К Ольге Бородиной я привыкла относиться с огромным уважением. Началось это в тот момент, когда моя суровая и скупая на комплименты подруга, которой доводилось с Бородиной сталкиваться, произнесла: "Она замечательная певица и прекрасный человек". Продолжилось, когда я пыталась посмотреть "Самсона и Далилу". Собственно, это первая телеопера, которую я пыталась посмотреть по собственному желанию и в том, что я не забросила после этого свои попытки, огромная заслуга Бородиной. Так что вопрос о том, идти ли на редкий бородинский концерт в Москве просто не стоял.
Выбор программы (романсы Чайковского и Рахманинова) меня очень порадовал. Я не слишком люблю русские романсы, и не потому, что они плохи, а потому, что меня редко радует исполнение. В России романсы принято исполнять либо с мнимой задушевностью и слезами в три ручья (ой, калинка-малинка), либо с пьяным надрывом и цыганщиной. И то, и другое мне в равной степени отвратительно.
Романсы Чайковского я знала хоть как-то (спасибо Заре Долухановой), романсы Рахманинова не знала вообще, ну, может, слышала по какой-то счастливой случайности или недоразумению. Зато с творчеством Рахманинова в целом я знакома куда как лучше, и вообще Сергея Васильевича люблю нежно. А после вчерашнего вечера ещё нежнее.
В Бородиной прежде всего поражает то, что поражать, вообще-то не должно, - высочайший профессионализм. Но после заезжих "звёзд", которые в Москве простужаются, падают в ванной и просто прерывают концерты на середине, такое почтительное отношение к публике удивляет. Два полноценных отделения, логично выстроенных и убедительно, с полной отдачей спетых, - такое последний раз демонстрировала итальянская примадонна Мариелла Девиа. Поражает прекрасная техника, когда не чувствуется ни малейших усилий, поражает, что каждое слово слышно, ведь у многих наших оперных "звёзд" во рту каша, и разобрать слова сложно, даже когда они поют по-русски. Поражает осмысленность исполняемого, правильное интонирование, отсутствие рисовки и самолюбования.
У Бородиной прекрасный русский язык, с чёткими окончаниями, с красивыми шипящими и свистящими, а это сейчас услышишь нечасто. Она удивительно естественна: не будучи прекрасной актрисой, она и не пытается ничего изображать, не заламывает руки и не закатывает глаза. Всё удивительно деликатно и сдержанно благородно. При этом она вовсе не статична: голос её мало того, что очень красив, он подвижен и точно выражает эмоции.
Мне было тяжело. Первые минут десять-пятнадцать. Дело в том, что бородинский голос мне на уши не ложится. То есть, я могу оценить его красоту, но он меня мало трогает. В таком случае увлечь и убедить может только личность артиста. В Бородиной личностного начала - хоть ложкой ешь. В общем, к концу первого отделения я была в полном восторге, а второе превратилось в чистое наслаждение. И пусть это наслаждение скорее интеллектуального, чем чувственного свойства - я не в обиде.