Оригинал взят у
atraita в
ОСОЗНАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. ![](http://pics.livejournal.com/atraita/pic/001459ss/s640x480)
По мотивам Mindsight'а.
СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗНАНИЙ НЕЙРОНАУКИ.
ИНТЕГРАЦИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ.
СТРАТЕГИЯ №1: СВЯЗАТЬСЯ И ПЕРЕНАПРАВИТЬ.
ВВЕДЕНИЕ: Правое и Левое полушария.
Наш мозг разделен на два полушария. Они не только отделены анатомически, но и выполняют различные функции. Есть даже высказывания о том, что каждое из полушарий - отдельная самостоятельная личность, со своим "собственным умом".
Для понимания того, что в дальнейшем последует в посте, необходимо понимать достаточно простые вещи.
Наше левое полушарие любит и жаждет порядка. Оно - логическое, буквальное, использует понятия языка (любит слова) и линейно (им все помещается в последовательность или порядок).
Правое полушарие - холистично и невербально (воспринимает целостность и не использует слова), получает и посылает сигналы, которые помогают нам общаться. Такие как: выражение лица, контакт глаз, тон голоса, положение тела и жесты. Вместо деталей и порядка, правое полушарие заботится о большой картине - смысле и чувствах переживаний. Оно специализируется на образах, эмоциях и личной (автобиографической (описательной), а не фактической памяти). Именно оно снабжает нас тем, что называется "сердечным чувством". Иногда говорят о том, что правое полушарие более интуитивно и эмоционально. Хотя более точно говорить о том, что на него непосредственно воздействуют сигналы, получаемые от тела и более нижние области мозга, позволяющие получать и перерабатывать эмоциональную информацию.
Основная идея: левое - логическое, лингвистическое и буквальное, а правое - эмоциональное, невербальное, автобиографическое и переживательное.
Можно и таким образом. Левое заботится о букве закона. Правое о духе закона. Левое на тексте, правое на контексте.
У очень маленьких детей доминитует правое полушарие, особенно в первые три года их жизни. Они еще не овладели мастерством использования слов и логики для выражения своих чувств. И живут в здесь-и-сейчас. Логики, ответственности и точного времени для них еще не существует. Но, как только они начинают задавать вопрос:"Почему?" - это момент вклуючения левого полушария. Ибо именно ему необходимо знать отношения причины-следствия, выражаемые при помощи логики нашего языка.
Для того, чтобы жизнь была гармоничной, осмысленной и творческой, очень важно, чтобы два полушария работали взаимосвязанно. Сама архитектура нашего мозга требует этого. Два полушария связаны между собой при помощи сorpus callosum (нервных нитей в основании полушарий). И для того, чтобы они работали как одна команда необходима горизонтальная интеграция. При ее наличии, наши дети смогут ценить как логику, так и эмоции. Они будут более гармоничны и способны к пониманию самих себя и мира в целом.
Очень часто возникают проблемы, когда два полушария не интегрированны. И идет использование преимущественно одного из них. А это подобно попыткам плавать при помощи одной руки - можно бесконечно наматывать круги по воде.
Если господствует правое полушарие, то начинает игнорироваться логика, человека захлестывают образы, телесные ощущения и эмоциональные потоки. И наоборот, при главенстве левого - жизнь превращается в эмоциональную пустыню.
Цель - избежать как эмоционального потока, так и эмоциональной пустыни. Хорошо позволить нерациональным образам, автобиографическим воспоминаниям и жизненным эмоциям играть свою важную роль и при этом быть интегрированными с тем, что дает нам логику и порядок.
Как же помочь нашим детям использовать оба полушария вместе? Как научить их горизонтальной интеграции?
Что можно сделать?.
ВМЕСТО: "КОМАНДЫВАТЬ И ТРЕБОВАТЬ -
СВЯЗАТЬСЯ И ПЕРЕНАПРАВИТЬ!"
СТРАТЕГИЯ №1.
СВЯЗАТЬСЯ И ПЕРЕНАПРАВИТЬ.
Однажды ночью, семилетний сын Татьяны, пришел к ней в комнату вскоре после того, как отправился спать. Свое появление он объяснил тем, что не может заснуть. При этом он был явно расстроен и произнес следующую фразу: "Мама! Меня ужасно расстраивает то, что ты не оставляешь мне на ночь никакой записки!". Таня совершенно естественно была удивлена: "Я не понимаю, о чем идет речь и чего ты от меня хочешь". На эту ее фразу молниеносно последовала вспышка разрозненных фраз:
"Ты - вообще не делаешь для меня ничего хорошего! Мой день рождения аж через десять месяцев! Я - ненавижу домашнюю работу!".
Логично? Нет. Знакомо? Да. Всем родителям приходится сталкиваться с высказываниями своих детей, которые казалось бы лишены всякого смысла. Причем эти высказывания могут сильно расстраивать, особенно если вы считаете своего ребенка достаточно взрослым для того, чтобы поступать рационально и придерживаться логики.
Если использовать знания нейронауки, то становится понятно, что Таниного сына захватила волна эмоций правого полушария без какого-либо баланса с логикой левого полушария. Что можно сделать в такой момент?
Наименее эффективным могло быть следующее:
1. Самой матери перейти к правому и защитить себя. "Конечно, Я столько для тебя делаю!"
или
2. Попытаться убедить сына в ошибочности его логики. "Я ничего не могу сделать, чтобы твой день рождения наступил раньше. А что касается работы по дому, то ее необходимо делать!". Подобный ответ левого полушария не будет воспринят, разобьется о стену и создаст между ними пропасть. Ведь глупо взывать к логике в то время, когда она отсутствует! Используй мать логику у сына создалось бы впечатление, что она его не понимает и не заботится о его чувствах.
Как поступила Татьяна? Она подошла к нему, приобняла и ласковым голосом сказала:"Иногда бывает по настоящему тяжело. Не так ли? Я о тебе всегда помню. Я всегда о тебе думаю и хотела бы, чтобы знал, насколько ты для меня важен."
Она продолжала его обнимать, а сын стал рассказывать о том, что иногда у него возникает чувство, что младшему брату уделяют больше внимания, чем ему. И что работа по дому отнимает очень много времени. Постепенно к нему пришло расслабление и голос стал смягчаться. Он чувствовал, что его слушают и о нем заботятся. Вместе они решили продолжить обсуждение "наболевшего" на следующее утро.
Естественно, что в моменты подобные этому очень важно отличать, действительно ли у вашего ребенка возникла "внештатная ситуация" или он просто не хочет идти спать. Любая используемая стратегия не должна позволять возникать манипуляциям, а тем более поощрять нездоровое поведение. В данной ситуации Татьяна связалась с правым полушарием сына. Она - выслушала его и позаботилась, используя свое собственное правое полушарие. Через пять минут сын отправился спать.
Когда ребенок расстроен, логика часто не работает, до тех пор, пока мы не ответим на эмоциональные потребности. Этот ответ называется эмоциональной связью - "сонастройкой". При которой мы буквально "чувствуем" другого человека. Когда родитель и ребенок настроены друг на друга, у них возникает ощущение совместного объединения.
ШАГ 1. СВЯЗАТЬСЯ С ПРАВЫМ.
Общество приучает нас использовать слова и логику. Но, когда четырехлетний ребенок расстроен тем, что не может лазить по стенам как человек-паук, то можно ли ему пытаться объяснять законы физики. В такие моменты логика - совсем не то, что требуется.
А самое пожалуй важное состоит в том, что какой бы бессмыслицей не звучали детские слова - они для них важны и реальны, за ними стоят глубокие чувства и переживания. И это - очень важно учитывать.
С чего начала Татьяна? С признания его чувств! А потом она использовала невербальные знаки. Такие как: телесное прикосновение, дружелюбное выражение лица, мягкий тон голоса и активное (не оценивающее) слушание. Другими словами она использовала свое правое полушарие для контакта и общения с его правым полушарием. Эта сонастройка правого на правого позволила сыну успокоиться и перейти к более интегрированному состоянию. И уже после этого, появилась возможность использовать левое полушарие по всем затронутым темам. Другими словами только после этого можно перейти ко второму шагу: интеграции правого и левого.
ШАГ 2: ПЕРЕНАПРАВИТЬ НА ЛЕВОЕ.
Сонастроившись на правое полушарие сына, Татьяна смогла потом переключиться на левое. Логически объяснив ему, что будет оставлять записки на ночь, построив планы в отношении его следующего дня рождения, поразмышляв о том, как сделать работу по дому более веселой. (Причем часть этой ночью, а часть утром следующего дня).
Гораздо легче оперировать логикой, если есть сонастройка между правыми полушариями. Подобный подход позволяет использовать оба полушария, связывая их в единое целое.
Речь ни в коем случае не идет о том, что подобная техника всегда сработает. В конце концов, ребенок уже мог пройти "точку невозвращения" и быть настолько захвачен волнами эмоций, что пока "шторм" не стихнет, ничего не поделаешь. И очень важно понимать то, что правила поведения и уважения друг к другу не отбрасываются просто вследствие того, что у кого-то включается правое полушарие. Разрушительное поведение - прекращается всегда, а ребенок выводится из ситуации еще до всяких "связываний и перенаправлений".
Стратегия №2 по интеграции правого и левого в следующем посте....