"Я проклинала русских"

Oct 15, 2014 15:13

"Мне минуло десять лет, и я готовилась в первый раз к исповеди и причастию святых тайн; уснувши спокойным сном невинности, я в полночь вдруг была пробуждена глухим шумом и стрельбою. Вскоре весь дом наш был в тревоге, и мне сказали, что это революция, и что жители Варшавы убивают русских; первое мое движение было сказать: „папенька, спасите бедных ( Read more... )

восстание Костюшко, 18-й век

Leave a comment

xjqnj October 15 2014, 04:13:21 UTC
Про зверства поляков тоже писать было не принято, соц лагерь, друзья навеки.
А так, штаты с японией вообще обошлись не самым лучшим образом и ничо.

Reply

fon_eichwald October 15 2014, 06:35:18 UTC
Штаты с Японией тут совсем не при чём.

А что за зверства поляков?

Reply

xjqnj October 15 2014, 11:15:39 UTC
Штаты с Японией как показатель, вот поляки восстали и резали русских "оккупантов" а через какое то время абсолютно мирно сосуществуют, массово служат в империи на разных должностях и тд. Император спокойно едет по Варшавам и принимает делегации не опасаясь покушений.
А зверства, ну так резали же. Я думаю что и семьям офицеров доставалось, восстание дело такое.

Reply

fon_eichwald October 16 2014, 09:49:40 UTC
Могло и семьям достаться, да. А американцам с японцами таки сосуществовать не пришлось - в одной стране, во всяком случае.

Reply

saiferfan October 16 2014, 09:08:59 UTC
"А что за зверства поляков? "

Русскоязычное население Варшавы вырезали, могу соврать но что-то помню леденящую историю про то как русских во время восстания живьем в православной церкви сожгли.
А уж в отношении украинцев там и вовсе кошмарные вещи творились на таксать государственном уровне, одна казнь Гонты чего стоит.

Reply

fon_eichwald October 16 2014, 09:48:19 UTC
Про "сожгли в православной церкви" - это не городская легенда? Солдат перебили, это да. Печальные эксцессы, неизбежные для всякого национально-освободительного восстания.

Разгром Колиивщины я не стал бы выдёргивать из общего контекста. Пугачёвщину тоже подавляли крайне жёстко.

На всякий случай уточню: я ведь нигде не писал, что русские вели себя хуже, чем поляки. Война же.

Reply

saiferfan October 16 2014, 11:08:51 UTC
"Про "сожгли в православной церкви" - это не городская легенда?"
Вполне возможно что легенда ибо источник этой истории непомню.

"Печальные эксцессы, неизбежные для всякого национально-освободительного восстания."
Ну да, так и захват столицы мятежной провинции тоже сопроваждается неизбежными "печальными эксцессами".

"На всякий случай уточню: я ведь нигде не писал, что русские вели себя хуже, чем поляки. Война же. "
по моим представлениям русские вели себя в среднем по палате лучше, т.к. уже находились на более высоком уровне развития чем поляки (хотя национальная польская мифология этого ни за что не признает), всетаки регулярная армия куда более управляема чем ополчение.

Reply

fon_eichwald October 16 2014, 11:46:16 UTC
"Печальные эксцессы" при взятии города регулярной армией (а её регулярность вы подчёркиваете сами) не неизбежны.

Reply

korolev_dweller November 10 2014, 14:06:26 UTC
Стандартная про-российская интерпретация собятий в Праге - гражданское население активно принимало участие в боевых действиях и поэтому далеко не все погибшие гражданские могут считаться мирным населением.

Reply

fon_eichwald November 10 2014, 14:48:20 UTC
Это удобно.

Reply

korolev_dweller November 11 2014, 11:13:11 UTC
В смысле "удобно на это сваливать"?

Может и удобно, но в любом случае вопрос требует рассмотрения, ведь не даром конвенции запрещают лицам без чётких опознавательных знаков участвовать в боевых действиях.

Без этого рассказ о жестокостях в Праге как минимум однобок.

Reply

fon_eichwald November 11 2014, 11:57:55 UTC
Удобно на это сваливать, совершенно верно.

Боюсь, что такой подход обрёк бы жителей Праги на в любом случае незавидную участь: ничем не помогать своим защитникам, робко надеясь, что русские их пощадят.

Reply

korolev_dweller November 11 2014, 14:47:09 UTC
В каком смысле "незавидную"? Очевидно, что обычно отряды Суворова обращались с мирным населением иначе чем в Праге, в противном случае штурм Праги не был бы столь известен.

Конечно такой подход облегчил бы Суворову его военную задачу, но это естественно: воевать против "играющего по правилам" всегда в той или иной мере проще.

Это не оправдание нарушению правил и обычаев войны.

Клеймить позором Суворова и считать нормальным участие гражданского населения без знаков отличия в боевых действиях - чистой воды готентотская мораль.

Reply

fon_eichwald November 11 2014, 18:40:49 UTC
Очевидно? Ну я не знаю. А почему очевидно-то?

"Клеймить позором" кого-бы то ни было здесь никто не собирается. Речь о том, что всё очень неоднозначно. Не стоит подходить к проблеме предвзято, на основании наших впечатлений о "чудо-богатырях", возникших на основе ещё детских книжек.

Reply

korolev_dweller November 12 2014, 15:36:07 UTC
Всем, я полагаю, очевидно.

С чего бы именно про Прагу (и, кажется, про Измаил, я других случаев не знаю) было столько шуму, если предположить, что это было обычной для суворовских отрядов практикой?

Передавать весьма эмоциональный рассказ без авторского комментария - это, пожалуй, именно что "клеймить позором", пусть и в завуалированной форме.

Судить на основании детских книжек не стоит, но единственный способ на самом деле подняться над их уровнем - судить на основании универсальных критериев, законов и обычаев войны, формулируемых в виде конвенций.

Результат такого суждения вряд ли будет лестным для Суворова, на вовсе не рассматривать вопрос (не)соблюдения обычаев войны польским населением - это уровень именно детских книжек, ну или пропагандистских листовок.

Reply


Leave a comment

Up