Сегодня мы поговорим о манипулировании обществом в интернете, информационных войнах, технологиях внедрения фальшивых идеологий, приоритетов, мотивации. Попробуем понять: на чьей стороне Живой Журнал и почему в нём происходят различные перемены.
В помощь возьмём материалы выступлений Игоря Станиславовича Ашманов. Это российский специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами, информационной безопасности. Так же он является сопредседателем партии "Партия Великое Отечество", местное отделение партии в Туапсе возглавляется мной.
Первый удар современной войны примут не пограничники, а информационные войска, которые стоят на защите цифровой независимости страны. Информационная война, идет постоянно - прямо сейчас - и не запрещена никакими законами. И нападают на всех. Мы просто этого не замечаем. Войны последнего времени в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии показывают, что информационными средствами можно сменить режим, обосновать военное вторжение внешних сил, скрыть правду о реальных событиях вторжения и итогах смены режима. Фактически, сейчас информационное доминирование - аналог господства в воздухе прошлых лет. Если у тебя есть информационное доминирование, ты можешь начинать и обычную войну. А иногда его одного хватает для победы. Потому в качестве новой ключевой компоненты суверенитета сегодня выступает цифровой суверенитет. Это право и возможность национального правительства самостоятельно и независимо определять и внутренние и геополитические национальные интересы в цифровой сфере.
Из чего складывается понятие цифрового суверенитета?
Во-первых, это электронный суверенитет, т.е. устойчивость, защищенность в кибервойне. Это не только защищенность от вирусов, атак, взломов, утечек, кражи данных, спама, но и от выключения критической инфраструктуры внешними силами.
Во-вторых, это информационный суверенитет - устойчивость к информационной войне. Информационно независимое государство способно контролировать свое информационное поле, влиять на него, обнаруживать и нейтрализовать информационные атаки и т.д.
Чтобы иметь информационный суверенитет, нужна медийная инфраструктура, средства мониторинга этой социальной среды, средства фильтрации трафика , секретные кибервойска из хакеров и информационные войска. Речь идёт об управлении большим числом эккаунтов в блогах, социальных сетях и т.д. , когда один человек управляет 50-100 эккаунтами, которые ведут себя как живые люди. В русском Твиттере 95% сообщения состоят только из перепостов. Чтобы в Твиттере тэг попал в тренд, нужно 5000 перепостов. Для этого нужно всего 100 бойцов такого типа.
Идёт миграция из ЖЖ в Фэйсбук. Средний пост в Фэйсбуке в 5 раз меньше чем в ЖЖ. При этом пост в Фэйсбуке "тонет" очень быстро. Поиска в Фэйсбуке нет, поэтом найти пост недельной давности практически невозможно. Люди ничего не помнят. В ЖЖ можно откомментировать пост 2003 года. Сейчас это невозможно. Люди не читают длинных текстов и длинных видео не смотрят. Аудитория очень быстро глупеет, ей становится очень легко управлять.
Многие говорят, что ЖЖ уже не тот. Технологии ведения информационных войны пришли и в него. Качество уступило место количеству, а платные услуги по написанию постов и комментированию подменили содержательные дискуссии. Понятно, что фрилансеры не задумываются о последствиях своего участия. Большинству нужен заработок и они не связывают его с возможным будущем страны. Западные ценности, потребительское отношение, презрение к человеку физического труда (обратите внимание на внедряемый образ "нищеброда" топ-блогерами), высмеивание традиционных ценностей и т.д. Всё это вбрасывается, жуётся и внедряется в массы.
Выстроены цепочки вброса событий и новостей. Вбрасываются события с бот-эккаунтов, потом оно попадает в СМИ и становится известно нации. Потом оно опять попадает в в блоги и соц сети. Идёт циклическая отмывка инфоповодов. И самый нелепый вброс после пары циклов выглядит абсолютно достоверно и натурально. Понятно, что полный информационный суверенитет есть только у американцев. Американцы создают силы, которые будут проводить операции на территории других стран - естественно, с помощью помощников на территории.
Этот вид внедряемых вирусов получил название мозговых, ментальных вирусов.
Понятие "мозговые вирусы" можно использовать как модель, позволяющую описывать и понимать явления, которые мы наблюдаем на фронтах информационной войны. Происходящее на Украине, как и происходившее во время Арабской весны, первого Майдана-2004, во время Болотной-2012, Перестройки 1985-1991 очень похоже на эпидемию и довольно хорошо описывается именно моделью ментального заражения.
Информационную войну нельзя начать или закончить, её можно выигрывать и проигрывать. И Россия эту войну проигрывает, но в последнее время обозначился перелом в нашу сторону. На примере празднований юбилея Великой Победы 9 мая Игорь Станиславович раскрыл технологии информационных войн. Назвал эксперт и "оружие", использующееся в медиа-войнах. В первую очередь, это ангажированные СМИ, соцсети, а также "пятая колонна" и искажение идеологии в целом.
Пост получается довольно объёмным при том, что даже не все тезисы озвучены. Например, мы очень зависимы от зарубежных технологий, ПО, техники. Китай как раз идет по пути обретения цифровой независимости: они делают свои процессоры, системное и прикладное ПО. При этом у них гигантский рынок, где все эти затраты быстро окупаются коммерчески. Нам тоже нужна полная технологическая цепочка - от процессора и маршрутизаторов до офисных программ. Нужна также собственная система защиты от информационных войн: какие-то информационные войска, которые будут созданы государством или ополчение из частных лиц. Иными словами, люди, понимающие геополитическую ситуацию, досконально знающие технологии, специфику интернет-среды и социальных медиа, и готовые использовать свои знания во благо страны.
Наше государство сегодня не обладает необходимыми инструментами защиты. В предыдущие годы под руководством Суркова было создано как бы министерство национальной идеологии и политики - организатор известных селигерских форумов, движений наподобие "Наших" и разной тому подобной "движухи". Но не было сделано главного - создания собственно государственной идеологии. Нет самого стержня, на который бы все нанизывалось. Мы остались в "конусе" либеральной идеологии, производимой в США. Нам также не хватает полной технологической цепочки, которая бы поддерживала цифровой суверенитет: от собственного процессора и операционки до офисного пакета и браузера. Нехорошо, когда страна берет все это со стороны.
Превратить внутреннее пространство страны в черное пятно для АНБ - да, это государственная задача. Для её решения нужны как минимум средства контроля операционных систем, файрволы, которые по умолчанию считают, что система - плохая. Сейчас файрволы считают, что приложения, возможно, плохие, а система - точно хорошая. Но Сноуден показал нам, что это не так, что система по умолчанию - плохая. Кто-то должен предписать производителям ставить на устройства, поставляемые в страну, защитные модули, которые блокируют отдачу данных.
Так что же Живой Журнал?
По мнению Ашманова он входит в пул либеральных СМИ (Афиша, Лента). Очень понравилась фраза с презентации: после Олимпиады и Крыма многие либералы скачали новую прошивку и обновились до патриотов. Цель всё та же - подменить фальшивкой настоящий патриотизм и вызвать оскомину ура-патриотизма у широких масс.
И нам надо не искать удобную для себя идеологию, а руководствоваться традиционными ценностями. На которые организуются многочисленные информационные атаки. Нужны фрилансеры, работающие спустя рукава на деньги госдепа и с полной отдачей, бесплатно, за идею независимости России. Нужно чёткое понимание исторических ошибок и достижений. Осознанное единение общества, а не скучивание искусственным путём.
В конце-концов проведу аналогию с географией. Все нападения на Россию и войны заканчивались победой и расширением наших границ. Сегодня на нас напали в информационном пространстве. Самоорганизовавшись и дав отпор, мы расширим границы рунета до интернета. Вот только освоим трофейное оружие.