У меня возникла буря претензий. Недавно я для себя открыл множество интересных зарубежных авторов, о которых ни разу даже не слышал у нас на филфаке. Ну ладно, в целом они как бы интересные и хорошие, но не грандиозные. И все равно, я думал что уже ничто не способно меня поразить, удивить и порвать сознание. Но тут я добрался до Селина. И оно случилось. Почему у нас его не проходят, не знают и не читают? Хотя бы просто обзорно: был такой, почитайте если захотите. Я чисто случайно вот узнал о его существовании, решил почитать.
Уже странице к 30-й он ворвался в топ-лист моих любимых авторов. Ну если быть точнее, то пока один роман - "Путешествие на край ночи". Причем ворвался то не в лонг-Лист, где находится место много кому, а в самый самый шорт-лист, состоявший до этого наверное из пары имен и одного романа в придачу. Это правда фантастика. Даже пока и не знаю как его анализировать. Уж очень много впечатлений и очень сложный текст.
Главный герой, рассказчик - Фердинан Бардамю явный имморалист. Он рассказывает о своем длинном путешествии по жизни, которая вся выглядит как бесконечная непроглядная ночь. Начинается роман с первой мировой, куда Бардамю подается добровольцем. Очень быстро все сопливые хныканья Ремарка, Хэмингуэйя или любого другого Олдингтона на тему бессмысленности войны блекнут, забываются и кажутся неуместными. Идею о том, что на войне нет ни линии фронта, ни чужих ни своих мы уже видели у вышеназванных товарищей. И то, что на войне нет ничего кроме ужаса и желания выжить. Но Селин идет дальше, его герой спрашивает "А зачем мне убивать немцев, они мне ничего не сделали". И одновременно он радуется смерти однополчанина, который был редкостной сволочью. "У каждого своя война".
Абсурдизм, парадоксализм и мизантропия - вот пожалуй три основных "запаха" это текста. Роман, который начинает читаться как традиционное антивоенное полотно быстро превращается в роман-путешествие. Война, госпиталь, африканская колония, рабство на галере, Америка, врачебная практика в Париже, работа в психиатрической клинике - Бардамю успел побывать во всех знаковых местах своего времени. Перед нами выстраивается мощная картина сюрреалистического нового мира 20 века. Все, что начинается с 1910-х годов для рассказчика является новыми, ужасным и абсурдным. Этакий "Закат Мира". У Шпенглера то все о Европе, он вообще забывает о США, так, вскользь парой фраз поминает. А тут вам и Африка, и главное Америка. Америка не просто абсурдна, она страшна и массивна, в отличии от полумертвой Европы и Франции.
"Нам нужны шимпанзе" - говорят на заводе Форда. И Бардамю, способный к мышлению, рефлексии и поиску оказывается лишним в новом мире. Он все время бежит откуда-то. Любой топос быстро становится невыносимым.
Роман написан без глав, звездочек или любого другого структурирования. Есть только строчные разрывы между эпизодами. Собственно и по технике это не совсем роман, это какие-то разорванные воспоминания, которые невозможны по отдельности но и в одно целое они собираются плохо. У сериалов это именуется горизонтальный сюжет, когда действие одно, не разбивается на независимые эпизоды. Тем не менее из рваной структуры Селин выстраивает одно длинное путешествие. Это вся таже идея регресса. Если когда-то человек путешествует на край Земли, то сейчас - на край ночи.
Главное, что путешествует на край ночи совсем не Бардамю. Есть там замечательный Леон Робинзон, который встречается всюду и везде на пути рассказчика. Рассказчик именно следуют за Робинзоном, рефлексирует и анализирует. А Робинзон путешествует, потому что в нем есть смелость, которой совсем нет у Бардамю, по его же словам. Бардамю покорно плывет по жизни, Робинзон же борется, пока не достигает края своей ночи.
Могу сказать только одно, это текст, который необходимо читать и перечитывать, Селин настолько метко отмечает всю гадость человеческого натуры и мира, что его можно безудержно разрывать на цитаты, мелкие и большие. Я бы даже назвал его мастером ужаса, настолько он подробно вырисовывает кошмар. Он намного страшнее того же Андреева. У Андреева ужас эмоциональный, экспрессивный, кричащий. Селин совершенно спокойно говорит о том же самом. О всеобщем помешательстве. Отчего становится только хуже.