Могила Хокусая расположена па тесном кладбище при храме Обета Веры (Сэйсёдзи) в четвергом околотке района Мото-Асакуса. Это как раз посередине между станциями Асакуса и Уэно. Войдя в малоприметные ворога между жилыми домами, попадаешь в предхрамовый двор, в котором стоит весьма невыразительный бронзовый бюст Хокусая в западной реалистичной манере. Он выполнен в 1926 г. и поставлен на этом месте в 1990 г. в ознаменование 230-летия со дня рождения мастера. Поскольку никаких могил больше не видно (известно, что кладбище в войну разбомбили), многие посетители, покрутившись вокруг памятника, уходят, что, не скрою, я сделал и сам в первый раз; к тому же начинало темнеть, и я боялся, что территорию вот-вот закроют. Тем не менее можно набраться храбрости, пройти по узкой дорожке между правой стеной храма и жилым домом и выбраться на маленький участок с могилами. Там уже на Хокусая набрести несложно, поскольку его надгробный камень единственный убран в деревянную будочку под патинированной металлической крышей. Камень очень прост, с трещинами. Точнее, видно, что он был расколот и вновь соединен по мере возможности. На камне надпись скорописью, воспроизводящая подпись Хокусая: Гаке Родзин Мандзи. Так он называл себя в старости - Старик, одержимый рисунком (или Безумный от живописи старец)- Мандзи - счастливый знак свастики. За свою долгую жизнь (1760-1849) Хокусай сменил около сорока имен и еще больше домов. Несмотря на прижизненную славу и почитание, жил он весьма бедно и неупорядоченно. Имена менял не только в ознаменование новых творческих периодов, как часто было принято у японских художников, но и подчас по безденежью - передавая (продавая) успевшее прославиться имя ученику. А дома менял, скрываясь от кредиторов или полагая, что проще переехать, чем устроить генеральную уборку и разобрать завалы бумаги на полу. Несмагря на масштаб дарования и «всеобщую отзывчивость» (Хокусай живо интересовался западным искусством и наукой, а в Европе его имя стало известно знатокам еще при жизни), он оставался воплощением человека из Ситамати - образованного лукавого плебея, жившего интенсивно и беззаботно.
Вернувшись к ворогам Камииаримон, перед которыми никогда не иссякает бурливая толпа, задумаемся в очередной раз над относительностью древности и современности. Ворота эти разрушались за последних два века несколько раз из-за землетрясений или войн. Так, они полностью сгорели во время большого пожара 1865 г. и толком не были отстроены много лет. Построенную после землетрясения 1923 г. более скромную версию разбомбили в 1945 г. американцы. Зачем? Просто они все бомбили и практически сожгли весь город. Заново построили ворота только к 19б0-му и повесили знаменитый гигантский фонарь.
«Седая древность» во многих других случаях в нынешней Японии - это новодел. Хорошо это или плохо?
3
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Садовая жемчужина