По воле волн (Вигдис Йорт. Преимущества и недостатки существования)

Mar 24, 2013 21:30



Я не вижу ни одного преимущества существования перед жизнью. То есть, мне пора бы уже образумиться и поверить, что существование куда как более безболезненно. Но как-то не верится. Что есть существование? Упивание простыми радостями жизни. Полное вычёркивание прошлого из головы. Поменьше думать, лучше не думать вообще. Хватать то, что плывёт в руки, не думая о последствиях. Никаких связей, друзей, вообще близких человеческих отношений. Никаких планов на будущее. Святая вера в то, что «всё будет хорошо» (с чего бы, если бутерброд всегда падает маслом вниз, если предоставить ему такую возможность?) Короче, плывёшь себе, как кусок г... по воле волн и радуешься. Стихийный буддизм, понимаешь.
Нина, главная героиня книги безвестной норвежской писательницы возникает ниоткуда. Она только что приобрела большой старый дом и делает в нём ремонт. Собственноручно. Глядя на облезлые стены моей квартиры, я всегда завидую таким народным умельцам. Потом она начинает принимать в доме постояльцев. Постояльцы делятся с ней сокровенным: когда у них последний раз была менструация, приехали они к ней в отель заделать ребёнка или просто так, изменяют ли им их мужья и жены, короче, всё так или иначе крутится вокруг насущного желания перепихнуться. Нина и сама не прочь, когда возможность подворачивается (заодно проверяет, не скрипят ли её кровати). Какое-то время торопливая случка происходит время от времени в разных неприспособленных для этого местах, при этом Нина предпочитает не думать, что у её приблудившегося кавалера есть суженая-ряженая. Когда же факт предстаёт во всей своей неоспоримости, она тут же остывает и благополучно забывает незадачливого любовника.
Десятки жизней проходят у Нины перед глазами, но ничто её по-настоящему не трогает. Она настойчиво наблюдает за людьми, но ничего про них не понимает: все они для неё на одно лицо. Она не может им сочувствовать, потому что в голове у неё сидит настойчивое «всё будет хорошо». А если всё к лучшему, что ж сочувствовать?
Я не большая любительница басен, но пресловутая «Стрекоза и муравей» вертелась у меня в голове всё время. С некоторой оторопью я наблюдала за дамой, которая сама себе роет могилу, и при этом веселится. Дочь её не знает, кто её отец, долги растут не по дням, а по часам, окружающие воспринимают её как функцию, хозяйку постоялого двора, но никак не как живого человека (она и сама себя позиционирует как обслуживающий персонал), куда уж дальше? Впрочем, хуже всегда может быть. Как мы помним, постояльцы - люди озабоченные, так что без изнасилования не обошлось. И что же? И суток не прошло, как бодрая героиня говорит подруге: «Я уже забыла». Господи, мне б такую память. Хотя нет, лучше не надо.

книги

Previous post Next post
Up