Шарик на палочке («Та самая Сабин» в центре Люмьеров)

Feb 02, 2015 16:05



Бродя по выставке Сабин Вайсс поневоле задаёшься вопросом, почему для неё так важны образы серсо и бальбоке. Потом понимаешь, что это определённая жизненная и репортёрская позиция: запечатлеть мгновение, вовремя нажать на кнопку фотоаппарата, это и есть игра с шариком или кольцом, которое нужно накинуть на палочку. Для этого требуется и ловкость, и зоркий глаз, и умение предугадывать. Это игра, но игра всерьёз, без поддавков. Впрочем, даже если промахнёшься - ничего страшного, мир так многообразен, что будет ещё много попыток.
Когда Вайсс говорит, что она не художник, а лишь наблюдатель, это тоже позиция. Редко встретишь у фотографа такое последовательное отражение красоты божьего мира во всех его проявлениях. Люди, их тела и лица, в статике и движении, необычный свет, выразительные объекты, неожиданные ракурсы… Конечно, Вайсс лукавит. Любой отбор - это уже моделирование своей реальности, то есть, творческий акт. Отказ вмешиваться во что-то (либо изображать что-то) - такое же действие, как участие в чём-то, иногда даже более читаемое.
Мир Вайсс необычайно благонравен. Кюре на коньках - наиболее экстремальное событие. При этом автора не обвинишь ни в сладости, ни в лакировке - мир Вайсс очень предметен, ощутим, атмосферен. Но… узок? Слишком много улыбающихся лиц. Не то чтобы я сильно люблю трагедии, просто контраста не хватает. Теряется ощущение правды, а вслед за ним и жизни.
Удивительное дело, фотограф говорит, что больше всего её интересуют люди и их эмоции. Меня должно это трогать, поскольку меня это тоже интересует в наибольшей степени. Но нет. Я смотрю на прекрасные детские лица с удовольствием, восхищаюсь той самой ловкостью, с которой шарик надет на палочку, но никаких эмоций это не вызывает. Смотришь словно сквозь стекло. Или, да простится мне такое сравнение, разглядываешь зверей в зоопарке. Больше того, фотографии Вайс очень быстро забываются, их сложно присвоить и сделать фактом своей жизни. Они словно ускользают, как мгновения жизни. Пока смотришь - очень хорошо (на выставке штук пять настоящих шедевров), отошел - пустота.
Я давно заметила (или вычитала у кого-то), что поэты делятся на две категории: те, кто выражает себя в слове, и те, кто прячется за словом. На самом деле, в фотографии то же самое. И боюсь, это тот самый случай, когда автор прячется так старательно, что разглядеть его абсолютно невозможно.

выставки, фото, франция

Previous post Next post
Up