О постной кухне и физических наказаниях

Oct 30, 2011 14:58

"Пан учитель, а правда... правда, что Болеслав Храбрый приказал выбивать зубы всем, кто не станет поститься?"

Учитель посмотрел на спросившего с мягким укором и, вздохнув, сказал: "Это всё, что ты помнишь о первых Пястах, мой мальчик?"

"Средство от Алкивиада" Эдмунда Низюрского. Я любил эту книжку в детстве и очень заинтересовался польской историей благодаря ей. Только сам не знал до недавнего времени: приказал выбивать или нет? Теперь, наконец, всё прояснилось. Титмар Мерзебургский ответил на вопрос:


"В государстве Болеслава есть много различных обычаев, хоть и свирепых, но иногда достойных похвалы. Весь тот народ следует пасти по примеру быка, а наказывать, как упрямого осла; без суровых наказаний им нельзя править ко благу правителя. Если кто-нибудь отважится там, пользуясь чужими жёнами, чинить распутство, он тотчас же ощущает суровость последующего наказания. Его приводят на торговый мост, прибивают там гвоздём за мошонку с яичками и, положив рядом с ним острый нож, предоставляют страшный выбор - или умереть,. или избавиться от них. Всякого, о ком узнают, что он в 70-дневный пост ел мясо, тяжко наказывают, вырывая зубы. Ведь закон Божий, недавно появившись в тех краях, лучше укрепляется такой властью, чем постом, назначенным епископом. Есть там также обычаи, ещё более худшие, чем эти, которые не угодны ни Богу, ни людям и используются только для устрашения. Но полагаю, что не следует долее говорить о том, чьё имя и образ жизни, если бы захотел всемогущий Бог, лучше остались бы для нас неизвестны...".

Значит, привычку к посту польские власти насаждали всеми доступными способами. Кстати, был в этом не только религиозный смысл: христианизация Европы способствовала сглаживанию кулинарных различий между разными регионами. В середине первого тысячелетия чётко выделялись две культуры питания: средиземноморская, предполагавшая в первую очередь растительную пищу и вино, и северная - с мясом и пивом. Роля мяса на юге была увеличена благодаря варварским нашествиям (ну и уменьшению населения, конечно), а христианство заставило Север искать замену мясу примерно каждый третий день в году, сеять пшеницу и заводить виноградники. Вино и белый хлеб незаменимы при отправлении христианского культа. Если выращивать виноград не получалось из-за климата, приходилось завозить вино из более благодатных мест. В девятом веке Ахенский собор оговорил все детали для священнослужителей:

"Пусть получают каждый день по пять фунтов вина, если оно в тех землях производится; если его производится мало, пусть получают по три фунта вина и по три пива; если вообще не производится, пусть получают по одному фунту вина и по пять фунтов пива". Значит, без вина всё-таки не обойтись.

Кстати, Карл Великий ввёл в Саксонии смертную казнь за нарушение поста. Поляки ещё легко отделались... Остаётся открытым вопрос количества: сколько зубов вырывали за одно нарушение? Надеюсь, что не все.

А супружеские измены, конечно, не искоренить с помощью гвоздей. В этом я уверен.

средневековая кухня, 11-й век, пост, Болеслав Храбрый

Previous post Next post
Up