Современный пилот ГА. Дорожкой длинною... Экспатская жизнь.

Dec 15, 2014 19:16

В комментариях к одному из недавних постов было предложение поговорить об этом. Александр - Arabskiy Pilot (если ни кто не возражает я далее в тексте буду сокращать "АР") "начал песню": http://arabskiy-pilot.livejournal.com/27595.html

Я эти дни немножко множко работаю, закручивая Земной шарик туда-обратно, поэтому с паузой, но подхватываю:

1. Звучит удивительно, но начну с того же, что и AP - ребята, если у вас дома все более менее нормально, есть работа и семья довольна жизнью, то ... много раз подумайте, прежде чем куда-то дергаться. Раньше я вообще говорил "даже и не дергайтесь", при чем делал так убедительно, что моя Жена сделала замечание "ты так их уговариваешь не ехать, что кто-то может подумать, что ты ревнуешь или не хочешь им помогать." Поэтому, да и потому, что ситуация в наших странах за крайний год резко изменилась, то мое мнение теперь поменялось на " если есть желание и ситуация требует, то ехать можно и большие плюсы в этом есть". Но собирайте информацию, думайте и принимайте такие решения взвешенно-аккуратно. Вместе с семьей, если такая есть.

2. Начните принимать какие то решения с оценки того, какая у вас мотивация. Если Вы собираетесь на работу за границу только для того что-бы быстро "накосить много денег" то рассчитывать на это стоит очень осторожно. Есть конечно места типа Китая - Африки, где в принципе это работает, но ехать тогда туда надо самому, да и жить прийдется сильно экономя. А что "самому", что "сильно экономя" более чем на несколько месяцев - честно говоря не советую - оч-ч-чень тяжело. Если же вы едете с семьей, да в нормальную страну, то только "за большими деньгами" ехать не стоит. Понимайте сразу, что при больших доходах и расходы будут не малые.
Вставка update: если едете "за деньгами", то в принципе простая математика - обещанная "там" зарплата должна быть не менее чем в 2 раза (не менее!) больше, чем "дома". Иначе смысла вам ехать нет.

В идеале же у вас должна быть мотивация "других посмотреть, самому поучиться...". Более расширенно это и посмотреть, как работают Авиакомпании там "изнутри" (тренинг, планирование, безопасность полетов, отношения между коллегами и просто людьми), возможно подтянуть свой профессиональный уровень (я не говорю, что это у нас обязательно плохо - нет, не всегда по крайней мере, но посмотреть вблизи на чужих коллег и "себя со стороны" всегда полезно), потренировать свой английский. Спокойно и вволю полетать на новых самолетах в конце концов. И в других регионах со своей спецификой. А на будущее открыть для себя возможность выбирать между гораздо большим количеством стран, чем только "наши края". Ну или вместо всего этого хотя бы переждать трудное время дома в более стабильной обстановке.

3. "Ща научу Вас Родину любить!!!"
Ладно, не пугайтесь, не буду ;-)
Просто некоторые товарищи (с нажимом на первый слог;-)), когда слышат о том, что кто-то куда-то едет работать, тут же вспоминают о предательстве. Но если думать спокойно и без громких слов, то для начала "предатель" в их смысле - человек предавший государство. А сделать это могут те, кто государству либо еще что-то должен, т.е. выпускники учебных заведений за гос счет отработавшие менее нескольких лет (и то при условии, что государство в них было заинтересовано и предлагало работу по специальности). Либо люди состоящие на государственной службе (военные, либо работники государственных компаний). Так как речь идет о гражданских пилотах, то вы удивитесь, но у нас в странах нет как таковых гражданских государственных авиакомпаний. А если они и есть, то они не "заказывают" себе наборы в летных училищах, оплачивая их, а отбирают на рынке тех, кто уже сам обучился. Или же они при подписании контракта вкладывают стоимость обучения в счет вашей зарплаты - потом его надо либо отработать за определенное время либо выплатить часть суммы.
Большинство же авиакомпаний является коммерческими. То есть они принадлежат частным лицам. Даже так называемые "национальные перевозчики" - "Международные Авиалинии Украины" в Киеве или "Аэрофлот" в Москве. Кого вы предаете, переходя от "нашего" дяди, живущего в Киеве или Москве к "не нашему" дяде живущему в Дубае или Шанхае? Тем более что якобы "наши дяди" держат свои счета в зарубежных банках, самолеты покупают не в наших странах и даже регистрируют их не здесь? А кое кто из этих "бл - дядей" еще и считает, что к своему персоналу можно относиться как к дешевой прислуге (да-да, это я о господине гениальном менеджере "Эрофлота", правда и в Украине хозяева от него ни чем не отличаются). В этом плане Дяди из других стран уже хоть научились ценить своих работников. Да, они выжимают из них (нас) по максимуму, но во всяком случае демонстрируют хоть какое то уважение и понимание, что Работник - это как дорогая часть самолета, которую если только гонять и лупить по ней ногой, но не смазывать при этом, то она быстро сломается.
Далее помните, что хорошо работающей за границей "экспат" является представителем своей Страны. И любой из наших Пилотов, летающий в хороших Компаниях, работающий на уровне пилотов из самых-самых стран, является еще одним живым примером того, что "и мы не лаптем щи хлебаем". Причем помните об этом и те, кто едет - держите себя достойно!
Ну и конечно есть шансы, что вы все же когда то вернетесь - я даже для себя на это надеюсь. И вернувшись сможете поделиться всем увиденным и наработанным со своими домашними компаниями и Коллегами. Разве в этом нет пользы?
Есть еще один момент, очень характерный для наших стран в кризисе. Любой Пилот, смогший и уехавший работать куда-то освободил место для своего более привязанного к дому или менее удачливого Коллеги. Найти что-то где-то лучше, чем сидеть всем в ж. и беспробудно ныть, как все плохо. И наших "менегеров" за одно такая ситуация стимулирует думать о том, кто завтра будет работать и не пора ли перестать все списывать на кризис, а попробовать что-то для людей сделать?
При этом опять таки - я Уважаю за патриотизм к своим странам и Компаниям ребят там работающих и убежденно ни куда не собирающихся ехать. Я им даже по хорошему завидую! Особенно если работая "дома" они действительно приносят много пользы.

4. Традиционно задаваемый вопрос - а как же Семья? Извините, повторюсь и еще раз сошлюсь на Александра: http://arabskiy-pilot.livejournal.com/15516.html
Вариантов естественно может быть бесконечно много, но если коротко и в принципе, то на самом деле ваш переезд для семьи не является такой уж сильной драмой. Конечно если вы не едете в глубокую ж... Африку. В остальных же случаях, если у вас с женой все нормально и до отъезда, то совместное преодоление возникающих испытаний и адаптация к новой жизни как правило еще больше семью укрепляет. Жены начинают видеть и перенимать новое "хорошее" (учат язык, учатся общаться с женами из других стран, начинают водить машину и т.д.).
С детьми все еще интересней. Для ребенков до 4-6 лет такой переезд вобще не является проблемой - дом для них там, где хорошо Папе и Маме, а к остальному они легко адаптируются. Со старшими чуть сложнее, потому что у них "тут" уже был свой круг общения и язык, а "там" это все приходится создавать заново. Но все равно это проходит и сравнительно быстро.
Единственное, что я отмечу, что потом появляется проблема - особенно "ребенки" не горят желанием возвращаться назад. У них теперь там друзья, они свободно разговаривают по-английски и не понимают многих глупостей наших школ ( от учителей "там" общающихся с ними уважительно, до того почему "у нас" в классе все знают кто как учиться, но ценят все равно у кого круче телефон...). Да и Жена тоже привыкает к стабильному графику, вовремя выплаченной зарплате и когда заходит разговор о "приключениях в домашних компаниях" то она смеется, что "этот сериал она предпочитает смотреть со стороны".
Поэтому общий вывод с семьей - думайте вместе, выбирайте страну. Подключите Супругу к разведке по интернету условий жизни там и налаживанию связей через русско-говорящие "местные" форумы. И вперед, с Женой и с песней!

5. Решившись "на движение" начинайте искать. Где искать AР рассказал, поэтому не хочу повторяться.
Только чуть добавлю, для тех, кто не знаком с системой рекрутинга персонала: возможно два варианта трудоустройства - через агентство по персоналу (посредника) или напрямую с Авиакомпанией-работодателем.
Через агентство (например Park Aviation, Rishworth Aviation и т.д.) - есть свои плюсы и минусы. Плюсы - некоторые авиакомпании принципиально набирают "чужих пилотов" только через агентства. Агентство заинтересованно в получении своего вознаграждения от авиакомпании, поэтому будет старательно способствовать вашему туда продвижению. Возможно упроститься часть административно-документационных формальностей. И при работе со "стремными" компаниями (такие варианты бывают в Африке или Китае) агентство все же повышает ваши шансы получить заработанное (только само агентство то же надо выбирать известное и с хорошей репутацией).
Минусы работы через агентство - во-первых агентство и с пилота тоже снимает какую то "мзду". Во-вторых для авиакомпании вы будете немного "чужим" пилотом, поэтому рассчитывать на слишком долговременное сотрудничество или ввод для второго пилота в Командиры не приходится.
Работа напрямую на Компанию - немного обратная картина. Больше проблем приходится решать самому, нет доброго дяди-тети, которые тебя и за тебя будут все подпихивать. Но стоит это все преодолеть - и ты уже в обойме со всеми привилегиями Пилота Авиакомпании.

7. Карьерный момент. Хорошо быть Генералом Командиром. Но вот с поиском работы "там" все не совсем так просто. Отбор на DEC (direct entry captain) в хороших Компаниях и на большие Самолеты обычно очень суров. Компания по понятным причинам не хочет рисковать, отдавая самолет с пассажирами и своим именем на борту "в руки" непонятно кому. Вторым пилотам чуть легче. Но за эту легкость позже прийдется выкладываться на своем вводе в Командиры, который "там" да еще и для чужих пилотов очень суров.
Кстати обращаю внимание вторых пилотов, читающих это все и думающих "куда податься". Внимательно разведайте обстановку со вводом в Командиры в вашей потенциальной Компании! В некоторых случаях "чужих" вторых пилотов не вводят совсем или вводят на каких то драконовских условиях (типа многолетнего не сокращаемого бонда).
В общем в плане карьеры лучше ехать либо Командиром с хорошей подготовкой, либо же Вторым Пилотом, но хоть с каким-то Командирским опытом на самолетах поменьше. И потом готовиться ко вводу уже на месте. Хотя и вариант просто молодой второй пилот тоже вполне нормален - иногда их берут даже быстрее чем всех остальных, в расчете на возраст, перспективность и понимание того, что его будет легче подогнать под стандарты Компании чем старших и сильно опытных кандидатов.

6. Английский. Англицкий. Инглишь. Ду ю?! Так дуйте!!!
AР и несколько опытных Человек в комментариях к его посту озвучили даже более того что я могу рассказать.
Update: уже позже вспомнилось хорошее объяснение зачем англицкий нужен:

http://www.youtube.com/watch?v=0MUsVcYhERY

image Click to view



7. Почти на уровне "англицкого" еще важно и правильно подстроить психологию. Я писал об этом в своих постах об подготовке к интервью, да и во многих других поэтому сюда только озвучу очередной пример: Наши пилоты как правило хорошие "пилотяги" и думающие люди. И это плюс! Но не улетайте слишком далеко! Высший пилотаж, резкие и большие крены - все это здорово и надо уметь, но не на первой встрече с новым работодателем. От вас ждут очень мягкого и спокойного пилотирования. И стабилизированный к 1000 футов (и не ниже 500 если совсем визуально) заход! Четко понимайте, что не застабилизировавшийся по самым разным причинам заход (даже из-за вашей явной ошибки) с последующим уходом на второй круг может быть проходным на отборе, в то время как продолжение такого захода и лихая посадка скорее всего будут "Fail!"
И еще одно, характерное: Товарищ был свидетелем заваленного тренажера нашим Коллегой. Ситуцация: брифинг для захода на посадку на одном двигателе, на самолете не котором они ранее не работали. Инструктор: - делайте это так, как вы делаете по СОП ваших компаний.
Вопрос от "нашего человека": - а можно я добавлю скорости 20 узлов?
Инструктор, удивленно: - ну если это по СОП вашей компании на вашем типе...
Ответ (это провал, подумал Штирлиц!): - нет, у нас в СОП такого нет, но я думаю, так безопасней!
Это хорошо, когда пилот думает, но не надо пытаться быть сразу всех умнее.

Вставка-апдейт: как очень правильно напомнил-подсказал Коллега Ultranomad:
А также (от вас ждут) мягкого и спокойного отношения к коллегам. А то, к сожалению, некоторые из нас не хотят лечиться от профессионального заболевания под названием "заносчивость и самоуверенность", а потом почему-то жалуются, что на работу устроиться невозможно.
Я тоже в принципе писал на эту тему в посте о CRM-играх на интервью. Есть такое у нашего брата! И на тренажере-отборе многие попадаются именно потому, что летают "сами". А надо с Экипажем.

И немного грустный финал: помните, что во многих случаях вернуться потом еще сложнее, чем уехать. Хотя бы потому что "там" привыкаешь к другой жизни, отношениям. И выпадаешь из жизни и работы "здесь". И при встрече Шеф-Пилот "нашей" Компании говорит тебе что-то типа: "я бы очень рад был видеть тебя у нас в компании, но ты понимаешь, что я ничего хорошего тебе не могу предложить???"

P.S. Все написанное выше естественно выражает только мое, вполне возможно не правильное мнение, поэтому дополнения и комментарии приветствуются!!!

пилот га, пора валить экспатская жизнь, Работа заграницей

Previous post Next post
Up