Анджей Кмитиц - человек и хорунжий оршанский

Feb 04, 2013 12:13




"Потоп" Сенкевича читали, наверное, все. И все видели фильм Ежи Хоффмана, в котором бравый хорунжий Анджей Кмитиц похищал прекрасных девиц, стрелял на поражение по фамильным портретам и ни во что не ставил Речь Посполиту, но потом идейно перековался под влиянием любви и старших товарищей и спас родину от захватчика. В награду он получил общественную благодарность и отличную жену. Такой Кмитиц на самом деле был, но биография у него несколько другая.

Для начала, звали его Самуилом. Принадлежал пан Кмитиц и правда к захудалой оршанской шляхте, и род его был приписан к гербу Радзич. В 1655 году, когда войска московского царя заняли всю Литву, он служил в армии великого княжества: командовал казачьей хоругвью в полку князя Богуслава Радзивилла. Когда этот князь поддержал своего кузена, великого гетмана литовского Януша, перешедшего на сторону шведов ( http://fon-eichwald.livejournal.com/15968.html), Кмитиц предпочёл в числе многих других изменить командованию, а не королю.

Но действовали патриоты грамотно: для начала они послали к своему государю депутацию с вопросом: выплатит ли им Ян Казимир жалованье, которое задолжал изменник? Я их понимаю: отечество спасать - это, конечно, хорошо, но деньги-то за это платить будут? Столь важную миссию поручили Кмитицу, и он с ней отлично справился. Король не только гарантировал выплаты, но ещё и пообещал наградить верноподданную шляхту за счёт имущества предателей. С этой благой вестью Кмитиц вернулся в Литву, где можно было прекрасно проводить время, грабя радзивилловские земли. После смерти князя Януша наш герой стал одним из комиссаров, занимавшихся выполнением королевских обещаний. Должность очень хлебная! И пан Самуил, как пишут, не упускал открывшиеся перед ним возможности.

Поскольку война продолжалась, Кмитиц поступил под начало нового литовского гетмана Павла Сапеги. В 1656 году он воевал с "московитами" в Литве, командуя отрядом из нескольких хоругвей, в 1657 - с трансильванцами, вздумавшими брать Краков. Кмитиц стал доверенным лицом Сапеги (общая вражда с Радзивиллами этому помогла) и фактически третьим человеком в армии Великого княжества - после самого гетмана и князя Александра Полубенского. Ян Казимир после конфликта 1658 года, связанного с проблемой радзивилловских имений, постарался задобрить такую важную фигуру землями под Оршей, но нужной цели не добился: Кмитиц и в дальнейшем предпочитал гетмана королю. Всего двумя годами позже после попытки Яна Казимира лишить Сапегу гетманства пан Самуил организовал конфедерацию в Дрогичине. Возглавляемые им мятежники жаловались не только на смену командования, но и на задержку жалованья и на то, что в бедном Подляшье им хуже живётся, чем на старых квартирах. Кмитиц даже открыто угрожал Яну Казимиру переходом на сторону царя. Король начал с объявления инфамии мятежникам и конфискации их имущества, но быстро пошёл на компромисс: гетманскую булаву оставили прежнему владельцу, для войска нашли деньги, а Кмитиц сохранил своё положение и шляхетскую честь.

Воевал он по-разному: в 1659 году, например, в походе на Курляндию заспорил с крупным вельможей Михаилом Казимиром Пацем насчёт командования, и его обвиняли в подготовке шляхетского бунта в войске. После роспуска конфедерации наш герой отправился под началом Стефана Чарнецкого против князя Хованского ("Тараруя", того самого, которому через 22 года отрубили голову в Воздвиженском), и это был очень удачный поход. Под Полонкой царского воеводу разгромили наголову. Кмитиц во главе лёгкой конницы рубил бегущих на протяжении целых 60 вёрст...

В оставшиеся военные годы Кмитиц по-прежнему командовал более или менее крупными легкоконными отрядами, предпринимавшими дерзкие диверсии на востоке: в 1661 году действовал под Полоцком против того же Хованского, в 1663 с семнадцатью хоругвями грабил предместья Смоленска, в 1664 ходил на Брянск.

По окончании войны пан Самуил обосновался в своих имениях и стал безусловным предводителем оршанской шляхты. В борьбе двух партий - австрийской и французской - он поддерживал вторую и даже водил полк в Великопольшу для участия в подавлении "рокоша Любомирского". Потому при короле Яне, тоже ориентировавшемся на Францию, Кмитиц получил пару последних очень почётных назначений: в украинском походе 1674 года командовал левым крылом литовского войска, а в 1676 стал великим стражником литовским. О последних 16 годах его жизни, до самого 13 апреля 1692 года, сказать уже нечего.

Такая вот жизнь. Получается, не было ни измены, ни прозрения, ни спасения родины. Жизнь вообще предпочитает сглаживать острые углы, отличаясь этим от романтической литературы. Обычный по своему отношению к родине и королю шляхтич; безусловно, очень лихой рубака, и, наверное, эффективный военачальник, когда речь шла о набегах и грабежах. Только вот такими набегами войны не выигрывают...

И последнее: женат был Кмитиц не на Оленьке Биллевич (такое семейство действительно обитало в Жмуди и считало себя потомками первых литовских князей), а на панне Кантакузен, дважды вдове. Её сородичи претендовали на происхождение от одного византийского императора, но это уже на их совести.

Кмитиц, 17-й век, Ян-Казимир

Previous post Next post
Up