Я уже несколько месяцев в ярости от антиклиентской политики банка ТТТ-44. И тут вдруг приятная новость - банк, наконец-то открыто объявил о своей сущности, купив футбольный клуб «Динамо». Вам захочется отнести свои деньги в банк «Динамо»?
Когда думающие руководители компаний принимают решения, они продумывают последствия этих решений. Но банк ТТТ-44, похоже, способен лишь динамить клиентов.
Рекламная практика
...Рекламу одной питерской фирмы рекламисты разместили на фоне красивой фотографии, изображающей улочку со старинными фонарями. Руководительница фирмы плакат отвергла: «Вы в своем уме? Хотите, чтобы наши конкуренты сказали, что моя фирма офонарела?», - эмоционально воскликнула она.
«Я никогда не куплю фирму по производству сантехники, потому что в сантехнике есть прокладки. А дамскими прокладками телевизор уже заколебал. Не хочу ассоциироваться с этими прокладками», - заявил владелец фирмы по производству керамической плитки, когда ему предоставилась возможность купить сантехническую фирму.
Таких примеров можно привести сотни. Эти предприниматели думают о последствиях, пусть даже их «тараканы в голове» и вызывают веселое недоумение.
О чём думал ТТТ-44, покупая «Динамо»?
Банковская практика
Одна из фирм, с которой я работаю, выдала нам зарплатные кредитные карты ТТТ-44. Поначалу все было хорошо и удобно. Банкомат по запросу выдавал чек: когда и сколько денег на мой счет поступило и было снято. Очень удобно вести домашнюю бухгалтерию. Правда, если вы запрашивали баланс чаще одного раза в месяц, с вас банк брал 10 рублей. Ладно, это можно пережить, хотя жадность банка умиляла.
А потом умиление кончилось.
Не помню точно, но, кажется, в ноябре 2008 года банкоматы перешли на новую систему информирования клиентов. Когда снимаешь деньги, на чеке появляется шокирующая сумма остатка, более чем в 10 раз превышающая то, что ты там ожидаешь увидеть. В изумлении я запросила баланс. Но! Вместо распечатки прихода и расхода, они начали выдавать две суммы: сумма кредита, которым я могу воспользоваться и мои собственные средства.
- Ну дают, - подумала я. - Вот как они теперь решили принуждать нас брать кредит!
В феврале простое раздражение этой крайне неудобной политикой банка ТТТ-44 переросло в ярость.
Предыстория: я фриленсер, работаю на нескольких работах, и у меня в кошельке лежит несколько карт разных банков, поэтому я не очень внимательно отслеживаю, когда и сколько денег поступило на каждую из карточек - просто смотрю остаток и снимаю нужную и возможную сумму.
Бегая по городу, захотела поесть и обнаружила, что деньги оставила дома. Забежав в метро, увидела банкомат ТТТ. Достала карточку, проверила остаток: 3 с чем-то тыс. руб. Сняла 2 тысячи и получила чек: «Ваша задолженность составляет 1400 руб.».
Не поняла. Только что было 3 тысячи. Из 3 вычесть 2 - никак не получается минус 1,4! Или за время кризиса (и образовательных реформ Фурсенко) арифметика поменяла правила?
Раздумывать было некогда, я просто удивилась и побежала дальше - перекусить и по делам. Но в голове засело, что надо бы проверить - если и вправду залезла в кредитные деньги, то нужно положить на счет рублей 200, чтобы банк мог снять свои 10% (кредит дается на 10 месяцев, каждый месяц списывается по 10%).
Добегала до конца февраля, а в последний день месяца (помня, что процент должны снять первого числа следующего месяца), все же забежала в отделение ТТТ-44. Шок обуял меня уже на пороге. Раньше тут было пусто, за столиками ждали приятные и обходительные девушки. В кассу очереди не было, и пользоваться услугами банка было приятно. Но теперь все изменилось.
Всё помещение отделения было забито толпой клиентов. Девушка на ресепшн через головы смирившихся, обессиленных и залитых потом клиентов (в помещении тепло и душно, а все люди - в шубах и зимних куртках) пыталась докричаться до вновь входящих. Вновь входящие мало что понимали и кричали в ответ: «Что? Это вы мне?».
Минут через пять я пробилась к стойке и сумела понять, что теперь тут нужно рассказать, зачем я пришла, чтобы девушка на ресепшн решила, куда меня отправить. Дальше - ещё круче. Выслушав меня, девушка нажала кнопочки, и из автомата выполз талон. На нём код. В глубине зала под потолком висело табло, на котором вспыхивали такие коды. Нужно напряженно сидеть и смотреть, когда на табло замигает код, написанный у тебя на талоне. Вычислить, скоро ли до тебя дойдет очередь, невозможно. Поэтому люди и толкутся внутри - выйдешь вдохнуть свежего воздуха на улице, можешь пропустить свою очередь.
Простояв в этой плотной и потной толпе 40 минут, я, наконец, добралась до операционистки. Вместо того, чтобы быстро сказать, что у меня со счетом, она начала проверять мою анкету, требовать, чтобы я назвала кучу данных о себе и своей работе, продиктовала ей рабочий, домашний и мобильный телефоны и т.д. Я уже теряла сознание, когда, наконец, она привела меня в чувство, заявив, что у меня задолженность перед банком не в 1400 рублей, а в 3 тысячи рублей! Причем пеня за просрочку уже взимается ежедневно, начиная с 20 числа.
- Почему с 20-го? - удивилась я.
- А у нас расчетный день - 20, а не 1-го. А вы уже попали в черный список несвоевременных плательщиков. Так что рекомендую быстро положить на счет рублей 300-400, чтобы остановить счетчик пени.
- А почему 3 тысячи? Банкомат пишет 1400.
- Знаете, банкоматы ошибаются, они же не люди.
Вот это да, а я-то думала, что обычно ошибаются люди! На это многие жалуются...
Ошарашенная, я только тут поняла, что пробиться в кассу можно только по такому же талончику. Пришлось снова идти на ресепшн и получать там очередной талончик. А потом снова напряженно вглядываться в мигающие на табло коды. Поняв, что с этой системой мне не справиться, я плюнула и положила на свой счет все три задолженные тысячи.
И, оказалось, что была права. Потому что начисление заработной платы, как выяснилось уже в марте, нам перенесли с 8 числа на 23 (меня об этом никто не предупредил!). Т.е. если бы я не положила этих денег, то с 20 по 23 с меня опять бы взимали пени!
Вся та толпа, которая была в отделении - это такие же как я бедняги, лишившиеся возможности получить данные о состоянии своего счета. И уже наколовшиеся на кредитных программах, благодаря кривой информации банкоматов. В противном случае выстаивать эту чудовищную очередь в чудовищных условиях им бы и в голову не пришло.
Возникает вопрос: существуют ли у нас общества защиты прав потребителей? И могут ли они сделать что-нибудь с таким подходом банка к клиентам? Или по судам мне ходить нужно тоже самой?
На днях знакомый банковский сотрудник (не из ТТТ, из другого банка), сказал, что шансов у меня в суде не будет. Потому что у меня испорченная репутация и я, скорее всего, уже попала в «черный список» неплательщиков, с которым теперь не будет иметь дела ни один банк - получить кредит или ипотеку в любом банке мне теперь будет невозможно. Равно как и, став предпринимателем, получить кредит на развитие фирмы.
Хотелось бы знать - это правда? Тогда другой вопрос: кто ответит за мою испорченную репутацию и испоганенную кредитную историю? Банкомат?
Банкоматы настраивают люди. И эти люди настроили их так, чтобы они вводили в заблуждение клиентов. Кто за это понесет ответственность? За нервы, время и испорченную кредитную историю?
Акын-Ша, г. Санкт-Петербург
От редакции:
К сожалению, ситуация, изложенная в статье нашего автора, далеко не единична. Сегодня многие банки (крупные и не очень, российские и иностранные) всячески скрывают информацию от клиентов, доводя их до штрафов и пеней. Поэтому название банка мы изменили, чтобы не делать ни рекламу, ни антирекламу. Поскольку в данном случае дело не в конкретном банке, а в тенденции.