Постоянно возникает overwhelm по поводу того, что надо делать, что надо прочитать, какие рутины ввести, по теме здоровья. Информации очень много. Просто горы. И я отвлекаюсь на это всё. Моя ответная реакция - не делать ничего или только самое важное.
Усиленный фокус последних дней на дыхательных техниках, медитации на концентрацию и guided meditation на расслабление, несомненно, дали плоды. Я вылезла из постельного режима, и поездила немного по Голландии, как хотела. Правда, это было не очень экологично, и как часто бывает со мной, перебор.
Но сам факт, что у меня получилось трое суток шататься по
городам и
весям. (Несколько фоток с Гронингена и Гааги)
Вчера я делала compassion meditation в диадах - пáрах.
Не знаю, как покороче об этом написать, потому что осветить надо с нескольких сторон.
Эмпатические сессии как практика ненасильственного общения
В ННО есть упражнение, которое делается всегда, как часть процесса ненасильственного общения. Эмпатические сессии являются эмоциональной гигиеной и призваны помочь увидеть и осознать, что у нас внутри.
Эту практику до ННО я знала из sharing circles в медитационной группе в традиции Thich Nhat Hanh, в которую я периодически ходила несколько лет, и даже хостила у себя дома какое-то время. Там она делалась в самом конце, после всех остальных частей программы (это медитация, mindful thee drinking, слушание dharma talk, mantra singing и другое), и называлась dharma sharing.
Человек просто говорит о чём-то, что просится быть сказанным, а остальные слушают. И никак не комментируют сказанное.
Для меня это прикольно, видеть, в принципе, одни и те же практики, в разных контекстах.
И потому, что в современном мире так легко потерять все эти целительные для психики практики, то хорошо, что они вписываются в разные контексты, и им находят научные объяснения. Мне лично понимание их важности помогает снова и снова к ним возвращаться.
Так вот, практика, которую мы делаем с практикующими ННО, она тоже про слушание без интерпретаций.
Мы стараемся просто слушать друг друга. В ННО можно коротко повторить сказанное, подтвердив, что мы услышали, что сказал партнёр.
Мой опыт - чем больше у меня было практики, тем меньше мне хотелось и повторять, и чтобы за мной повторяли.
Работа в диадах
Роберт Гонзалес - это один из учителей ННО. Он и его партнёр, Роберт с трудной польской фамилией Кржисник, хотели внести в ННО больше того, что они испытывали во время их спиритуальной работы с контексте
enlightment intensives.
И поэтому они углубили ННО практики, чтобы входить в созерцательное состояние.
Это укрепляет и лечит нервную систему. Это не они говорят, это я говорю, а точнее, это говорит polyvagal theory :)
Их диады - это и есть продвинутые эмпатические сессии, когда не нужно повторять сказанное, а только слушать - созерцать.
Если объяснять лечебный для психики эффект, то тут идёт двойная работа.
Во-первых, это работа с концентрацией и состоянием 'быть', а не 'делать'. Думать - это тоже делать. А медитация концентрации - это вхождение в состояние быть, когда мы отпускаем все приходящие мысли, как только замечаем их.
Тут так же - твой партнёр делится, а ты слушаешь, концентрируешься. Если возникают мысли, стараешься их отпускать.
Классическая медитация.
Во-вторых, когда человек говорит языком ННО, то есть без суждений, а на уровне чувств и потребностей, то мы входим в состояние социальной вовлеченности, состояние компассии/сопереживания, и это состояние незамедлительно включает миелинированную часть вагуса (блуждающего нерва). Это лечебное, восстановительное состояние для нашего тела.
..Таким образом, всё, что я делаю, связывается в единое целое, и у меня возникает чувство восторга, что я понимаю, как это работает, почему меня туда тянет...
Роберты организуют ретриты на основе этих диадных 'медитаций'. Но это дорого. Хотелось бы организовать что-то такое просто дома. Но где взять участников :)
С диадами Гонзалеса и другого Роберта я познакомилась в марте на воркшопе ННО, с которого я сбежала. Один день я выдержала, а на второй не пришла.
Были две проблемы. Мне было жутко скучно, как Надин преподавала теоретический материал. У меня были ожидания. Которые не оправдались. И во-вторых, всё, о чём она говорила, было 'повторение мать учения'. Я и не поняла, что там нового вообще.
И сраведливо, нового ничего вообще. На таком уровне мы с продвинутыми ННОшниками и 'шеримся' (делимся в эмпатических сессиях).
Но в этом и прикол. Далеко не все так могут. Для меня как раз этот уровень и есть самый приятный, самый оптимальный.
Поэтому я хоть и ушла со второго дня, но интерес остался. А Роберт с трудной польской фамилией даёт скайп интродакшны по диадной работе.
В которой я вчера и поучаствовала.
Да, неплохо бы на таком ретрите побыть недельку. Пока деньги, что они просят за 7 дней (
1500 евро), кажутся слишком.
И очень раздражает, что ничего не стоит про еду на страничке, и значит, вполне возможно, что еда будет для меня не подходящая.
Практически: одна диадная сессия длится 40 минут, и состоит из 8 отрезков по 5 минут. Люди делятся в паре по очереди.
Исцеление с помощью правильного общения
Написать я этот пост решила, из-за высказывания одного спиритуального учителя со сногсшибательной фамилией Хуебл. Thomas Huebl.
Как говорят голландцы, один день не смеешься - один день не живёшь.
В общем, в
этом видео на 7ой минуте он сказал следующее:
"Многие часы медитаций подвешены в диссоциированном пространстве. А это не то, что нам нужно, потому что в диссоциированном пространстве мы не можем задействовать нашу энергию.
Она включается, только когда мы взаимодействуем друг с другом. Когда мы отрезаны от других людей, нет движения, а оно очень важно.
Потому что мы не сидим в пещере в Гималаях, мы постоянно 'соотносимся' (relating) с другими. И отношения - это наше социальное созерцание.
(Созерцание - синоним медитации)
У монахов есть время сидеть 10 часов в день, а у нас есть только время сидеть, может быть, часик с утра, это большая разница. У нас не достаточно времени на практику, но каждодневный experience опыт - это наше время практики.
Неправильные отношения/общение создают травму.
Правильное общение - это исцеление, и одна из фундаментальных спиритуальных практик."
И это то, о чем говорит и поливагальная теория. Социальное общение - это наш healing mode.
Только вот не такое общение, какое устаканилось в современном языке, к сожалению. Для правильного общения нам нужно обратиться к древним практикам - на основе которых возникло ненасильственное общение и современные практики.