Среди великих танцоров (и танцовщиц!), посещавших S54, свое почётное место занимает и легендарная Марта Грэхем (Martha Graham).
Studio54. Рой Хальстон, Юл Брюннер, Марта Грэхэм, Лайза Минелли, Михаил Барышников.
Михаил Барышников:
«…абсолютное чувство позы…»
Марта Грэхэм:
"...танцевальное движение должно начинаться толчком, идущим из области таза...”,
«...великие танцоры велики не из-за их техники, они велики из-за их страсти...»
У Михаила Барышникова были очень теплые отношения с Лайзой Миннелли.
(*И откуда я это знаю?*:)
1982 год. Михаил Барышников, Лайза Минелли
и Александр Годунов (танцовщик балета, учился вместе с Михаилом в Рижском хореографическом училище, снимался в фильме "Крепкий орешек" (1988).
На открытии сезона Американского балетного театра.
.....................................................
STUDIO54.
Он был среди гостей S54 на вечеринке, организованной в S54 непосредственно в День рождения старшей сводной сестры Лайзы (Джуди Гарланд их общая мама) - Лорны Люфт (Lorna Luft)
Кстати, это событие в S54 отмечалось за день до Дня рождения Билли Джин (22.11.77).
21 ноября 1977 года. Studio54.
Лайза с сестрой Лорной.
Лайза с сестрой Лорной, 1993 год.
И ещё вот такое неожиданное совпадение))
Лорна Люфт, Бьянка Джаггер и Krissy Wood на концерте Rolling Stones в 1975 году -
Tour of the Americas.
Продолжим...
Лайза с Мартой Грэхэм, о которой немножко попозже. У Лайзы несколько фоток с Мартой.
И, конечно, с Михаилом Барышниковым на Дне рождения сестры))
Studio54 (?). Другая вечеринка. Повода пока не знаю. Возможно, что «Turning point» premiere party.
Стив Рубелл, Рой Хальстон, Михаил Барышников, Лайза Минелли.
Михаил Николаевич посещал самое отвязное party S54.
Во всяком случае - самое часто упоминаемое во всех источниках. Легендарная вечеринка в честь 32 Дня рождения Бьянки Джаггер 2 (?) мая 1977 года. 32’s birthday party Bianca Jagger.
Источник фото и места и даты события
http://www.gettyimages.com/detail/92859455/Hulton-ArchiveСтив Рубелл, Михаил Барышников, Мик Джаггер.
Бьянка Джаггер и Михаил Барышников, Мик Джаггер, Джерри Холл (?), Стерлинг С. Джейкиз (?).
Рой Хальстон со Стивом и с Бьянкой и Миком.
Лиз Тэйлор одна и вместе с Мартой Грэхем и Лайзой Минелли.
Марта - вообще человек (теперь уже) позапрошлого века….
2 октября 1990 Мадонна с Мартой Грэхем (на этой фотке Марте 96 лет - за полгода до ее смерти) на премьере предпоследней ее работы Maple Leaf Rag, костюмы для которой разрабатывал мистер Кляйн. Умерла 1 апреля 1991 в возрасте 96 лет, работая над балетом для открытия Олимпийских игр в Барселоне. Сразу вспоминается великая «Barcelona» Фредди Меркьюри и Монтсерат Кабалье…
Studio 54. 1979. Марта Грэхэм, Лиз Тэйлор, Бетти Форд - супруга 38-го президента США Джеральда Форда - первая леди США с 9 августа 1974 по 20 января 1977 года, Лайза Минелли.
И в цвете.
1986. Рой Хальстон, Энди Уорхолл, Лайза Минелли, Марта Грэхэм.
......................................................
ТАНЕЦ
Марта Грэхем и Михаил Барышников на репетициях.
Танцевать - это значит мечтать. Выразить свою Мечту через танец.
Моя любимая формула: Express yourself & Enjoy yourself.
Музыка+Настроение+Концентрация+Эмоция=Танец (Мечта)
Получила просто колоссальное эстетическое наслаждение - ТАКОЕ неожиданное и необычное на некоторых элементах танца… когда адаптируешься к музыкальному сопровождению В.С. Высоцкого,- просто дух захватывает от неординарности танцевальных решений и находок Барышникова…
Хм, интересна «поставленная» перед танцовщиком задача…))) Ну и, конечно, никуда без взаимных заимствований)) правда, со своими дополнениями…
Итак, Михаил Барышников, композиция «Кони» В.С.Высоцкий. Фильм 1985 года «Белые ночи».
Click to view
Еще «передерну» пару моментов …
Эпизод с Михаилом Барышников из этого же фильма.
Это я называю современным танцем с элементами балета, может я и не права))
Михаил танцует с Грэгори Хайенсом.
Великолепная пластика обоих подчеркивается почти идеальной синхронностью движений.
http://www.youtube.com/watch?v=haBZCrBHMm4&feature=player_embedded 11 PIROUETTES
Click to view
В 1973 году Барышников был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР, а летом 1974 года во время гастролей в Канаде он принял решение не возвращаться на родину. Ему было всего 26 лет. В июле этого же года Михаил Барышников дебютировал в Нью-Йорке в "Жизели" в главной балетной труппе США "Америкен балле тиэтр". Его партнершей была Наталья Макарова. С этого момента начинается триумфальная зарубежная карьера Барышникова. Америка приняла и полюбила его сразу и безоговорочно. С 1974 по 1978 год Барышников танцевал в труппе Американского театра балета, а с 1980 по 1989 год был директором, балетмейстером и солистом этого театра. Незаурядный талант танцовщика признали все. Его данные были уникальны - безупречная координация движений, легкость прыжков, отличный баллон, АБСОЛЮТНОЕ ЧУВСТВО ПОЗЫ. Поражал и удивительный артистический дар. Когда-то, еще в России, раскрыться актерскому дарованию танцовщика помог Сергей Юрский, предложив Барышникову серьезную драматическую роль в телеспектакле "Фиеста" по Э.Хемингуэю, где его партнерами стали Владислав Стржельчик и Наталья Тенякова. "В замкнутом, непроницаемом лице Тореро, которого Барышников сыграл в "Фиесте", угадывается огромная гордыня испанца, страсть, загнанная глубоко внутрь, страсть к той великой игре со смертью, которая и есть фиеста, непоколебимое мужество, стальная воля, почти фатальное бесстрашие", - писал Борис Львов-Анохин. На Западе Барышников легко вышел за рамки классического балета, работая и на Бродвее, и в Голливуде. Он сыграл в фильме "Белые ночи", создал образ русского возлюбленного героини Сары Джессики Паркер (Александр Петровский) в сериале "Секс в большом городе" -(*да, он любил S54 - в одном из эпизодов этого фильма Studio54 упоминается, когда Кэрри Брэдшоу обсуждает с героем Барышникова его последние любовные увлечения*)
За роль в фильме "Поворотный момент" Барышников номинировался на "Оскара". Артист также выступает на театральных подмостках, сыграв в спектаклях "Mr. XYZ" Элиота Фелда и в пьесе "А, Джо?". Запоминающейся была его роль сумасшедшего, который верил, что он - автомобиль, в спектакле "Запрещенное Рождество" по сценарию Резо Габриадзе. Покинув Американский театр балета, Барышников проявил свой талант в новом качестве - стал центральной фигурой нового балета - балета в стиле модерн, подготовив драматические монологи-исповеди.
…………………………………………………………………
М.Барышников о Нью-Йорке 70-х годов и фильмах с Фредом Астером)))
Интервью с ним в Театре имени Джерома Роббинса в «Baryshnikov Art Center» в Нью-Йорке.
- Почему вы открыли Центр?
- Лет двадцать назад мои пути начали все больше уводить меня из Нью-Йорка - в Европу, Австралию, Латинскую Америку. Я должен был от Нью-Йорка внутренне освободиться. Пусть это и дом, но в 80-е и начале 90-х годов мне в нем многое стало не нравиться. НЬЮ-ЙОРК 70-х БЫЛ СОВЕРШЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ МЕСТОМ, ПЕРЕКРЕСТКОМ ИНТЕРЕСНЫХ ЛЮДЕЙ, ИНТЕРЕСНЫХ ИДЕЙ. А с середины 80-х все это стало изменяться под напором конъюнктуры, бизнеса. Но у меня четверо детей, внуки, так что от Нью-Йорка далеко не уедешь. И я решил принести сюда свое личное отношение к происходящему. Я не претендую на нечто глобальное, просто "что вижу, о том и говорю". Вообще речь сразу шла не только о танце, о балете, но об искусстве в целом.
Нью-Йорк раньше всегда был ГОРОДОМ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ, городом "ПЕРЕКРЕСТНОГО ОПЫЛЕНИЯ", ХОТЕЛОСЬ КАК-ТО ЭТО ВОЗРОДИТЬ. Нужен был якорь, пристанище. И вот нашелся кусок земли в Hell’s Kitchen, на западе Манхэттена, в чуть ли не последнем нетронутом уголке Нью-Йорка. Там стали строить здание, куда мы и въехали пять лет назад. У нас четыре замечательных репетиционных зала, в которых находят приют музыканты, актеры, режиссеры, танцовщики, хореографы. Если им нужна помощь или совет, они их получают. Если им нужен зал - мы даем им зал и оставляем их в покое. Если они хотят показать свои достижения, мы приглашаем на просмотры людей, которые могут с ними сотрудничать. Место тихое, без фанфар, что для творческого процесса - главное. В Нью-Йорке снять помещение на час или на несколько часов - это бешеные деньги, особенно если речь идет о команде в 15-20 человек. А у нас они могут спокойно работать. Помещения мы сдаем по минимальной цене. Но два-три раза в год кто-то "выигрывает в лотерею", то есть получает помещение совершенно бесплатно. Это те, кого мы приглашаем к себе на "резиденцию".
- Многие ваши театральные программы связаны с русским театром: Школа-студия МХАТа, уроки Льва Додина…
- С русским театром у меня отношения нежные. Я вырос в Риге. Моя мать, простая женщина, обожала театр. Походы в оперу, на балет, в драму, даже латышскую, хотя она по-латышски не понимала, были для нее хлебом насущным. Она меня с собой повсюду брала. У нее была любимая актриса - Вия Артмане, она обожала ее голос. Мне было семь лет, помню, как я засыпал в театральном кресле, а мама меня будила: "Что она сказала?" - и я должен был переводить, и все в партере на нас шикали. Потом Питер. В кино мы особенно не бегали - разве что на закрытый просмотр Бергмана или Антониони. Ходили в основном в театры - Товстоногова, Агамирзяна, Владимирова, Акимова. Ну и Москва тоже - Эфрос, МХАТ, какие-то спектакли Любимова, актерская дружба… У меня было мало близких приятелей в балете, но очень много в театре. В Америке ностальгии я не испытывал, но именно по русскому театру затосковал, потому что Бродвей был мне во многом чужд, да и с английским тогда было очень худо: все, что я мог, это yes и no…
- Но я видела интервью, где вы вспоминаете своего учителя Александра Пушкина. Это 70-е годы, во всяком случае вы там очень юно выглядите, и там говорите на потрясающем английском. Видно, вы его быстро освоили.
- Ну, это, наверное, результат бессонных ночей - ночное телевидение, фильмы Фреда Астера. Я тогда почти не спал. Постепенно я начал понимать язык, смотреть пьесы Теннесси Уильямса, Мамета, Сэма Шепарда. Но это американский реализм. И вдруг кто-то мне сказал: пойди в Гараж.
Имелся в виду Performing Garage в Сохо. Не помню, как назывался спектакль, ………
http://www.mignews.com/news/interview/world/080410_80353_70937.html И, тем не менее, Марта!
МАРТА ГРЭХЭМ (MARTHA GRAHAM)
Марта рассказывает...
http://www.youtube.com/watch?v=2q_rsG4R7qI Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. Умерла 1 апреля 1991 года.
Марта Грэхем восстала против консервативного взгляда на женщину только как на мать. Она родилась в США; ее родители были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве она должна была исправно ее посещать. Впоследствии она вспоминала, каким кошмаром для ребенка было ходить в мрачную, темную церковь и отсиживать там совершенно неэмоциональные, безжизненные службы. Танец, который она открыла для себя позже, был полным контрастом скуке церковной службы; он был праздником, «чудом» двигающегося тела. Но пуританские правила не допускали свободного телесного выражения чувств. Прабабушка Марты - настоящий матриарх семьи - вместе с родителями старалась сделать из девочки «настоящую леди». Это означало подготовку к роли жены - что же еще было делать юной леди? Когда Марте исполнилось 14 лет, семья переехала в Калифорнию. Для нее это было освобождением. В субтропическом климате, писала позже Грэхем, ни один ребенок не мог бы превратиться в пуританина.
Хотя семья Грэхем была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против ее обучения в колледже. Вассар колледж, куда ее прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм - движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Спорт был одним из немногочисленных в то время возможностей для молодой американки проявить себя. В 1920-е и 1930-е годы большинство получивших известность американских женщин были или кинозвездами или спортсменками. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей.
В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе; а с 1916 года она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером Тедом Шоуном в Калифорнии. Через несколько лет Марта уже дебютировала в составе труппы «Денишоун» в спектакле на ацтекские мотивы Ксочитл (Xochitl, 1920).
В течение двух лет выступала в бродвейском шоу Гринич-виллидж фоллиз (1923-1925), затем преподавала в музыкальной школе Истмана в Рочестере.
В 1930 основала в Нью-Йорке «Репертуарный танцевальный театр».
К своей знаменитой постановке «Весны священной» И.Ф.Стравинского в 1930 она привлекла хореографа Леонида Федоровича Мясина (танцовщик и хореограф русского происхождения, учился балету в Императорской школе Большого театра в Москве, где его заметил Сергей Дягилев и увез в Европу и т.д.) и дирижера Л.Стоковского.
В 1932 стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию.
В годы, когда проходило ученичество Грэхем, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет, который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэхем - это искусство». И впоследствии все ее мужчины смотрели на нее снизу вверх, как на Художника и Гения.
В ее эпоху бытовали жесткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающихся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть человека вообще -дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Глядя на танец, зрители должны лучше узнать самих себя.
Рой Хальстон и Марта Грэхем.
13 марта 1984 года. После выступления Рудольфа Нуриева в Martha Graham’s Dance Company в New York State Theatre
На фото: Миа Фэрроу (жена Вуди), Рудольф Нуриев, Вуди Аллен, Марта Грэхэм, Йоко Оно (?), и на заднем плане за Вуди Алленом виден Рой Хальстон.
30 июля 1981-New York. Лайза Минелли, Марта Грэхэм и Глория Свэнсон.
Грэхем была известна своей неконвенциональной моралью. Ее технику часто связывают с возрождением женской сексуальности. Для нее был важен сексуальный опыт танцовщиц (ее труппа была чисто женской); однажды она сказала, что не потерпит девственниц в своей компании. В то же время она считала, что для достижения совершенства танцовщица должна отказаться от материнства. Объясняла она это тем, что танцевальное движение начинается толчком, идущим из области таза; ученицам она иногда говорила, что они должны танцевать от матки. Нерожавшая женина, по ее предположению - впрочем, никем недоказанному - обладает большей энергией, которая и делает ее танец более мощным. Сама Грэхем сделала свой выбор в пользу танца и не имела детей.
http://www.youtube.com/watch?v=2q_rsG4R7qI&feature=related Martha Graham - 'Heretic'
http://www.youtube.com/watch?v=R6r-hN2ndIw&feature=related Martha Graham's Appalachian Spring (1-4)
http://www.youtube.com/watch?v=XmgaKGSxQVw&feature=related#t=00m30shttp://www.youtube.com/watch?v=PTdyDOWtE2Q&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=91y-NEdTj-g&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=6KIn6xHbSZg&feature=related Акцент, который делала Грэхем на силе и энергии в танце, ее уклон в сторону маскулинности движений не могут, наверное, считаться ортодоксальными феминистскими ценностями. Но в результате ее работы танцовщица перестала считаться воплощением слабости. Участницы труппы Грэхем, по словам одной из них, больше не были грациозными маленькими эльфами; они стали земными женщинами, полными страстей.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАНЦА.
В некоторых постановках Грэхем, например в «Темной долине» (Dark Meadow, музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи!!!
Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль «Письмо миру» (Letter to the World, музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 века Эмили Дикинсон.
Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет «Пещера сердца» (Cave of the Heart, музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет «Ночное путешествие» (Night Journey, музыка У.Шумена, 1947) - ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа.
Среди других значительных работ Грэхем - «Легенда о Юдифи» (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах - «Весна в Аппалачских горах» (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия - 1958); и
прославление мира танца - «Акробаты Бога» (музыка К.Суримаха, 1960).
Первая «полнометражная» работа Грэхем - «Клитемнестра» (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством.
Более поздние постановки Грэхем - «Федра» (музыка Роберта Старера, 1962), «Полуявь - полусон» (Part Real - Part Dream, музыка Мордехая Сетера, 1965), «Древние времена» (Archaic Hours, музыка Юджина Лестера, 1969) и «Деяния света» (Acts of Light, музыка Норманс Делло Джойо, 1981).
Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал «Центр современного танца Марты Грэхем» в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм «Мир танцовщицы» (A Dancer World), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга «Тетради Марты Грэхем» (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона. Умерла Грэхем в Нью-Йорке 1 апреля 1991.
Основные вехи творчества:
1894 Родилась 1 мая в окрестностях Питтсбурга (США)
1916 Поступила в труппу «Денишоун»
1926 Первый сопьный спектакль
1927 Основала Школу современного танца Марты Грэхем
1930 Открыла Репертуарный театр танца
1935 Начало сотрудничества с Исаму Ногучи и Луи Хорстом. Премьера «Границы»
1938 Первое участие танцовщика-мужчины в балете Грэхем («Американские свидетельства»)
1940 «Письмо к миру»
1944 Героини Грзхем - сестры Бронте в «Смертях и явлениях», жена царя Ирода в «Иродиаде»
1946 «Пещера сердца»
1947 «Ночное путешествие»
1948 Брак с Эриком Хокинсом
1955 «Диалоги с ангелами» и начало нового цикла о женщинах в истории
1957 Документальный фильм «Мир танцовщицы»
1958 «Клитемнестра» завершает античный цикл балетов
1959 «Эпизоды» вместе с Дж. Баланчиным и его «Нью-Йорк Сити Балле»
1970 Последнее выступление на сцене
1973 «Люцифер» и «Алая буква» с Р. Нуреевым и М. Фонтейн
1984 Награждение орденом «Почетного легиона»
1991 Умерла 1 апреля в возрасте 96 лет, работая над балетом для открытия Олимпийских игр в Барселоне
P.S. Studio54. Старики и дети.
1 октября 1978.
Владимир Самойлович Горовиц (Horowitz) - американский пианист украинско-еврейского происхождения, один из величайших пианистов двадцатого века с женой Вандой.