Сюжеты романов Сенкевича однообразны. Так, по большому счёту. Действие делает много непредсказуемых поворотов, но в основе всегда одно - похищение прекрасной девицы. Образец известен - "Айвенго", но даже там Скотту пришлось для оживления происходящего добавить к леди Ровене Ревекку. Вроде понятно, что герой на ней ни за что не женится, даже не полюбит, но всё же занятнее.
Активно применял этот приёмчик Фенимор Купер, откровенно подражавший Скотту. Девушка едет к своему отцу, командующему гарнизоном отдалённого форта, и ей угрожают индейцы, - это вариант, приспособленный к американским реалиям. У Купера вообще было плохо с фантазией. Если кто-то помнит, в "Зверобое" главный герой половину книги провёл привязанным к дереву, наблюдая вполне нелепые попытки его освободить: то одно, то другое...
Но Сенкевич, конечно, искуснее, и свои истории о похищениях он умел разнообразить. Не всегда девушек похищают влюблённые в них злодеи (Данусю в "Крестоносцах" умыкают враги Польши, чтобы убить её отца); не всегда эти похищения удаются (бедняга Тугайбеевич оказался совсем неудачлив); не всегда злодей-похититель оказывается наказан. Кстати, злейшая кара постигла того самого Тугайбеевича, не преуспевшего с пани Володыевской, а вот Богун и Богуслав Радзивилл, лишённые объекта своей страсти, уходят в закат в последней главе. К тому же со злодеем может произойти метаморфоза: Сенкевич прорепетировал её в "Потопе", где Кмитиц похищает свою Оленьку совсем ненадолго, а позже вызволяет её уже у основного похитителя, а в полном объёме обрисовал в "Камо грядеши?". В обоих случаях отрицательный персонаж идейно "перековывается" и получает заслуженную награду. Она же супруга. В "Потопе" исправление происходит благодаря патриотизму, в "Камо грядеши?" - благодаря истинной вере.
Кстати, Сапковский в одном из интервью признался, что в его гуситской трилогии главный герой убивает князя свидницкого, отнявшего у него женщину, в том числе и ради исправления психологической травмы, полученной автором в детстве при прочтении "Потопа": там Кмитиц побеждает в поединке князя Богуслава, но вынужден пощадить его и даже отпустить. Сенкевич явно помешал справедливости восторжествовать, чтобы не искажать исторические факты.
И, раз уж, речь зашла о "Потопе", опубликую иллюстрации Юлиуша Коссака к этой книге. Нашёл всего две, каждая в двух вариантах, - то ли больше не было нарисовано, то ли искал не там.