Оригинал взят у
atraita в
ОСОЗНАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. 2. Первый пост по интеграции левого и правого полушарий был размещен здесь:
http://atraita.livejournal.com/197896.html Его девиз:
"Вместо требовать и командовать -
Связаться и перенаправить".
Сейчас второй пост по этой теме.
Девиз которого:
"Вместо игнорирования и отрицания -
Назвать, чтобы приручить".
![](http://pics.livejournal.com/atraita/pic/0014ek2w/s640x480)
По мотивам Mindsight'a,
СТРАТЕГИЯ №2: "НАЗВАТЬ, ЧТОБЫ ПРИРУЧИТЬ -
РАССКАЗАТЬ, ЧТОБЫ УСПОКОИТЬ СИЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ".
Малыш падает и сильно ударяется коленкой. Или теряет любимую игрушку. Сталкивается в школе с хулиганом. Когда ребенку приходится переживать болезненные, пугающие или разочаровывающие моменты в своей жизни, то они могут захватывать его полностью, переполнять сильными эмоциями и телесными ощущениями.
(В предшествующем посте объяснялось, что при этом активизируется преимущественно правое полушарие нашего мозга). В этих случаях, нам, как родителям, следует помочь им подключить левое полушарие, для того, чтобы ребенок начал понимать происходящее. Одним из лучших способов, сообщающий этот тип интеграции (правого и левого), является помощь в пересказывании истории пугающего или болезненного переживания.
К примеру, Ире было девять лет, когда принимая душ ванной, засорился сливной сток и вода полилась через края на пол, заливая все вокруг. При этом она настолько испугалась, что стала бояться ходить умываться. Что сделал ее отец?
То, что можно назвать техникой "рассказать, чтобы приручить". Он сел вместе со своей дочерью и попросил ее рассказать о том, что произошло со всеми подробностями. При этом пересказе он помогал ей наполнять историю самыми мельчайшими подробностями, включая тот сильный страх, который она испытывала в той ситуации. После того, как Ира рассказала свою историю несколько раз, ее сильный испуг от потопа стал уменьшаться и со временем исчез совсем.
Почему пересказывание истории такое эффективное? Главным образом потому, что отец помог своей дочери задействовать и влючить в ситуацию левое полушарие совместно с правым. В результате в том, что случилось появился смысл. Когда она рассказывала о том, как вода стала переливаться через край, как она испугалась и запаниовала, ее два полушария работали вместе интегрированным способом. Ира задействовала левое полушарие подробным пересказом деталей во временном порядке, переводя переживания в слова и при этом погружалась и в правое полушарие - вновь воссоздавая испытываемые ею эмоции. Она назвала свои страхи, чтобы приручить их.
Конечно, во многих случаях, дети не желают рассказывать о том, что произошло, когда их об этом просят. Необходимо уважать их желание - когда и что рассказывать - поскольку давление в таких случаях приведет к сопротивлению. Вместо давления требуется их мягко подводить к подобным пересказам, чтобы они стали привычной частью их жизни. Хорошее расположение друг к другу - залог успеха. Причем подобные разговоры довольно успешно проходят в то время, когда ребенок занят еще чем-либо: играет в игры, строит из кубиков домики. Чем тогда, когда вы усаживаете его прямо перед собой. В том случае, если ребенок не склонен пересказывать то, что с ним случилось, можно применить и другой подход: попросить его нарисовать или записать свою историю. А если уж в семье не сложились доверительные отношения, то можно поощрять его рассказать своему другу, родственнику или тому, кто просто умеет хорошо слушать.
Интуитивно мы понимаем, каким мощным средством успокоения сильных эмоций является пересказ того, что произошло, но большинство не принимает в расчет стоящей за этим науки о работе мозга. Правое полушарие мозга обрабатывает наши эмоции и автобиографические воспоминания, а левое - способно придать смысл эти чувствам и переживаниям. Исцеление от трудного опыта происходит в том случае, если левая полушарие помогает правому рассказать свою жизненную историю. И если ребенок обучается тому, как уделять внимание и разделять свои переживания с другими людьми, рассказывая свои истории жизни, то он сможет здоровым образом отвечать на все, с чем сталкивается, от ушибленного локтя, до потери или травмы.
То, что необходимо детям, особенно переживающим сильные эмоции, так это наличие такого человека, который может им помочь использовать левое полушарие для переосмысления происходящего - передать все словами, назвать сильные и пугающие правополушарные чувства так, чтобы с ними можно было эффективно взаимодействовать. Вот, что делает пересказ историй: он позволяет нам понимать самих себя и мир, используя оба полушария вместе. Для того, чтобы в истории появился смысл, левое полушарие должно привести все в порядок, используя слова и логику. И в это все правое полушарие привносит телесные ощущения, грубые эмоции и личные воспоминания с тем, чтобы можно было увидеть цельную картину.
По этой же причине очень важно поощрять детей рассказывать свои истории в любом возрасте - это поможет им в понимании эмоций и жизненных событий. Очень часто родители стараются избегать подобных рассказов, опасаясь, что это вернет в детское сознание боль или сделает ситуацию еще хуже. На самом деле, потребность рассказать, может быть именно тем, что детям необходимо. Как то я уже приводил в блоге ситуацию описанную Дэном Сигалом относящююся к подобному случаю:
http://atraita.livejournal.com/194426.html Все, что я описал относится не только к детям. А что с самими родителями, занимающимися воспитанием? Какое полушарие у них доминирует? Правое - если они очень часто сами погружаются в эмоциональные потоки, сбивая детей своим собственным хаосом или страхами. Или левое - когда предпочитается жизнь в эмоциональной пустыне с ее игнорированием или отрицанием половины происходящего.
Лучший способ развития интеграции у детей - стать самим лучше интегрированными:)