Сентябрь в нашем сообществе выдался действительно учебным! Надеюсь, вы готовы и дальше постигать премудрости композиции в фуд-фотографии?
Насколько предметов в кадре. Целостность мира и равновесие.
Ну что ж, все, что я планировала рассказать вам про один предмет - я рассказала. Остается лишь просить вас, иногда об этом вспоминать, применять их с большим количеством предметов, и может быть даже иногда перечитывать ;) Ну а я по возможности буду напоминать в процессе! Ведь нам еще много о чем надо будет поговорить.
Как вы поняли, с сегодняшнего дня я предлагаю вам добавлять предметы в кадр. Наконец-то! :) Но для того, чтобы фотография получилась, была органичной, приятной для глаз и, конечно, красивой, я предлагаю вам рассмотреть насколько моментов и потом выполнить интересное задание с подковыркой.
Тематическая композиция с большим количеством предметов.
Мы здесь все очень разные собрались, но наверняка у всех были фотографии с множеством предметов, которые просто не смотрелись... И так крутишь, и так, а фотография на работает, не играет.
Сегодня я напишу о двух базовых принципах, которые помогут нам построить фотографию с несколькими элементами. Я уверена, что многие руководствуются этими принципами и так, на подсознательном уровне. Потому что они основаны на нашем видении мира, его построении и восприятии.
Фотография, как и любой вид искусства, очень субъективна, и споры о возможности формализации каких-либо законов создания произведения искусства никогда не затихнут. Но я все таки пытаюсь это сделать, и очень сильно надеюсь, что хоть немного у меня это получается. В сегодняшнем уроке будет очень много абстрактных понятий, таких как целостность изображения, визуальное равновесие, гармония, которые я старательно избегала до сегодняшнего момента, но без них не обойтись.
Целостность изображения.
(связь предметов, физическая и смысловая)
Одним их главных принципов построения изображения с множеством элементов является его целостность. Фотография должна быть единым, неделимым целым. Идеальное состояние композиции фотографии я бы назвала экономическим термином “принципом Паретто”, когда в составленную вами композицию нельзя добавить или убрать из нее ни единого элемента, не нарушив при этом гармонию, равновесие, и общий эффект производимый фотографией.
Изображение должно выглядеть как единое неделимое целое. Предметы помещённые в кадр должны быть связаны между собой как на пространственном, так и на ментальном уровне.
"Летний суп". Связь элементов, управление взглядом зрителя, композиционное решение в форме "a".
Пространственная или физическая связь:
В большинстве случаев, в фуд-фотографии и натюрмортах, предметы соприкасаются или пересекаются друг с другом. Планы - передний, средний и задний - накладываются, частично совмещаются, образуя непрерывную связь между элементами снимка, а в идеале, создавая определенную траекторию для взгляда зрителя.
Конечно, часто встречаются снимки с композициями, в которых предметы удалены друг от друга на приличное расстояние. В этом случае, на мой взгляд очень сложно получить действительно уравновешенный, приятный для взгляда сюжет. Здесь еще сильнее будет ощущаться необходимость в управлении взглядом зрителя, направляющих и объединяющих элементах. Это может быть фон, цветовые сочетания, ритмичность, или глубина резкости.
Обратите внимание на фотографию летнего супа, все элементы композиции так или иначе соприкасаются друг с другом, дополнительную динамику придают доски старого стола, они же помогают вести и направлять взгляд зрителя. В общем, создается наклоненная, но хорошо сбалансированная композиция в форме "a".
Ментальная или психологическая связь предметов заключается в том, что у нас есть определенные ожидания. В зависимости от тематики фотографии мы предполагаем увидеть определенные предметы, связанные с той или иной тематикой. И наличие предметов, выпадающих, несвязанных с этой нашей внутренней картиной могут полностью изменить восприятие. Тем более, если это изображения еды, такого близкой и понятной всем темы!
Что мы обычно ожидаем увидеть на фуд-фотографии? Конечно, в первую очередь это аппетитное блюдо, но что кроме этого? Что мы можем использовать? Какие предметы у нас а голове связаны, относятся или подходят фуд-фотографии?
Конечно, в первую очередь это свежие ингредиенты, столовые приборы, сервировка стола, ткани, любые поверхности, которые предполагают стол, травы, специи. Иногда цветы, как предмет украшения стола. А если мы сфотографируем молоко и селедку? У меня от одной мысли от этого желудок подпрыгнул ))) Или давайте вспомним мою фотографию шоколада (приведена ниже), где печально известный декоративный камешек, так напомнил мыло зрителям, что полностью уничтожил всю аппетитную составляющую фотографии!
Но, конечно, все зависит от ситуации: шоколад и перец? шоколад и соль? клубника и уксус? мороженое и оливковое масло? Почему бы и нет, в современной кулинарии есть рецепты! Так или иначе, все зависит от того, какую историю вы хотите рассказать, но история должна быть, пусть не очевидная, но у вас в голове, без нее, композиция превратиться в набор предметов.
Равновесие.
Так как симметричные композиции встречаются довольно редко, умение уравновесить ассиметричную фотографию - сделать так, чтобы предметы не заваливались и не пытались «уехать» за границы кадра, не «придавливали» друг друга визуально, становится все более важным.
Равновесие на фотографии довольно абстрактное понятие, но из всех сегодняшних тем, наверное наиболее простая, но в тоже время, я так часто встречаю последнее время довольно много неуравновешенных или перегруженных в верхней части снимка работ.
Я предлагаю вам такой прием, мысленно нарисуйте по нижнему краю фотографии «качели»: планку по длине на всю ширину фотографии, которая центром опирается на пенек, и ответьте, завалится эта планка на один бок под весом изображенного на каждой половинке фотографии, или покачается-покачается и найдет свое равновесие? Сам пенек не обязательно должен находиться по геомерическому центру фотографии, но по центру композиции (помним, что композиция может быть сдвинута по третям или золотому сечению, а также может иметь негативное пространство.)
Внутренних ощущений для этого обычно достаточно. Но если разобраться поподробнее, то вес изображаемых предметов зависит от их размера и цвета. Более темные и крупные предметы выглядят более тяжелыми, чем светлые. Предметы находящиеся вне зоне фокуса или менее насыщенные, кажутся более легкими. Предметы с ярко выраженной текстурой тоже более тяжелые, чем гладкие однотонные.
Также стоит помнить, что любая фотография - это отображение мира вокруг нас, поэтому автоматически верхнюю часть фотографии мы воспринимаем, как небо, и нижнюю - как землю. Соответственно, для нас более приятно и естественно, чтобы верхняя часть изображения была менее загружена, чем нижняя, иначе возникает ощущение давления и зажатости, словно что-то нависает сверху. По той же причине, что мы проецируем нашу фотографию на реальный мир, некоторые цвета нам кажутся легче не только из-за их тона и насыщенности, а из-за того, с чем мы привыкли их ассоциировать. То есть желтый и голубой цвета (цвет солнца и неба) всегда будут нам казаться визуально легче, чем красно-коричневые и зеленый (трава и земля) какими бы светлыми оттенками эти цвета не были представлены.
Также имеет смысл расположение предмета. Более тяжелый предмет смещенный ближе к центру «качели» перевешивает ее на свою сторону не так сильно, как если бы он стоял на самом краю. Все точно как в детстве с качелями на игровой плошадке, осталось только немного вспомнить ;)
Посмотрите на композицию с лисичками. Она хорошо уравновешена, не смотря на то, что ассиметрична. Одним из тяжелых элементов этой композиции является нож, но он уравновешен более крупными и темными лисичками с другой стороны и зеленью на заднем плане.
На фотографии с рыбой видно, что даже наклонные композиции могут быть хорошо уравновешены. Баланс соблюдается за счет того, что рыжеватый (более земной) цвет филе и выраженная текстура придают правому краю тарелки достаточный вес, для того, чтобы сбалансировать яркие и насыщенные цвета слева.
Главное в кадре.
Собирая сложную композицию, главное - это главное ;) То есть, очень важно в процессе не забыть про то, что является главным элементом - «героем» кадра. Для достижения целостности композиции важно определить, что будет центром внимания, где он будет располагаться. И сделать так, чтобы несмотря на большое количество окружающих предметов, выбранный вами герой, так и оставался главным в кадре, и взгляд возвращался к нему.
Вот несколько главных моментов:
• Помните то, что я вам рассказывала о ракурсе и эффектах которые он оказывает на изображенные предметы. Выбирайте тот ракурс, который в первую очередь подходит и наиболее выгодно выделит вашего «героя», а не актеров второго плана.
• Не забывайте про правила третей и про золотое сечение. Предметы располагающиеся в визуальных центрах изображения- привлекают к себе больше внимания.
• Внимательно отнеситесь к тому, где у вас располагается фокус, используйте ручные настройки, чтобы точка фокусировки была именно на главном герое, это становится еще более критично, если вы снимаете с маленькой глубиной резкости.
• Постарайтесь, чтобы линии внутри кадра визуально сходились на главном предмете в композиции.
• Подумайте о цветовом решении, будет ли герой выделяться по цвету и яркости?
• В многоплановом изображении, главный предмет может находиться на переднем плане или на среднем, но не на заднем, даже если он будет выделяться по вышеуказанным критериям, это лишь создаст дискомфорт для зрителя (Многоплановые композиции мы еще будем обязательно рассматривать отдельным уроком)
Задание:
Постарайтесь составить наиболее сложную композицию, используя как можно больше элементов. Давайте сделаем чем больше, тем лучше! А мы потом вместе посчитаем ;) НО главное: композиция должна быть целостной, уравновешенной, иметь композиционный центр и главного героя. Постарайтесь рассказать историю.
Совет: Как работать?
Помните с чего начиналась серия этих статей? С того, что следует двигаться от простого к сложному. Определитесь с тем, что будет главным на вашей фотографии. Подберите сопутствующие элементы, которые могут понадобится в кадре, «актеров второго плана»: ингредиенты, столовые приборы, салфетки, может быть какие-то комплиментирующие, дополняющие друг друга, продукты, специи. Выберете ракурс для своего героя, убедитесь в точке фокуса и свете. Постепенно добавляйте заготовленные предметы, и стройте более сложную композицию.
Выберите одну фотографию и опубликуйте в формате JPG не более 600 пикселей по большей стороне в комментириях первого уровня или дайте ссылку на пост в вашем ЖЖ. Если есть желание, оставьте к работе комментарий, чего вы хотели добиться, что у вас получилось или не получилось? Срок неделя до 25 сентября включительно.
UPD:Срок выполнения задания продлен до 30го сентября!