В начале 1950-х годов, на автоцистернах так называемой "московской серии" ПМЗМ-2 и ПМЗМ-3 впервые в отечественной практике стали устанавливать радиостанции. Это повлияло на состав караула: на переднем сиденье автоцистерны стал выезжать связной, а поскольку он непосредственного участия в тушении пожара не принимал, то часто в расчёт на должность связного стали брать женщин-радиотелефонисток.
Появление таких специалистов, обученных правилам ведения радиообмена и передачи информации, знающих устройство средств связи и район выезда, понимающих тонкости боевой работы, значительно упростило управление силами и средствами на пожаре.
Но эпоха женщин-связных продолжалась не долго...
Боевой расчет автоцистерны составлял 6 бойцов с четко расписанными табелем обязанностями на пожаре. Но это в теории. Тот кто служил и служит в пожарной охране прекрасно знают расклад : один в отпуске, один спортсмен (на тренировке, сборах), один молодой(на курсах), один заболел. И вот уже табель обязанностей боевого расчета не работает. Где взять людей что бы хотя бы составить звено ГДЗС? Решение пришло сразу и кардинальное: в первую очередь отказались от выезжающих на пожар женщин-радиотелефонисток, заменив их мужчинами-связными, на которых возложили работу с тяжелым оборудованием и который мог оказать помощь при работе на пожаре немногочисленного караула.
Дальнейшая эволюция этого процесса привела к тому что ответственным за связь окончательно назначат водителя, которому, находясь сзади у насоса, работать на радиостанции будет очень не сподручно.
(из книги А.В. Карпова "Пожарный типаж. Том 1" из серии "Пожарный автомобиль в СССР")