Страшная сказка про работу с фрилансерами или правдивый отзыв о free-lance.ru

Apr 17, 2013 02:05




© Автор Кулькина Юлия

Работать не хотелось, но жадность победила лень.

Однажды в студёную зимнюю пору я решила сэкономить...
Так начинается одна из самых страшненьких сказок моих бизнес-будней. Нет, не думайте, я вовсе не жадная и экономия отнюдь не мой конек, но так как богатой бизнес-леди я еще не стала, мысль об экономии не могла отстать от меня навсегда и именно тут она и сыграла решающую роль.

Мораль будет сразу - никогда не экономьте копейки, потому что расплачиваться придется. И самым отвратительным будет, если расплачиваться придется самым дорогим - своим личным временем.

Все наши сайты кроме одного (арт истину изначально заказывали у белорусских разработчиков) я делала сама с нуля. Если приходится что-то доделывать - тоже делаю это сама ибо умею и это намного быстрее, чем объяснять и ждать пока это сделает кто-то другой, потом еще и проверять, и, кстати, еще у меня развилась боязнь того, что кто-то мне что-то поломает (потому что тщательно проверять мне лень) и проявится это не в самый нужный момент.
Иногда бывают у меня и моменты просветления, когда сразу что-то исправить у меня не получается, а надо и можно подождать - тогда мне становится жаль своего времени и я пытаюсь заказать доработку. Если заказать получается быстрее чем исправить - на этом и останавливаюсь. Именно так и получилось в конце прошлого года - мне нужно было исправить уведомления о создании заказа в интернет-магазине + сделать так, чтобы заказ сохранялся уже на промежуточном этапе (чтобы я узнала о нем ещё до того, как посетитель закончит оформление).

Точно не помню почему я не стала обращаться к разработчикам сайта, возможно потому что при его сдаче были сильно затянуты сроки, хотя иллюзий по этому поводу я не сильно питала (зная, что сроки в ИТ соблюдаются крайне редко, а в целом они сделали мне все, что надо было)... в общем это не важно, а важно то, что я решила найти фрилансера.

За пару месяцев до этого я заказывала логотип и макет сертификата у дизайнера, которого нашла на портале free-lance.ru (мой пост самый что нинаесть отзыв про free-lance.ru будет). С дизайнером все кстати прошло прекрасно - из нескольких кандидатов, к которым я сама обратилась, я выбрала оптимальное соотношение цены-качества, сделала заказ, получила все в срок и оплатила через веб-кошелек. Еще одного дизайнера, кстати, найденного тогда же, мы оставили про запас и потом обращались к ней неоднократно, так как у нее было очень даже дешево.
Именно тогда я узнала о том, что на free-lance существует такое понятие как СБР (сделка без риска), по которой сам портал выступает гарантом с одной стороны качественного выполнения работ, с другой стороны - оплаты. Эта услуга предоставлялась за определенный % от сделки и была опциональной, поэтому взвесив все за и против тогда я от нее отказалась.

Попав на free-lance в следующий раз (а мой пост самый что нинаесть отзыв про free-lance.ru будет, да, да) уже в поисках разработчика, я обнаружила, что СБР стала обязательной частью процесса, то есть без посредника обойтись не удасться - все сообщения на сайте модерируются, контакты пересылать нельзя, с исполнителем можно общаться только через сайт. Тогда я подумала, что все имеют право зарабатывать деньги как считают нужным, криминала не узрела и решила все таки искать опять там же, но раз с меня в любом случае возьмут какие то проценты, решила использовать возможности портала по полной так сказать - завела т.н. "конкурс" с описание работы и стала ждать пока исполнители придут сами с предложениями цены и сроков. Максимальный бюджет мероприятия я для себя определила заранее, проблема была не срочной, поэтому решила ждать долго пока не найдется тот, кому нужно нарабатывать портфолио и он готов сделать подешевле. - и такой человек не сразу, но действительно нашелся с предложением сделать то, что мне нужно за 600р.

Тут, кстати, дорогой читатель, ты можешь подумать, что моей ошибкой было искать разработчика подешевле - вовсе нет. Я заплатила бы и больше, кстати, и разработчик, кстати, меня не подвел. Слушай сказку дальше.

Написала я ТЗ (а тут меня хлебом не корми, дай ТЗ только пописать), разработчик посмотрел, подтвердил сроки и бюджет и начал работу, а я начала возню с СБР. Что же мне предлагал сервис СБР - а предлагал он мне 2 различных варианта сделки
1. договор подряда (это когда я типа нанимаю free-lance, а он уже нанимает исполнителя)
2. договор с аккредитивом (это когда исполнителя нанимаю я, а пока мы не закончили деньги держит у себя банк-посредник, что то похожее совершается при оформлении сделок с недвижимостью)

Общая сумма оплаты складывается примерно так:
бюджет проекта (600р) + соцвыплаты (пфр - 22% и фомс 5.1%) + % сервиса

% сервиса для договора подряда был чуть больше, чем для договора с аккредитацией (точно не помню сколько, что то типа на 50р), но по договору с аккредитацией я сама должна была уплатить соцвыплаты.
Именно здесь и была ось зла, которая совратила меня на неверный путь.
Так как соцвыплаты я выплачивать от имени фирмы умею, я решила, что нефик переплачивать 50р (запомните эти 50р, именно их я и старалась сэкономить будь проклят тот день), будем оформлять сделку на юрлицо, проведем все операции официально, по безналу оплачу все взносы и буду в шоколаде.
На этот момент получается, что я должна перечислить аккредитив 642р (600+%) и после окончания работ уплатить соцвзносы - ничего сложного, детский лепет как говорится.

642р перечислили, разработчик начал даже раньше, приняла работу у него я 12 декабря, чуть позже появились электронные версии актов и счета-фактуры, которые мне было обещано (через автоматический интерфейс) отправить напечатанными по почте. Там же где-то промелькнуло что-то типа "Для получения подписанных документов Вы должны связаться с противоположной стороной", но значения этому факту я не придала.

В чем, как я понимаю состояла моя основная ошибка
1. ну про экономию вы уже поняли, ага. если б не 50 р, проблем бы могло не быть вообще (хотя это тоже только наивное предположение о безпроблемности договора подряда)
2. из-за общего размера суммы (~800р) я не очень вникала в суть документов и происходящего, так как самым страшным мне казалась потеря денег, а из-за такой суммы я бы не слезинки ни проронила. про то, что еще может быть какой то гемор, я тогда не думала.

Что было дальше

В прекрасной интернет-бухгалтерии (про которую я уже писала здесь) у нас тариф с одним гендиром, поэтому ввести других сотрудников я не могу. Меня это не очень пугало, так как вариант с выгрузкой отчетности в EXCEL, внесению изменений вручную и отправки почтой есть всегда, поэтому интернет-бухгалтерия не знала, что мне нужно платить взносы, а я на расслабоне прекрасный момент пропустила.
Этого я тоже не сильно испугалась, так как взносы можно уплатить сразу с пенями и тогда не накажут, а пени - 1\300 ставки рефинансирования от общей суммы, а если мои копейки перемножить на это, то получаются смешные цифры, так что можно спокойно просрАчивать.

Потом пришел момент сдачи отчетности в ПФР - отчетности, в которой нужно указать сколько платили физлицам и уже посчитать сколько нужно заплатить взносов (и все таки их уже заплатить, а то неуплата сразу станет заметной). Я скачала отчетики и тут сразу выяснилось, что для указания физлица в отчете нужно знать кучу данных про него, в том числе СНИЛС. Данных про исполнителя у меня никаких не было, я довольно долго протупила и так как срок сдачи отчетности неумолимо подошел - отправила ее нулевой (как будто ничего не было) в срок, решив что потом просто дошлю корректировку нормальную. Так можно, главное первую версию прислать в срок и тогда не накажут.

Проконсультировавшись с любимым главбухом (по совместительству тётей) по своему вопросу, я стала разбираться в изменениях 2013 года по уплате всяких налогов, разобралась, посчитала сколько нужно заплатить в ПФР (18% + 6% + пени) и ФОМС (5.1% + пени), все оплатила. Заодно разобралась с отчетностью и составила список данных, которые там нужно указать.

Захожу на free-lance, отправляю свои вопросы исполнителю. Потом захожу на его страничку и вижу, что его на портале не было уже недели 2. Чую запах жареного и сразу сама пишу в техподдержку, мол вот такая у меня проблема, а исполнитель не отвечает (заранее именно так им и сказала, чтоб не ждать 2 недели ответа), пришлите пожалуйста его данные, нужно для отчетности.

От техподдержки получаю ответ, что об исполнителе у них нет никаких данных кроме email, на который они ему отправили просьбу связаться со мной.
Ну что тут скажешь, эти полтора дня ожидания ответа были самыми долгими. Спасибо хорошему разработчику и человеку, что он все таки ответил, прислал все свои данные включая адрес прописки и номер паспорта. правда сопроводил это все словами "Не думал, что с СБР такие проблемы....". СНИЛС не прислал, я было хотела спросить почему, а потом поняла... увидев "Днепропетровск" в адресе.

И знаете что?
Я была настолько наивной, что полагала, что если сервис хочет получать свои % от сделки, он хоть как-то озаботиться тем, чтобы у меня с ней не было подобных проблем.
Я была настолько наивной, что полагала, что на форуме техподдержки будут отдельные разделы для работодателей, посвященные вопросу оформления сделок, где они смогут обменять опытом.
Я была настолько наивной, что полагала, что в разделе техподдержки вместо фразы "Вопросы уплаты соцвзносов и налогов работодатели решают самостоятельно" будет хотя бы минимальный FAQ.
Я была настолько наивной, что полагала, что за свой % от сделки сервис озаботиться хотя бы получением минимальных сведений об исполнителе, которые потом понадобятся для оформления документов, и особенно вопросом его гражданства хотя бы в виде признака резидент\ нерезидент.
Именно поэтому я, такая наивная, сейчас свой отзыв о free-lance.ru пишу у себя в ЖЖ, а не на форуме техподдержки, где его подчистят или удалят вовсе.

Итак, "Днепропетровск" сулил мне новые проблемы, он сулил мне исполнителя-нерезидента. СНИЛСа, без которого нельзя сдать отчет в ПФР, у него нет вовсе, это раз. Все соцвзносы (которые я заплатила уже и вычеркнула из списка своих проблем) для него считаются совершенно по другому, это два.
Посовещавшись в очередной раз с любимым главбухом, мы решили, что без СНИЛСа придется идти с повинной в ПФР и спрашивать все таки именно у них, что теперь делать и как сдать отчет. А заодно там же нужно будет написать кучку заявлений, чтобы уплаченные в ПФР копеечки были перенесены с одних счетов на другие (общая сумма слава богу совпадает в обоих вариантах - 132р + пени), а по фомс (оказалось, что туда для нерезидентов вообще не платят, а мы уже заплатили 30.6р + пени) чтобы пени были перенесены в основные платежи и учтены в будущих периодах.
Вопрос о том, какого фига зачем тогда в расчете у free-lance была указана выплата ФОМС вроде бы открыт, а вроде бы и нет - на самом деле им просто плевать надо мне платить это или нет, они посчитали и выглядят молодцами, а дальше - мои личные проблемы.

В ПФР (в начале апреля) мы провели 2 часа, люди слава богу попались понимающие (особенно, когда мы сказали, что не уйдем, пока у нас не примут или не скажут как переделать отчет). Как сдать отчет без СНИЛС они тоже себе не представляли, предлагали нам указать кого-нибудь другого, придумать что-нибудь самим и вообще над нами смеялись по-доброму. Зато в итоге решились оформить СНИЛС на исполнителя без копий его документов (если честно, я бы уже не решилась просить его их прислать и поэтому там вообще сказала, что связи с ним больше нет), а просто по бумажке с текстовой информацией, которую он мне прислал, отчет тоже забрали, поставив отметку о приеме. Там же и перекидку платежей сразу оформили. В общем, ПФР огромное человеческое спасибо.

Чуть погодя я сообразила, что отправила неправильную отчетность в ФСС за 4ый квартал 2013 - взносы платить туда не надо было в любом случае, но сумму выплаты физлицам (600р) надо было указать. Опять же спасибо прекрасной интернет-бухгалтерии, она позволила мне несмотря на тариф вручную вколотить нужные цифры и отправить отчет посылкой интернетом. Здесь, конечно, ничьей вины кроме моей нет, но на фоне всего остального каждое мое озарение выглядело просто комично и все больше нервировало.

Дальше передо мной во всей красе встает вопрос сдачи УСН (для тех, кто в танке не в курсе это налоговая декларация). Мне бы хотя бы здесь надо было бы забить на выплаченные по этому вопросу деньги, но у нас налог считается от разницы доходов и расходов, поэтому к расходам я супер-честная отношусь весьма трогательно и всегда стараюсь учесть все. Соответственно я записываю себе в расходы и 642р, и выплаты по соцвзносам. На этом этапе я обнаруживаю, что мне до сих пор не пришли бумажные документы (а за что все таки прекрасный free-lance брал свой %, итить?!?!), пишу в техподдержку, они охают, ахают и говорят, что уже бегут отправлять мне мои бумажки второй раз (ага, заливайте, я уже не столь наивна, как в начале сказки). А включая доходы и расходы в УСН я должна быть готова подтвердить их нормальными бумажками (подписанными и все такое), а не скриншотами экранов и бестолковыми офертами, поэтому про документы не забываю и старательно их жду.

Что я ожидала от документов, которые получу
1. акт на 600р о выполненных работах
2. акт на 42р об услугах free-lance

Что я получила
1. акт на услуги free-lance на (внимание!) 38,88р

Что оказалось
1. акт с исполнителем я должна подписать сама (получается я должна еще несчастного парня, который нормально сделал свою работу за эти копейки, еще и задолбать с подписанием этой бумажки). на это я забила
он, кстати, еще должен как нерезидент заплатить 30% НДФЛ (сомневаюсь правда, что он это сделает)
2. в договоре обозначена комиссия за аккредитив в размере 0,5% от суммы аккредитива (от 600р это 3р), которая по условиям договора берется с исполнителя.
в итоге она взята с меня (т.к. это именно я заплатила 600р + 38.88р + 3р = 642р), а с исполнителя судя по акту тоже взяли какую то комиссию (внимание!) в 18р, упоминания которой я не нашла нигде больше, то есть по условиям договора ее быть не должно
никаких документов подписанных на комиссии мне не прислали. видимо предполагается, что за актом на 3р я тоже должна ехать в банк. естественно на это я тоже забиваю.

Только сейчас я поняла, что УСН отправила неправильную, т.к. подтвердить 642р мне совершенно нечем, но т.к. первую версию отчета я сдала в срок, а налоги нам и так и так не положены.... Подумаю об этом завтра.

Вот и сказочке конец. Мораль была в начале, но сказка такая длинная, что напомнить ее не зазорно - никогда не экономьте копейки, потому что расплачиваться придется. И самым отвратительным будет, если расплачиваться придется самым дорогим - своим личным временем.

Ну и еще "Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!" (с) У. Черчиль

Еще, если кого-то вдруг мучает вопрос, кому и зачем я так долго все это писала - не волнуйтесь. Это у меня такие методы самобичевания :) Надо же как-то информацию на подкорку вдалбливать. А заодно прощать и отпускать негатив - прощай free-lance!
Ну и конечно еще для того, чтобы люди, которые будут искать отзывы про free-lance.ru, на эту запись натолкнулись бы и узнали сразу, что их ждет.

P.S. Напоследок еще раз похвалю прекрасную интернет бухгалтерию, она меня сегодня опять порадовала. Когда мы регистрировали вторую фирму с юрадресом-квартирой (подробности здесь) я заметила, что у бухгалтерии и СБ-банка есть спецпредложение - они полностью интегрированы друг с другом + есть какая то скидка при открытии счета, если ты и тут и там клиент. Мы такому делу очень обрадовались, только СБ-банк нам отказал в открытии счета в связи с тем, что регистрацию в квартире они не принимают принципиально. Поэтому мы второй раз пошли открывать счет в Промсвязьбанк. Совсем недавно мне пришлось тесно общаться с интернет-банком, техподдержкой и операционистами нашего отделения (В Подольске) по вопросу валютных платежей (это будет отдельной историей в двух частях, когда тоже, наконец, закончится), тогда я заметила, что в интернет-банке на закладке "интеграция" появился какой-то неработающий вариант с названием "мое дело" - ни техподдержка, ни операционисты про это ничего не знали. А сегодня пришло письмо счастья - это все таки было именно то, о чем я думала - "Мое дело" и Промсвязьбанк интегрировались. Ура! Будем пользоваться :)

UPD. Упустила в ночи еще одну интересную деталь. Сейчас договора подряда в возможных вариантах уже нет, это я выяснила когда спустя время пыталась узнать какими же были те условия. Подозреваю, что free-lance просто подзапарился при уплате взносов за всех, вот и решил вариант, где это его проблема, просто исключить.

кладовка, артистина, работа, ИТ, жизнь

Previous post Next post
Up