или по наследству, а также в качестве приданного земли с деревнями и крепостными крестьянами графы Салтыковы, Чернышёвы, Воронцовы-Дашковы, князья Долгоруковы, Оболенские, Атрыганьевы, крупные лесопромышленники и помещики Пашковы. Это их предок, гвардии поручик Пётр Егорович Пашков, построил в Москве на углу улиц Моховой и Знаменки по проекту архитектора Баженова знаменитый Пашков дом, Зоммер, Башмаков, Нилов Пётр Андреевич был Тамбовским, а затем Казанским губернатором… В Нарышкино я впервые испытала противостояние «москвичек». Из этого села все уезжали учиться или работать только в Москву, а моя мама - в Пензу. Их дети, девочки-москвички, смотрели на меня свысока, вернее, они ненавидели меня, когда я жила там во время каникул по окончании 4 класса. Кумир и мечта москвичек, 9-классник Юра - тоже из Москвы - каждый день приезжал за мной на такси… нет-нет, конечно на велосипеде, и вёз меня на раме на речку. Он жил на противоположном порядке деревни, где и все эти девочки. Эта сторона села находилась на возвышенности и сравнительно далеко, и с нашей стороны была видна как на ладони. Кроме меня из детей на нашей стороне никто не жил и даже не захаживал. Но пределом их зависти был совсем недетский поступок. Я не умела плавать, а две завистницы предложили держаться за их плечи, а они будут плыть рядом со мной. Речка была не такая широкая, и когда мы доплыли до середины, они резко отплыли от меня, и я стала тонуть. Вспоминая их «добрые и любезные» улыбки, я перестала верить людям. А Юра… да, он мне нравился, и мы какое-то время переписывались, но в 5 классе я влюбилась в другого мальчика, и наши «отношения» закончились обменом фотографиями.






Дом детства моего отца в Земетчино, окружённый садом с малиной, вишнёвыми и яблоневыми деревьями, располагался напротив городской больницы. Каждый год у них проводила лето московская внучка Валя. Её мама, тётя Муся, была любимым ребёнком своих родителей. Каждый день в деревне был похож на другой. Чистенький ухоженный домик с застеклённой верандой, где проходили парадные обеды, когда приезжали дети. Дедушка отгородил себе маленькое помещение, где тачал обувь. Бабушка была искусной портнихой и кроила для него заготовки. Обувь, которую изготавливал дедушка Вася, была уникальной и очень качественной. Он мастерил для меня бурки, туфли для школы, тапочки, которые могли занять место на выставке. Это были скромнейшие люди, в деревянном доме всегда царила прохлада, тишина и покой. Слышалось только постукивание молоточка и жужжание швейной машинки. Как говорила моя двоюродная сестра Валюшка: «Тишина и мухи…, но с приездом Николая Васильевича в доме наступала настоящая жизнь. Постоянно кто-то приходил «повидаться», и это тихое спокойное место вдруг оживало…». Папа гонялся по Земетчино на мотоцикле, по легенде, вечером мог подъехать к танцплощадке голым.

мой первый приезд на родину отца


дедушка и бабушка


отец на мотоцикле пока не голый


Перед Новым 1968-м годом, отец поехал в Земетчино в командировку. На нём были стильные ботиночки, и одет он был «по-городскому». Стояли сильные морозы, и он простудился. Его даже вынуждены были госпитализировать в больницу напротив дома, она была единственной. После инъекций пенициллина, у него появились язвы на теле. Доктора после консилиума увеличили дозу антибиотика, а чтобы он не мог их расчёсывать, привязали к кровати… Маме сообщили об ухудшении и она срочно прилетела на санитарном вертолёте для транспортировки его в Областную больницу Пензы. Но было уже поздно… 7 февраля 1968 года папа умер, не дожив до 50 лет всего 2 месяца.



Причиной его смерти стала аллергия на антибиотики, о которой врачи в Земетчино даже не слышали, а в Пензе было уже поздно что-либо предпринять. Я так возненавидела Земетчино, что это укрепило мою детскую мечту стать медиком. Позже, когда я уже училась в медицинском училище, я решила поехать именно в Земетчино на дипломную практику, выявить все их огрехи и разгромить в своём отчёте… но это уже другая история. А в 1968 году закончилось моё детство, и я стала «главой семьи». Мама до конца жизни не справилась с потерей любимого. Более того, дача не доделана, работала она до 6 часов вечера, потом бегом на кораблик - поливать, и две маленькие дочери на руках… Она пыталась, барахталась изо всех сил, но её раздавило горе и беспомощность, и пришлось действовать мне… своими методами, но это тоже другая история. Отдушиной её была Ленуся, так ласково родители называли мою сестру. Она была внешне похожа на отца, но ведомая как мать. Она никогда не спорила. Ходила в садик, всем была довольна, а летом их возили на детсадовскую дачу. В итоге она завербовалась вольнонаёмной в Афганистан, полюбила офицера-красавца и вышла за него замуж.





Сейчас они живут в охраняемом городке Новогорске в Химках.



Получилось, что я была «сам себе режиссёр». У меня была подруга Лида, она жила на перекрёстке улиц Урицкого и Максима Горького.

улица Урицкого, 44




Этот дом сохранился до наших дней.



Учились мы в 49 школе на улице Максима Горького.





Вход в квартиру Лиды был со двора, они жили в полуподвале и занимали две комнаты. Лидочка с мамой - в одной (её русский отец умер), в другой - её дядя с женой. Её гостеприимная татарская семья частенько зазывали меня на обед. Её бабушка готовила такие блюда, которых я не пробовала больше нигде. Один перемяч чего стоит! Мы привыкли называть его беляшом, но в татарской семье - это целый ритуал его поедания. Я очень жалею, что не выучила татарский язык, сейчас бы я могла смотреть турецкие сериалы без перевода. Некоторые фразы я пыталась запомнить. Первая встреча с её бабушкой превратилась в анекдот. Я решила применить мои знания на практике и всю дорогу к Лидочке я твердила фразу: «Халидэ кая?» - где Лида? Открыла дверь как всегда бабушка, и я произнесла эти слова. Она ответила: «удэ», махнула рукой и ушла, оставив дверь открытой. Я поняла по взмаху руки, что Лиды нет дома, я тоже ушла. А бабушка, увидев открытую дверь, и не обнаружив меня в комнате Лиды, сказала: «Сейчас приходила странная девочка, спросила: «где Халидэ», я ответила: «дома», а она повернулась и ушла».

Лидочка


Вторая подруга-одноклассница Нина была в классе неприметной и тихой, я до сих пор не могу понять, почему наша первая учительница оказалась такой прозорливой. Она всем предсказала короткими штрихами что-то из будущего. Лидочке она посоветовала больше говорить дома по-русски, ей было очень неудобно, так как она обычно «пророчила» перед всем классом. А вот как выдержала Нина, когда учительница сказала при всех, что она «в подоле принесёт»!!!? Кстати на первый аборт её повела мать в 16 лет. Про меня она тоже напророчила. В 4 классе на уроке ритмики весь класс разделили на пары. Мальчик, который был со мной в паре, должен был правой рукой держать мою вытянутую вперёд левую руку, но он тоже вытянул её, но до моей руки не дотронулся. Так мы и пробегали весь танец без соприкосновений. Когда вернулись в класс, учительница сказала при всех: «Вот ты сейчас не дал руку Любе, но запомни - когда ты пригласишь её на танец в парке на танцплощадке, она даже не посмотрит на тебя». Это действительно произошло много лет спустя, но эту историю я расскажу в другой раз. Но что в последующие годы он «подлизывался» ко мне, это точно.





Вернёмся к Нине - внешне она выглядела равнодушной, на самом деле она была пофигисткой ещё той… Но самым главным её «достоинством» было умение молчать. Она всегда со всем соглашалась, не спорила и на всё была согласна. После того как мы в 5 классе случайно оказались вместе в зимнем лагере в санатории имени Кирова в Ахунах, она стала нашей подругой. Мы оказались в одной комнате, и она пила вместе со всеми вино на Новый год и предпринимала активное участие в сокрытии бутылок. Лагерь обыскивали на предмет изъятия алкоголя, и нам пришлось сбросить бутылки в сугробы под окном нашего второго этажа, а ночью принести их обратно. Словом, у нас уже была общая тайна.

Нина и я с одноклассниками в Тарханах, справа тот, кто отказался взять меня за руку




Вечером 9 мая 2017 года «наш» корпус в санатории загорелся. Его продали в 2016 году частному лицу. Также фактически уничтожены 2 пионерлагеря, примыкающие к этому санаторию - "Дружба" и "Орлёнок". В то время в Пензе старые деревянные дома в прямом смысле слова "выжигали", для очищения новой строительной площадки. Ну а Ахуны - всегда были лакомым куском для передела.

горит корпус санатория имени Кирова в Ахунах


Вернёмся к нашему «трио»… В 5 классе мне понравился 9-классник, он был татарин. Жили мы все рядом, он - на набережной за «Козой». Мы шли втроём и случайно его встретили. Подходим, Лида и говорит ему, показывая на меня: «Хочешь с ней клеить?». Он не растерялся и сказал: «да», а мы продолжили свой путь дальше. Он стал искать встречи со мной в школе, в итоге мы куда-то ходили, в кино «детям до 16 лет» его однажды не пустили, а я прошла перед ним, и меня никто не остановил. Он показал паспорт и прошёл, представляю, что он вытерпел… Он проезжал на мопеде 23 км, чтобы повидаться со мной минут 10 в лагере на Светлой Поляне. Ведь надо было перелезть через забор, чтобы встретиться - ни я не могла выйти, ни он - зайти. Поэтому он ещё тащил с собой друга, тоже на мопеде, чтобы он стоял «на шухере» с двумя мопедами.

с классом в Тарханах




Долго ли, коротко ли, но наступил момент, когда он захотел познакомить меня со своей мамой. Она была старой закваски, плохо говорила по-русски, и естественно желала для своего сына спутницу непременно татарку. Он это учёл и предоставил ей координаты Лиды, зная, что она будет наводить справки - все татары знали друг друга в городе. Мама осталась довольна «моей» характеристикой и одобрила встречу со мной. Когда он мне это сказал, даже я удивилась… «Как прикажешь мне с ней общаться? Я на татарском говорю только матом…» Он сказал, что подстрахует меня. В общем-то мне было интересно, не замуж же за него выходить. Надела юбку подлиннее, глазки долу и предстала пред его мамой. Она завела меня в комнату, усадила на диван и стала что-то тарахтеть очень быстро, размахивая руками и выразительно глядя на меня. В конце тирады прозвучал видимо вопрос, так как она замолчала и смотрела на меня вопросительно. Мой «подстраховщик» исчез, наверное, с испуга - татарские дети очень чтят своих родителей. В комнате был единственный предмет, который я могла произнести по-татарски - это яблоко. Кстати, тоже интересная история, которую я тоже расскажу. Яблоки были в вазе на столе посреди комнаты. Я скромно тихим голосом - даже себя не узнала - сказала: «бир алма» - дайте яблоко - и посмотрела на вазу. Она начала говорить ещё чаще, быстро подошла к вазе и выбрала самое красивое. Потом снова затараторила, говорила много, и из всей этой тарабарщины я уловила слово «кино». Резко остановилась и посмотрела снова вопросительно на меня. Я пошла ва-банк и тихо произнесла: «акча юк» - денег нет, а сама подумала: да провались всё пропадом! Тут явился мой «спаситель», и она переключилась на него, долго отчитывала, дала денег, и мы ушли с богом, то есть с аллахом. А он с удивлением смотрел на меня и вёл допрос: «Ты же говорила, что не понимаешь по-татарски. Как же получилось, что она перечисляла тебе все блюда, которые приготовила к нашему приходу, а ты попросила яблоко? А когда она сказала, что если вы не хотите покушать, то сходите хотя бы в кино. А ты ей заявляешь, что нет денег, за что мне здорово попало…» Словом, это было последнее свидание с мальчиком из 9 класса. Да я уже и полюбила другого… Но это уже другая история… Кстати, чуть не забыла… Когда я была уже замужем, он встретил меня на улице и заявил: «Ну теперь то мы сможем встречаться?..» Но и это ещё не всё. В скором времени он подсел в «Бочке» к моему мужу и долго жаловаться на меня: «Я её так любил, а она всегда только издевалась надо мной…» И что это было?..

мне 13 лет




семья

Previous post Next post
Up