Ян Собеский во Франции

Oct 17, 2014 16:30

В начале 1646 года воевода русский Якуб Собеский отправил в традиционное европейское турне двух своих сыновей: 18-летнего Марека и 17-летнего Яна. Германию они проехали, нигде не останавливаясь надолго. "Немецкая война" началась за добрых десять лет до их рождения, и конца ей всё ещё не было видно. В начале июня братья Собеские въехали во Францию в районе Камбре и почти год провели в Париже.

Об этом периоде в жизни будущего польского короля не могли не рассказывать потом определённые вещи (вне зависимости от того, что происходило в действительности). Служба в роте королевских мушкетёров (и соответственно дружба с Сирано де Бержераком), дуэли, кутёж, обязательное знакомство с "Великим Конде", диспуты с Паскалем и комплименты в адрес посетительниц салона Рамбуйе, удивительные в исполнении человека из далёкой северной страны.

Что же было на самом деле? О службе Собеских в мушкетёрской роте говорят только польские источники. Французские хранят на этот счёт молчание, зато сообщают, что как раз в 1646 году Мазарини эту роту распустил - чтобы сформировать заново в 1657-м, когда великий коронный хорунжий Ян Собеский воевал с трансильванцами. Сирано де Бержерак ушёл в отставку ещё в 1645 году.

Вот встреча с Конде произойти могла. 26-летний герцог Энгиенский как раз в декабре 1646 года стал принцем Конде после смерти отца и три месяца (декабрь-март) провёл в Париже, отдыхая от дюнкеркской кампании и готовясь к каталонской. Он был старше Собеского всего на девять лет, но уже успел прославиться как блестящий полководец при Рокруа и Нёрдлингене, а всего через год был Ланс. "Оставалась ещё грозная инфантерия испанского короля..."

Собеские точно бывали в Шантийи, где хозяйкой аристократического салона была мать Конде Шарлотта-Маргарита, последняя любовь Генриха Четвёртого, крёстная мать Людовика Четырнадцатого и сестра последнего герцога Монморанси, обезглавленного за мятеж с помощью устройства,похожего на гильотину:



"Туристов" представили Анне Неверской, сестре польской королевы Марии-Людовики. Она была замужем за принцем Пфальцским, одним из сыновей чешского "Зимнего короля", и убедила своего мужа перейти из кальвинизма в католичество, и это в будущем открыло путь к английскому престолу для Ганноверского дома. В доме Анны Неверской Собеские должны были познакомиться со многими французскими аристократами и литераторами. Точно состоялось знакомство с мадемуазель де Скюдери, которая, правда, к тому времени ещё не написала самые знаменитые свои романы.

Собеским составляли компанию в Париже и поляки, тоже осень известные люди. Один из них - Богуслав Радзивилл, искавший тогда жену при французском дворе (из этих поисков ничего не вышло). Другой - Ян "Себепан" Замойский, внук знаменитого гетмана. Два Яна ещё не знали тогда, что маленькая девочка, увезённая в Польшу новой королевой, сыграет важную роль в жизни обоих - по очереди.

Несмотря на предупреждения матери, братья Собеские вели в Париже весёлую жизнь, не отставая от Замойского и Радзивилла. Одним из доказательств того стал спустя несколько десятилетий некий французский шевалье, рекомендовавший себя в Речи Посполитой как сын короля Яна и вызвавший тем большой скандал.

Франция, несомненно, произвела на братьев большое впечатление. Французское военное искусство, политическая система, французский язык и французские манеры до конца жизни представлялись Яну Собескому чем-то совершенным. Англия, где он побывал осенью 1647 года, понравилась ему куда меньше. Оттуда путешественники отправились в Голландию, где изучали фортификацию, потом - в Брюссель. Вероятно, они отправились бы ещё раз в Париж, если бы мать не вызвала их на родину.

Якуб Собеский умер ещё в июне 1646-го, и его сыновья посетили в Париже специальную мессу, отслуженную в связи с этим папским легатом. А тут началось казацкое восстание, умер король, и мятежники действовали уже в опасной близости от латифундии Собеских. Надо было возвращаться. Марек Собеский во время этой войны и погиб (при Батоге, спустя четыре года), а у Яна больше уже не было времени на заграничные поездки. 1683 год не считается, если вы понимаете, о чём я. И это "путешествие" было предпринято им, чтобы спасти главного врага той страны, перед которой он всю жизнь преклонялся.

Ирония судьбы.

Ян Собеский, 17-й век

Previous post Next post
Up