Кроссовер утопии и космооперы: космооперный сегмент. Доступ к технологиям.

Oct 20, 2017 08:37



В космоопере как виде фантастики абсолютно отсутствует фактор прогнозирования будущего.

Это значит, что технологии, которыми владеют обитающие там цивилизации, не имеют вообще никакого отношения к тому, что гипотетически может быть создано реальными землянами когда-нибудь. Чаще всего, авторы даже не скрывают этого и прямым текстом пишут, что технологии, скажем, сверхсветового двигателя были, скажем, найдены среди инопланетных артефактов. То есть, все возможности, которые имеют герои космооперы и которые отличают этот мир от нашего, из логики нашего мира никак не проистекают - они выданы ему авторским произволом. Точно так же авторским произволом отнимается то, что (по современному общественному мнению) в будущем должно присутствовать (трансгуманизм, искусственный интеллект и т. д.).

В эру "низкой" космооперы и палп-фикшена это делалось для того, чтобы лучше уложить происходящее в мономиф (путь Героя). То есть, дать персонажам возможность достигать своих целей с помощью приключений, погонь и сражений. Впоследствии этот метод открыли для множества других целей. Он технически даже предоставляет автору много большую свободу, чем фэнтези: там привязка к атрибутике много важнее, в силу того, что оно гораздо больше связано с мифами и архетипами. С другой стороны, твёрдая научная фантастика, где с прогностикой всё в порядке, очень уж привязана к реализму и реальной науке.

Футуристиечский сеттинг сильно меняет то, какие именно в нём есть технологии.

Вот в этой статье обрисовано, какие именно фантдопущенные технологии бывают в космофантастике. Приведу здесь суть статьи:
[вот она]Чтобы классифицировать прорывы и сингулярности, мы выделим четыре ключевых технологии в космоопере. Это:
Сверхсветовой двигатель;
Суперэнергия - источник дешевой и неограниченной энергии;
Искусственный интеллект - подразумеваем сильный, разумный ИИ;
Генная инженерия - применяемая не к картошке, как в наше время, а к человеку;

Классификация:
* Обыкновенный мир будущего: ни сверхсветового двигателя, ни суперэнергии, ни искусственного интеллекта, ни генной инженерии. Только полеты по Солнечной системе на досветовых ракетах, политика и борьба корпораций на Земле. Очевидно, что космооперы из этого не сделаешь - ну разве что космический вестерн про колонистов, закинутых к другой звезде на досветовом анабиозном корабле. Другие жанры НФ, однако (киберпанк, твердая НФ) используют именно такой мир.
Революция ИИ: присутствует сильный искусственный интеллект, но нет всего остального. Это пока ещё не сингулярность, потому что каким бы ни был умным ИИ, могущественным он без суперэнергии не станет. В таком сеттинге можно рассказать разные истории - и оптимистичный посткиберпанк про то, как людям больше не надо работать, и апокалиптические истории о войне с машинами в духе «Матрицы» или «Терминатора». Но, как бы то ни было, компьютер теперь твой соперник. Даже когда он говорит, что он твой друг.
Люди-плюс: присутствует генная инженерия, но нет всего остального. Люди научились избавляться от биологических недостатков и приобретать новые достоинства. Но что есть недостаток, а что достоинство? В этом сеттинге хорошо рассказывать умные притчи о том, что есть человечность и что есть плюс. Кто из них плюсовее: долгоживущие эльфы из пробирки, адаптированные к холоду и низкому содержанию кислорода новые марсиане (терраформировали, но не до конца), или, может быть, люди, которым удалось вывести из мозга агрессию, алчность или сексуальную озабоченность? Или, может быть, кто-то из них уже не совсем люди, а то и вовсе недолюди?
Мир Кардашева: присутствует суперэнергия, но нет всего остального. Хорошая новость номер один: вам никогда больше не придут счета за электричество. Хорошая новость номер два: можно больше не жечь нефть, и можно начинать строить бездефицитную экономику. Хорошая новость номер три: космос стал доступен. Плохая новость номер один: тирьямпампации нет и не будет. Плохая новость номер два: правительство может не захотеть отдавать плоды суперэнергии народу, и использовать её для строительства межпланетных суперкрейсеров, терраформирования себе новых владений и зловещих экспериментов. Как бы то ни было, одна-единственная звёздная система стала куда менее скучной и куда более скученной, чем когда-то.
Путь к звёздам: присутствует сверхсветовой двигатель, нет всего остального. Человечество, такое, какое оно есть сейчас, получает новый фронтир и путь к иным обитаемым планетам. В итоге получается классическая твёрдая космоопера. Какая именно космоопера - выбор богат: может быть, приключения отважных колонистов на Тау Кита, а может быть, история угасающей династии звёздных королей. Но общее между ними то, что люди понесут с собой к иным мирам все недостатки своей природы и все милые практики индустриализма, капитализма и дефицита.
Классика космооперы: присутствует сверхсветовой двигатель и супер-энергия. В результате получаются пафосные империи с пафосными флотами лазерных крейсеров, воюющие друг с другом, разнося планеты, и судёнышки с контрабандистами, снующие от звезды к звезде, как на машине на шашлыки. Всё по стандарту.
Бог-машина 1.0: есть ИИ и супер-энергия. А если есть ИИ и супер-энергия, то овладение ИИ этим источником энергии - дело времени. В результате машины становятся доминирующим разумом на Земле. А кем будут люди? Домашними животными, о которых Бог-машина заботится, или тараканами, вынужденными выживать в мире тёмной электроники? Но даже если Бог-машина добрый, такой сеттинг всё равно антиутопичен по мнению многих, так как люди превратились в маловажный вид.
Галактическая сеть: есть ИИ и сверхсветовой двигатель. Скорее всего, они как-то связаны, например, это ИИ его изобрёл, умеет им управлять, или же использует его для связи суперкомпьютеров в разных системах. Получается интересная, хотя и малоисследованная смесь космооперы и посткиберпанка.
Трансчеловеческий спектр: есть ИИ и генная инженерия. В результате получается планета, населенная 100500 разновидностями разумных существ: есть люди, люди-плюс, транслюди, постлюди, киборги, обратные киборги, киборги-мутанты, разумные роботы… Как вся эта компания будет уживаться на одной планете? Кто с кем поссорится, кто кого угнетёт и кто выйдет победителем в итоге?
Мир адаптов: есть сверхсветовой двигатель и генная инженерия. Доступ к новым планетам сделал изменение человеческой природы занятием не философским, амбициозным или гедонистическим, а сугубо практическим: на других планетах другие условия, и нужно адаптировать людей к жизни в новой среде. В результате получается множество видов «инопланетян», происходящих от людей, и очень похожих на людей. То, что было когда-то убитым штампом про резиновых морд и зелёных красоток, получает новую жизнь.
Межпланетные странники: есть суперэнергия и генная инженерия, но нет ИИ и сверхсветовых двигателей. Зато можно строить мегаструктуры в космосе и адаптировать людей к существованию в невесомости. Нужны ли вообще в таком случае будут планеты? Или долгоживущие космические кочевники в огромных релятивистских махинах так и будут летать сквозь космос, нигде не приземляясь - им и так хорошо?
Макрожизнь: есть суперэнергия, генная инженерия и сверхсветовые двигатели. Получаются те же космические странники в мегаструктурах, но теперь уже распространяющиеся по всей галактике. Их огромные жилища размножаются, как живые клетки, и объединяются в гигаструктуры. В итоге получается снова мир по Кардашеву, но теперь уже высшего, третьего типа.
Трансчеловеческая галактика: есть ИИ, генная инженерия и сверхсветовые двигатели. Появляется всё тот же спектр существ, что описан выше, но теперь уже им не обязательно жить в одной коммуналке: киборги полетят в одну часть галактики, пробирочные эльфы - в другую, разумные собаки - в третью. И среди множества получившихся разумных существ будут способные жить на любом бесполезном для обычных людей клочке материи в космосе; не будет звезды слишком тусклой и холодной, слишком радиоактивной, слишком яркой или слишком нестабильной, чтобы кто-то не приспособился жить в её системе.
Локальная сингулярность: есть ИИ, генная инженерия и суперэнергия. Здесь мы уже входим в область серьезных сингулярностей, которые изменяют мир настолько, что его трудно предсказать. Что станет с Солнечной системой, может представить разве что безумец. Но это останется локальным событием.
Бог-машина 2.0: есть ИИ, суперэнергия и сверхсветовой двигатель. В этом сеттинге, биологические цивилизации лишены и шанса соперничать с распространяющейся по галактике машинной жизнью. Они будут ассимилированы или вымрут. Это ещё одна «страшная» сингулярность.
Истинная сингулярность: есть все четыре фактора. Что будет со Вселенной? Спросите что-нибудь попроще.


Надо заметить, к генной инженерии здесь явно отнесены кроме, собственно, генной инженерии, ещё и киборгизация, и разные варианты промывания мозгов/хайвмайнда, а к ИИ - не только сам сильный ИИ, но и разные формы виртуализации (дополненная реальность, интернет вещей). А вместе их можно сложить в загрузку сознания (хотя сами по себе ИИ и генная инженерия, сосуществующие одновременно, такой возможности не дают).

Там в статье ещё дальше сказано, что часть факторов может быть сильно ослаблена и не оказывать влияния на сеттинг в целом. Я добавлю, что ослаблять или усиливать можно в разной степени. Сверхсвет, например, может варьировать от нуль-транспортировки, позволяющей кому угодно прямо из своей квартиры телепортироваться в другую галактику до чего-то очень редкого, дорогого и медлительного (от старости в дороге к звёздам ты не умрёшь, за всё остальное компания ответственности не несёт).

Теперь же: что из этого я хотел бы взять в действительно классный космооперный мир?

Любой космоопере необходим сверхсвет. С ним есть нюанс.

Самым большим открытием, которое я пережил благодаря современной твёрдой НФ было то, что космос, оказывается, большой! И что наша Солнечная Система - это, оказывается, дофига всего! Кроме восьми планет, Плутона и Луны есть спутники гигантов, которых множество, и каждый из которых - это целый мир, подобный планете же, есть астероиды и кометы, и теоретически может быть то, что подвесили в космосе искусственно - станции, хабы и циклеры. Это Много. И, более того, многое из того, что там есть, можно использовать, а с продвинутыми технологиями жизнеобеспечения (истинный замкнутый цикл) и жить там. В мягкой фантастике это всё часто упускается из вида. Особенно это заметно тогда, когда там же появляется Солнечная система с её восемью планетами (у остальных раза в два меньше). Автор явно не знает, что делать с этой кучей каменюк и газовых шаров, которые его не особенно интересуют.

В общем, чтобы сделать космос большим, нужно замедлить передвижение (в том числе и сверхсвет). В космооперах перелёты обычно проматываются: взлетели с планеты, врубили гипер, вышли из гипера, сели на планету. Если говорить о конкретном обоснуе, то тут явно подойдёт варп-двигатель Алькубьерре. Без сверхсвета космоопера уже таковой не будет.

Замедленный сверхсвет решает много проблем. Увеличившиеся расстояния и ослабленная связь способствуют феодальному устройству общества, что космооперно и, во-первых, генерирует много противостояний, войн и драмы, а, во-вторых, делает мир более эклектичным. ИИ не захватит вселенную, потому что отдельные ИИ-корабли всё равно не сохраняют связь друг с другом. Модификация человека же выльется в тот самый описанный в статье случай резиновомордых жителей разных миров, исходно для человека непригодных.

Если допустить суперэнергию (объясняющую гигантские космические дредноуты, лёгкий выход из гравитационного колодца и доступность того же сверхсвета), то необходимо тут же объяснить, почему в мире с ней вообще есть какие-то проблемы с ресурсами. Помимо очевидной идеи о намеренном торможении технологического прогресса по идейным мотивам (использовать непременно!) можно добавить техническую несовместимость суперисточника энергии с бытовыми потребителями.

Крайне ограничены должны быть и виртуализация, и усовершенствование человека (иначе - сингулярность). В космоопере сражаются, всё-таки, бойцы, а не хакеры, так что интернет вещей широкого распространения получить не должен (не говоря уж о загрузке сознания!). Искинам же и иным сверхсуществам положено жанром быть в лучшем случае уникальными и редкими.

Как обосновать последние три пункта? К четырём измерениям, которые были приведены в статье, очевидно добавить пятое - социальный прорыв. Собственно, утопию. По сути, речь тоже о технологии, описывающей конструирование оптимизированного общества. Так вот, в космооперном сегменте не только нет утопии, но и даже наоборот, во многих случаях присутствует социальный регресс по отношению к обществам ИРЛ, а где социальный регресс, там и техноварварство, не позволяющее распространить слишком сложные технологии на все те области жизни, где они нужны.

Итак, космооперный сегмент сеттинга имеет замедленный сверхсвет, "варварские" виртуализацию и усовершенствование человека, тоже "варварскую" и строго контролируемую элитой суперэнергию плюс полное отсутствие утопии и даже слегка её противоположность. Это даёт множество очень разных локаций и множество очень разных фракций с различным арсеналом вмешательства.

мои планы, идеи, НФ, космоопера

Previous post Next post
Up