Jul 16, 2012 15:30
Бывают в культуре прецедентные тексты, которые никто не читает. Но чего там почем всем известно. А текст и не читали. Это почти такая же ситуация, как с "прецедентными" авторами, ну знаете, скажешь так при человеке, что Тургенев, или какой там Пушкин - плох, и глаза на тебя вылупятся оловянные, и погонют тебя, с позором. Но самого этого Пушкина/Тургенева гонитель не читал, а если читал то помнит мало. Но гонит. А с текстами приколюха в том, что многие и не знаю об их существовании. Ну вот есть термин такой, мазохизм, и все его знают, имеют представление о чем это, и с чем едят. Каждый имеет свое, кто-то чисто про плеточки, кто-то поглубже - каждый в меру себя. А вот откуда оно есть пошло? Ну в лучшем случае человек знает, что был какой-то Мазох, и чего-то у него было с хером связано. Я вот был как раз из таких, и все время меня смущала конструкция Захер-Мазох. Идеальная фамилия для русского уха, чтобы описывать сексуальные и не только сексуальные девиации. А оказывается есть все пошло с его повести "Венера в мехах".
О концепции говорить особенно не буду, место общее. О самом произведении тоже говорить нечего. Повесть как повесть, Тургеневщина чистой воды. Неестественно говорящие персонажи, читающие речи, а не говорящие, высокие чувства, страдания. Ну как положено. Забавляют странные имена, например Северин фон Куземский это смешно мне было. Ну а так, с чисто литературной точки ничего особенного. Вообще, как правило произведение оно или об идеологии, или об художественности. Правда же, ну сколько можно вспомнить произведений выдающих новую, мощную идеологическую концепцию, и в то же время являющих какую-то литературную новизну. "Венера в мехах" дает идеологическую новизну.
Читал я его читал, и как полагается для простых литературных форм, думал о своем. И вспомнил я свой сюжет из жизни, вполне так укладывающийся в этот мазохизм. Только вот есть у автора то все явно "О, мне нравится страдать - терзай меня госпожа". Все нарочито и явно. И даже порой возникает мысль ханжеская "фу извращенцы". Да не извращенцы, полно же таких людей, которым нужна именно эксплицированная форма отношений господства-подчинения. Не наша с вами ханжеская и глубоко лживая: равноправие, шмарноправие. Ничего этого нет. Кто-то утрированно господин, а кто-то раб.
И вот вспомнил я свой сюжет, и вспомнил совет, который Фолкнер в свое время получил, если мне не изменяет память, от Шервуда Андерсона "Пиши о том, о чем знаешь". И правда, я то последние годы пытался выдумывать сюжет. А его же нужно взять просто из своей жизни, или из жизни тебя окружающей. Ну т.е. не взять, а сконструировать, мы то с вами знаем, что нет в жизни сюжетов никаких, это мы их ей навязали. И начал я так думать, конструировать, и понял, что может роман получиться вполне. И много там всего сразу мне в идеях пришло, задумок всяких, более литературных. А потом спохватился, и понял что роман он на то и роман, что там персонажей много, а вот с этим проблема. Их же тоже надо проработать там, и время на них тратить. А тут и основная то идея может потухнуть. А потом понял, что не надо включать отмазки ленивого хряка, нужно начинать набрасывать. И начал.
Кстати, очень символично, что в момент зрения плана, в читалку у меня были вбиты "Былое и думы", которые я решил заставить себя прочитать. Ну и раз такая песня, начал. Как никак опыт мемуаров и псевдоавтобиаографий мне сейчас нужен. И скажу я вам, что "Былое и думы" очень даже. За вечер первую часть сделал.
фрейд,
память,
литература,
дневник читателя