Удивительно, чем дальше едешь по Новой Риге, тем безлюднее становится окружающий пейзаж: не встречаются уже коттеджные поселки с вычурными названиями, все шире и привольнее поля, луга, леса. Места здесь глухие, и хотя это все еще Подмосковье, кажется, что ты где-то в глубокой провинции.
На краю Московской области расположился Волоколамск, город, основанный в 1135 году. По всем показателям он походит на наш уездный город N.: небольшой, холмистый, живописный, с древним кремлем и земляными валами. Но удаленность от Москвы сделала свое дело, и город выглядит совсем уж заштатным.
С соборами кремля соседствуют полуразвалившиеся бараки, где во дворе сушится белье, а в "туристическом" кафе вас накормят столовской едой со вчерашними котлетами. Впрочем, повариха и не скрывает, что котлеты вчерашние, а сама отговаривает меня их брать, увидев грудного ребенка, и предлагает блюдо посвежее.
Но, в общем-то, я как раз люблю такие города, люблю глубинку - с ее неприкрытым, обветшалым, подчас грубоватым, но всегда очаровательным лицом.
В 18-ти километрах от Волоколамска находитсянеобыкновенный Иосифо-Волоцкий монастырь.
Он совсем безлюдный, хотя вряд ли найдется православный человек, который не слышал ничего о прп. Иосифе. Я помню, что еще в средней школе на уроках истории нам рассказывали о спорах иосифлян и нестяжателей.
Известно, что прп. Иосиф радел за материальное благополучие обители, был мудрым устроителем и хозяином и славился необычайной строгостью своего устава. Меня поразило, как дух Иосифа Волоцкого и традиции, заложенные им, сохранились здесь сквозь века. Монастырь благоустроен и процветает, несмотря на свою "нетуристичность" и является при этом очень строгим. У монахов свое хозяйство, огород, а, например, вареники, сделанные здесь, продаются и в нашем Саввино-Сторожевском монастыре.