Инцест в 18-м столетии

Oct 08, 2014 16:40

"...Я была единственной дочерью и наследницей двух больших состояний, носила громкое имя, отличалась приятной наружностью и получила хорошее воспитание, одним словом, была тем, что называется прекрасной партией. Четырнадцати лет я должна была выйти замуж за князя Станислава Понятовского, брата моей матери, но ему пошел шестой десяток, и он был длинный, сухой, суровый человек; я не хотела и слышать о нем и отказалась от этого брака, несмотря на все бриллианты и другие прелести свадебной корзины".

Этот удививший меня пассаж я нашёл в мемуарах Анны Потоцкой (в девичестве Тышкевич), по матери внучатой племянницы последнего короля Речи Посполитой, по отцу - последней из Скуминых-Тышкевичей (красавица Беата была из Тышкевичей-Каленицких). Интересно, что близкое родство для мемуаристки, не желавшей этого брака, не аргумент. Просто князь Станислав (заметьте, не "дядя", а "брат матери") слишком стар, слишком суров и, похоже, не вышел фигурой.

Сначала я подумал, что слова "брат матери" имеют не такое буквальное значение. Может быть, брат - двоюродный? Но нет: Констанция (по мужу Тышкевич) и Станислав - дети Казимира Понятовского, самого старшего из королевских братьев. Так что четырнадцатилетнюю девицу собирались выдать за родного дядюшку, которому было тогда 36 (тут мемуаристка напутала). Она была единственной дочерью, так что ей должно было достаться всё достояние Скуминых-Тышкевичей, вот внутри семьи Понятовских и родился такой проект. Не знаю, сыграло ли тут решающую роль отсутствие согласия со стороны невесты. Князь Станислав вскоре (сразу после разделов) продал все свои земли в бывшей Речи Посполитой и уехал в Италию, где его потомки от брака с экономкой живут по сей день; а его племянницу выдали за Потоцкого, в заметном родстве с Понятовскими не состоявшего.

Случались или планировались в 18-м веке и другие, столь же удивительные с нашей токи зрения, союзы. Екатерина Вторая, скажем, утверждает в своих мемуарах, будто за ней с исключительно серьёзными намерениями ухаживал её родной дядя, Георг Людвиг Гольштейн-Готторпский (предок герцогов Ольденбургского дома). Кирилл Григорьевич Разумовский сожительствовал с родной племянницей Апраксиной, а Потёмкин-Таврический, по слухам, - даже с несколькими своими племянницами, сёстрами Энгельгардт. Переписка с одной из них, Варварой, даёт вполне убедительные доказательства, относительно других мы имеем только слухи. Но такие вещи скандализировали общество, а Анна Потоцкая пишет о гипотетическом браке с дядей без какого-то осуждения. Интересно: у католической церкви другие воззрения на близкородственные браки по сравнению с православием и протестантизмом?

Потоцкие, 18-й век

Previous post Next post
Up