Противокорабельные баллистические ракеты себя не оправдывают

Jan 01, 2024 13:10


UPD: Добавил таблицу с суммированием запусков и перехватов за время действий в Красном Море внизу поста.

В ночь на 30-31 декабря 2023 года, эсминец ВМФ США «Грэйвли» успешно выполнил перехват противокорабельных баллистических ракет в реальной боевой обстановке.





Вечером 30-го декабря, транспортный корабль MV «Maersk Hangzhou» (зарегистрированный в Сингапуре контейнеровоз H-класса датской судоходной компании Mærsk A/S) пересекал Красное Море, направляясь к Порт-Саиду. Это один из первых контейнеровозов Mærsk, вошедших в Красное Море с 15 декабря, когда компания объявила о приостановке своих операций в регионе ввиду повышенного риска. В 20:30 по местному времени, когда контейнеровоз находился у побережья Йемена, с территории, контролируемой хуситскими повстанцами, по нему была выпущена противокорабельная баллистическая ракета (возможно, не одна).

Ракета попала в носовую часть «Maersk Hangzhou», не причинив сколь-нибудь заметных повреждений - что, впрочем, неудивительно, учитывая что речь идет о 150.000-тонном исполине (вполовину больше атомного суперавианосца), от носа до кормы уставленном слоями прочных стальных контейнеров. Экипаж корабля, находившийся в центральной части, также не понес каких-либо потерь от ракетной атаки.



Реагируя на запрос о помощи с «Maersk Hangzhou», CENTCOM (англ. United States Central Command, объединенная командно-административная структура вооруженных сил США, в ведении которой находится Центральная Азия и Ближний Восток) направило два эскадренных миноносца - DDG-58 USS «Laboon» и DDG-107 USS «Gravely». «Грэйвли», являясь более современным кораблем серии Flight IIA, взял на себя противовоздушную оборону. И предосторожность оказалась не лишней; вскоре с территории Йемена были запущены еще две противокорабельные баллистические ракеты, нацеленные на пострадавший контейнеровоз.

Обе ракеты были успешно перехвачены «Грэйвли», с использованием БИУС «Aegis» для их обнаружения, отслеживания и уничтожения. Предположительно, при этом использовались зенитные ракеты RIM-66 SM-2 средней дальности (хотя также вероятно, что были задействованы зенитные ракеты RIM-174 SM-6 большой дальности).



Это первый достоверно подтвержденный случай перехвата баллистической ракеты - военным кораблем, в реальной боевой обстановке. Возможно, это не первый случай вообще (ранее CENTCOM уже докладывал об уничтожении противокорабельной баллистической ракеты эсминцем DDG-87 USS «Mason» 29 декабря), но первый, детали которого достаточно прозрачны и достоверны. Система «Aegis» в очередной раз успешно продемонстрировала свои возможности, справившись с перехватом групповой цели на пересекающемся курсе; йеменские ракеты были выпущены не по самому эсминцу, а по контейнеровозу в отдалении.

На этом, впрочем, инцидент не завершился. На следующий день, 31 декабря 2023 года, соединение из четырех моторных катеров хуситов приблизилось к «Maersk Hangzhou». В 06:30 по местному времени, с контейнеровоза сообщили, что катера подошли менее чем на 20 метров, и вооруженная охрана на борту «Maersk Hangzhou» вступила в перестрелку с повстанцами, пытающимися взять корабль на абордаж. Во второй раз менее чем за сутки «Maersk Hangzhou» запросил помощи.



На помощь контейнеровозу пришли палубные вертолеты MH-60R «Seahawk» поднявшиеся с борта «Грэйвли» и авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр». Прибыв на место действия, вертолетчики посредством мегафонов потребовали от хуситов прекратить атаку. Повстанцы не придумали ничего более умного, чем обстрелять вертолеты из ручного оружия. В ответ вертолеты открыли огонь из бортового вооружения, уничтожив три катера со всем их экипажем; четвертый катер обратился в бегство.

После устранения угрозы, контейнеровоз «Maersk Hangzhou» продолжил движение к Порт-Саиду. Однако, компания Mærsk уже заявила, что ввиду возросшего уровня опасности, она вновь приостанавливает движение своих судов через Красное Море, вместо этого направляя их по длинному маршруту в обход Африки.



В данном инциденте, разумеется, основной интерес представляет именно первая часть (в способности вертолетов перетопить ораву моторок, полагаю, никто не сомневается). Способность системы «Aegis» к перехвату баллистических целей долгое время была в ВМФ США поводом для горячих дискуссий. От этой способности зависела не только способность кораблей выполнять функции мобильной региональной ПРО, но и способность отражать атаки противокорабельных баллистических ракет - таких, как китайские DF-21, например. И вот наконец вопрос перешел из категории дискуссий в категорию практики. Система «Aegis» продемонстрировала способность противостоять противокорабельным баллистическим ракетам на деле.

P.S. Нельзя не отметить, что результат этой атаки является очередным удручающим обстоятельством для Ирана. Помимо чисто репутационного ущерба, понесенного в результате нынешнего конфликта в Газе, Иран также столкнулся с нарастающей неуверенностью в собственных технических возможностях. Эффективность его арсенала дронов, крылатых и баллистических ракет была уже поставлена под серьезное сомнение благодаря действиям израильской ПРО, успешно отразившей запущенные через йеменских «прокси» атаки. Теперь же выяснилось, что противоракетная оборона американских кораблей более чем в состоянии справиться со всеми видами используемого Ираном оружия - включая противокорабельные баллистические ракеты. В общем и целом, эффективность иранского арсенала (на создание которого были затрачены значительные средства) выглядит все более и более сомнительной.



Всего хуситы запустили 18 ПКР всех типов и 72 дрона. Из них союзные силы в Красном Море уничтожили 13 ракет и 60 дронов, плюс три катера.

2023, современная военная техника, 2024, управляемое оружие, ВМФ США

Previous post Next post
Up