НШ: «Добрый вечер. Прошу прощения за опоздание, встретил своих учеников с позапрошлогоднего курса, разговор несколько затянулся... Но это даже хорошо - эта встреча навела меня на мысль немного изменить последовательность лекций в этом году. Ну и еще один забавный случай вчера произошел. Так что сегодня будет разгрузка. Наверняка же вы усердно пытались воспроизвести верхнюю схему все дни после прошлой лекции. Устали? Ну, это только в самом начале вашим спутником к личному острову Счастье будет усталость. Дальше будет легче - вы увидите себя с других сторон, откроется так называемое Вечное Второе Дыхание (ориг.: eternal second breath), появятся новые, неизвестные до этого ресурсы вашей личности. Но сегодня я не буду вас нагружать новыми терминами и схемами. Разгрузка, помните? Так вот, про вчера: я гулял в парке тут недалеко и встретил Дэвида с семилетним сыном Дэвидом-джуниором. Оказалось, Дэвид-старший был на первых двух занятиях и дома пересказывал младшему краткое содержание. Наверно, больше для самого себя, чтоб лучше утрамбовать материал. Так, Дэвид?»
Голос из зала, предположительно Дэвид-старший: «Наверно!»
НШ: «Многие же из вас пересказывали лекции своим друзьям или родственникам дома? Ну и как им, понравилось?
(одобрительный гул в зале)
Так вот, Дэвид-джуниор сказал очень правильную в своей простоте вещь. Часто же дети формулируют в двух словах то, что взрослые объясняют на протяжении многих страниц монографий. Этот милый паренек сказал мне: "Вы же просто дурачитесь." Очень, очень точно. Да, я заставляю вас просто дурачиться, вспомнить невинное чувство неловкости из детства. Споткнулся, упал, хныкнул, засмеялся, побежал дальше. Но если бы я пришел и с порога вам сказал: "Так, вы заплатили за этот курс деньги, я вас благодарю, теперь просто дурачимся", то как бы вы отреагировали?
Голос из зала, предположительно Дэвид-старший: «Насторожился бы».
НШ: «Это еще мягко сказано, "насторожились бы". Я мог бы услышать и другие выражения, несколько крепче этого. Но сейчас вы уже знаете основу, я вам объяснил каждый шаг с научной точки зрения. Теперь все, что мы тут делаем, можно называть как угодно - хоть кривлянием, хоть дуракавалянием, хоть инеральным диссонансным абстинктивным эндоропроцессом (ориг.: inneral dissonance abscenctive endoroprocess; вероятно, выдуманные на ходу термины - прим.перев.). Главное - что это начинает работать. Но речь сегодня пойдет не напрямую об этом. Поговорим про неудачи и как справляться с ними. У всех же были черные полосы в жизни?»
Голоса из зала:
«У всех».
«Да».
«У каждого»
«Бывало»
«Чего греха таить, было»
НШ: «Конечно, у всех. Умеем ли мы справляться с неудачами? По большей части - нет. Мы начинаем искать виновного, в себе или среди близких нам людей, ищем ответы у экстрасенсов и псевдо-учителей, становимся озлобленными, замкнутыми, колючими и мягкими, сухими и мокрыми, ломкими и согнутыми - всем тем, чем мы не хотим быть в нормальных обстоятельствах. В неудачах мы перестаем быть собой. Это важно понимать: когда вы чем-то расстроены, работает нижняя схема того вашего бессознательного программирования. Сейчас я пишу книгу "Мешая белое с белым" (ориг.: "Mixing white with white") как раз на основе работы с позапрошлогодним курсом, откуда и встретились старые знакомые перед этой лекцией. Они-то и попросили меня помочь одному их другу в очень затрудненных... В общем, для вас это неважно. Важно то, что, получается, вы слушаете курс "Счастье - это легко" издание третье, исправленное и дополненное!
(аплодисменты)
Итак, когда вы подавлены, работает нижняя схема. Могу сразу сказать, что использовать верхнюю схему в этих ситуациях могут единицы, самородки счастья. Или дети. Да-да, дети, сами того не осознавая, с завидной легкостью идут по верхней дорожке в любой ситуации. Но проходит время, так называемый "взрослый мир" наваливается, и мозг потихоньку сваливается вниз. О, сколько дети могли бы рассказать, найти бы правильные вопросы!.. Сейчас мы с моим бывшим учеником, ныне весьма успешным предпринимателем, строим лабораторию, в которой в том числе будем изучать именно детские варианты макрослучайного планирования. И мне очень приятно, что к нам уже присоединились видные нейробиологи для совместных исследований.
Что же мы можем сделать с нижней схемой, если не можем создать в эти моменты верхнюю? Сократить ее. Да, мы можем сделать ее быстрее, короче и безболезненней для нашего будущего. Как это выглядит на практике? Не знаю. Вот такой ответ. Общей формулы нет, и не просите. Это вам не таблетка антидепрессанта, которая стреляет вам прямо в сознание. Знаете, что она делает? То же самое - сокращает нижнюю схему. В принципе, нам это и нужно. Но нужна ли нам гора побочных эффектов от одной таблетки? Многие из них не дают нам создавать так нужную нам верхнюю схему. Поэтому мы не будем глотать таблетки, а справимся своими силами!
(аплодисменты)
Давайте успокоимся и подумаем, как мы без вспомогательных средств можем сократить или ускорить процессы, идущие по нижней ветке программирования. К сожалению, однозначного ответа для любого человека, как я уже сказал, нет. Это уже экспериментальное дело. Для кого-то потребуется парочка попыток - и вот уже личная формула от хандры готова. Вы не поверите, но таких интуитивно самовосприимчивых людей достаточно, и я им очень завидую и восхищаюсь ими - мне потребовалось несколько лет постоянных попыток для создания действенного способа борьбы с неудачами. Я не буду описывать его, потому что не хочу создать русло, в которое вы будете скатываться в поисках своего метода. Но ждать ли реальной неудачи для написания своего алгоритма? Нет! Учитесь на искусственно созданном. Микроситуативное будущее и ПАО - помните такое? Это ключи к пониманию. Играйте в песочнице, смешивайте реальный и мнимый песок, стройте воздушные замки и разрушайте их, провоцируя себя и случайность на предугаданные неудачи, не ищите ответов там, где светло, вы сами должны светиться в неизвестной темноте - только в таком состоянии вы найдете свой путь решения проблем. Не надо бояться неудач. Не отрицайте их. Примите их, работайте с ними - они только ваши. Почувствуйте азарт фехтовальщика. Но главное - экспериментируйте.
(аплодисменты)
Давайте теперь перейдем к вопросам. Чувствую, их накопилось много».
Голос из зала: «Как избавиться от импотенции без медикаментов?»
НШ: «Всегда очень приятно и волнительно начинать получать отклик от новых учеников, знаете ли. И такие практические и узконаправленные вопросы мне очень льстят - ведь человек доверяет мне решение его сложной проблемы, мне как уже важному человеку в его жизни. Как вам помочь? Надо сказать, я сам мучался подобным на протяжении многих лет. Да-да, мне уже не стыдно об этом говорить, хотя долгие годы я уклонялся от подобных вопросов, переводя разговор на другую тему. Опять прошу прощения у тех, кому было неприятно из-за этого со мной общаться. Так как я вылечился? Никак. Я не считаю, что был болен вообще. Все дело в отношении, как бы банально это ни звучало. Относитесь вы к себе как к больному человеку? Будете больным и будете лечиться. Не видите к этом болезнь, а смотрите как на возможность экспериментировать? Будете здоровым. Основы за две лекции я вам уже рассказал - верхняя схема и ПАО. Больше, в принципе, ничего не нужно для экспериментов. Ну и хорошая осанка вкупе с улыбкой от уха до уха, вызванные бесконечными возможностями. Вот так! Давайте следующий вопрос.
Голос из зала: «От меня жена из-за этого ушла. Какая улыбка ради всего святого?»
НШ: «Подойдите ко мне в кабинет справа от сцены после окончания лекции, пока что дадим другим людям время».
Голос из зала: «Да вы ничего там не скажете…»
(неодобрительный гул в зале, шиканье)
Женский голос из зала: «Как применять ПАО в отпуске?»
НШ: «Это хороший вопрос и я даже расширю его: где применять ПАО? ПАО, надо сказать, это не самостоятельный процесс. Если провести аналогию с кулинарией, то ПАО - это приправы. Вы не будете есть отдельно соль или перец, но приперчив или подсолив еду, можете добиться ошеломительно вкусного эффекта. Так и приПАОчив (ориг.: apting up) ваши действия - в любой системе координат, осязаемой или неосязаемой - вы получите новые ощущения в любом применении. Так что, отвечая на ваш вопрос: применять ПАО отпуске как угодно и на чем угодно, не напугайте только окружающих слишком счастливым видом».
(смех в зале)
Другой голос из зала: «Как музыка Кобейна соотносится с верхней и нижней схемами?»
НШ: «Это больная тема для меня: будучи в Сиэттле несколько лет назад, я встречался с Куртом пару раз и очень настойчиво звал посетить мои семинары. С самого нашего знакомства было видно, что человек находится практически постоянно в СОПе. Это не его осознанный выбор, он каким-то образом, звериным чутьем выбирался на эту стадию. Я уже говорил, что это может быть опасным, доказательства - в примерах таких людей. Часто гениальные личности находятся в нулевой точке нашей схемы в постоянной связи с СОПом. Испытывая ПАО, они только усиливают этот ноль. Это и преимущество для них, и огромное испытание на прочность. Курт, создавая Гениальную Музыку, к сожалению, не справился с неосязаемым. Силой я ему помогать не мог, каждый должен иметь выбор...
(тишина)
(слышно гудение ламп дневного света)
Давайте еще один вопрос и надо заканчивать - в вас уже достаточно знаний на сегодня для самостоятельных экспериментов».
Голос из зала, предположительно бас: «Какая из мировых религий наиболее близка к твоему учению? И вкратце про каждую религию, если можно».
НШ: «А есть ли разница между религиями, в конечном-то счете? Если честно, мне уже с детства были неинтересны книги про разных богов и их довольно двусмысленные руководства, как надо правильно жить. Нет, спасибо, я сам буду решать, что хорошо, а что плохо, как поступать, на какую сторону кровати ложиться и чему учить других. Я не теолог, но если что-то из моих принципов совпадает с каким-то догматом из какой-то там религии - что ж, хорошо для них. Но я ничего не оставляю бездоказательно, на слепой вере не наживаюсь. Все, что я рассказываю, имеет основу тысяч, миллионов экспериментов. Если вам хочется верить во Всевышнего в любом проявлении - пожалуйста, ваше право. Я и сам, пожалуй, не отрицаю наличие каких-то высших сил, формул и взаимодействий в каком-то виде, так что, возможно, меня можно тоже назвать верующим человеком. Но никогда, повторяю, никогда я не буду учить кого-то словами "не спорь". Спорьте со мной, я буду доказывать свою правоту, а вы будете глубже понимать счастье. Все, спасибо вам огромное, на сегодня закончим, помните про эксперименты с неудачами, пробуйте.
А вас жду у себя в кабинете».
(аплодисменты, шорох брюк)