Психомоторная заторможенность

Mar 03, 2013 00:12

С.Н. Мосолов указывает, что такие депрессии с преобладанием апатоанергической симптоматики в последние годы встречаются среди других депрессий очень часто и нередко оказываются торпидными к фармакотерапии. Предполагается, что их учащение связано с лекарственным патоморфозом депрессий.
Автор выделяет два варианта апатической депрессии: 1) анергическую депрессию, для которой характерно снижение эмоционального реагирования на происходящие события, жизненного тонуса, безразличие; 2) абулическую депрессию, при которой доминирует психическая инертность (больные жалуются на леность, «жизнь по инерции»).
Параллельно с апатоанергическими симптомами в клинике обязательно присутствует угнетенность, тревожность. Суицидальные тенденции редки. Преобладают чувство жалости к себе и безразличие к ребенку. Соматовегетативные симптомы выражены слабо.
Как и при меланхолической депрессии, может наблюдаться заторможенность моторики и мышления, односложность, лаконичность ответов. Больные подолгу залеживаются в постели, мало следят за собой, становятся неряшливыми. После выхода из депрессивного состояния отмечают, что душевно им было тяжело, они страдали. Несомненно, такое состояние не есть истинная эмоциональная опустошенность, присущая больным шизофренией при нарастании апатоабулического дефекта. Обратимость, курабельность таких депрессий свидетельствует о том, что и по структуре, и по прогнозу это иные состояния.


Деперсонализационная (анестетическая) депрессия. Клинике, анализу и оценке этого варианта депрессии посвящена обширная литература. Ю.А. Нуллер с коллегами, а также H.JI. Ильина ставят вопрос о выделении этого синдрома в особую клиническую форму в группе аффективных психозов.
Состояние характеризуется ощущением собственной измененности, неузнаваемости окружающего мира, мучительным чувством отсутствия эмоций отчужденности.
Происходит как бы инверсия депрессии в страдание от отсутствия чувственной окраски восприятия внешнего и внутреннего мира.
Первичной в такой депрессии, вероятно, следует считать деперсонализацию. Больные с невротическим уровнем депрессий понимают, что окружающий мир остается прежним - меняется их восприятие мира и себя, и это вызывает страдание.
Поэтому правильно такую депрессию называть деперсонализационной. Психомоторная заторможенность при этой форме депрессии если и бывает выражена, то незначительно. Угнетенному настроению могут сопутствовать тревога, суицидальные мысли и попытки.
Больные переживают нарушение связи с окружающим. Мир блекнет, краски, звуки, запахи становятся менее яркими. Все кажется серым, безжизненным, часто нереальным, видится как бы сквозь прозрачную перегородку.
Иногда пациентки жалуются на «пленку перед глазами», но тут же подчеркивают, что все детали они видят хорошо. Замедляется течение времени, временами возникает чувство, будто время остановилось.
Одновременно появляется чувство собственной измененности, эмоциональной неполноценности, отсутствия сопереживания с окружающими людьми («Сердце окаменело»; «Не могу любить, как прежде» - то, что в литературе называется скорбным, или болезненным, бесчувствием (anaestesia dolorosa psychica).
Утрачивается способность не только любить, сопереживать - больные испытывают мучительную агедонию (неспособность получать удовольствие от жизни), безразличие к еде (пища становится, «как трава»), у них отсутствует чувство голода, сна, физической боли, полового удовлетворения.
Соотношение составляющих такой депрессии бывает разным, и все перечисленные ее компоненты не всегда представлены в полной мере.
Следует подчеркнуть, что явление деперсонализации в виде скорбного бесчувствия в неразвернутом виде присутствует в структуре почти всех форм послеродовых депрессий, как психотических, так и непсихотических.
В первую очередь это относится к чувству, которое испытывают матери к новорожденным. При легких депрессиях женщины заявляют, что вместо любви к ребенку они чувствуют только жалость или любопытство («Люблю умом, понимаю, что он мой»).

Психология

Previous post Next post
Up