Приложения к конденсированному состоянию -- довольно маргинальная деятельность среди струнщиков. И чтобы кто-то говорил аж про "охрененный вклад" -- вовсе не слышал. Все-таки, главный смысл струн не в этом и не в струнной феноменологии.
сравнением результатов разных вычислений, например. Вот в 1994м году посчитали низкоэнергетическое эф. действие для N=2 4d калибровочной теории. Потом поняли, что это вычисление значит с т.з. струн. А потом посчитали то же самое явным счетом инстантонов, и ответ сошелся, а он очень нетривиальный.
Вот смотрите. Это про формальные объекты, да? В математике, насколько я могу судить, такое совпадение результатов нескольких разных вычислений рассматривалось бы не как результат, который что-то доказывает, а как исходный пункт размышлений, которые могут куда-то привести и не привести. И это же не случайно так. Современные стандартны строгости складывались как помощь в решении конкретных задач - ну, там, нужно было научиться отличать сходимсть и равномерную сходимость, и все такое. И они помогают.
Я не математик, но много общался и общаюсь с математиками (в том числе, и здесь, у меня в ЖЖ). Был разговор на эту тему с posic. Вот образ, который у меня остался. Если человек встал на лыжи, а ходить на лыжах не умеет, они ему помеха. И так по снегу тяжело идти, а нужно еще тащить привязанные к ногам палки. Для опытного лыжника... понятно. Соответственно, и для математика строгость - подспорье и помощь, которая подсказывает, куда двигаться. Поэтому, когда мне говорят - у нас очень сложные задачи, поэтому мы ничего не доказываем - сомнение
( ... )
Ведь чем сложнее конструкции, тем меньше вероятность случайного совпадения. И поэтому сам по себе факт того, что что-то посчитали двумя абсолютно разными способами в двух совершенно разных концепциях, а результат совпал, для сложных построений может иметь большую значимость, чем для простых.
Та же AdS/CFT в своем самом первоначальном виде еще не доказана. Но совпадение результатов в восьми (или сколько там сейчас умеют делать) петлях - это не хухры-мухры.
Гхм... Я бы сказал, это должна быть сильнейшая мотивация для того, чтобы разобраться в проблеме. Ну, не считают же математики результат компьютерного поиска нулей дзета-функции доказательством гипотезы Римана.
В конце концов, цель науки - понимание. А, как говорил Паули (и это очень важное для меня высказывание), простые и фундаментальные результаты дожны иметь простое и фундаментальное обоснование, а не следовать непостижимым образом из длинных вычислений.
Конечно, надо работать дальше. Я же за, всеми конечностями. Просто чтоб не выдавали желаемое за доказанное.
Я вот студентам только что закончил читать вильсонистику (терию критических явлений). Я же тычу их мордами в каждый слабый пункт - предполагаем (но не доказываем), что не появляется новая фиксированная точка между d=4 и d=3, например. Да, все работает. Но хотелось бы еще знать, почему. Это вопрос принципа. Ненавижу, когда заметают под ковер. (А ведь обычно преподают совсем не так).
Вы знаете, мне, студенту, не хотелось бы играть здесь роль представителя теории струн, поскольку у Вас в комментариях есть гораздо более достойные люди
( ... )
Но они уже мнение высказали. И оно оказалось в главном совпадающим с моим (что мне очень приятно, поскольку я существенно хуже знаком с предметом). leblon написал, что есть много вещей, куда более интересных и важных, чем AdS/CFT и струны вообще, и что он своим студентам этим заниматься не рекомендует. А sasha_br написал, что, по его впечатлению, меньше десяти человек в этом комьюнити делают глубокие работы, а остальные на них паразитируют. Это куда более резкие оценки, чем на которые я сам бы решился.
Согласен, что в физике hep-th действительно много вещей более важных и интересных, чем струны. Хотя струнная/суперсимметричная техника бывает полезна, дает решаемые примеры, из которых можно потом строить обобщения и т.п. Наивно я бы сказал, что для эффективного продвижения математической физики а ля Виттен нужна работа более чем 10ти человек -- собственно, как в любой отрасли нужны середнячки. Но мнение sasha_br приму к сведению и подумаю.
Безусловно, о матфизике нужно спрашивать и математиков -- второго ли она сорта, или просто другого, но учиться смотреть на это дело с т.з. математиков необходимо.
И, конечно, невозможно никому запрещать ничем заниматься. У меня-то уж точно для этого нет ни власти, ни возможностей, ни желания. Но то, что в современной физике есть очень сильный дисбаланс, это мое убеждение, и я его высказываю при каждой возможности. К тому же, все-таки, на мой взгляд, теория струн в Вашем описании выглядит как математика второго сорта. Ну, пусть математики и вырабатывают свое отношение к таким занятиям.
Reply
А в чем главный смысл?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я не математик, но много общался и общаюсь с математиками (в том числе, и здесь, у меня в ЖЖ). Был разговор на эту тему с posic. Вот образ, который у меня остался. Если человек встал на лыжи, а ходить на лыжах не умеет, они ему помеха. И так по снегу тяжело идти, а нужно еще тащить привязанные к ногам палки. Для опытного лыжника... понятно. Соответственно, и для математика строгость - подспорье и помощь, которая подсказывает, куда двигаться. Поэтому, когда мне говорят - у нас очень сложные задачи, поэтому мы ничего не доказываем - сомнение ( ... )
Reply
Ведь чем сложнее конструкции, тем меньше вероятность случайного совпадения. И поэтому сам по себе факт того, что что-то посчитали двумя абсолютно разными способами в двух совершенно разных концепциях, а результат совпал, для сложных построений может иметь большую значимость, чем для простых.
Та же AdS/CFT в своем самом первоначальном виде еще не доказана. Но совпадение результатов в восьми (или сколько там сейчас умеют делать) петлях - это не хухры-мухры.
Reply
Reply
В конце концов, цель науки - понимание. А, как говорил Паули (и это очень важное для меня высказывание), простые и фундаментальные результаты дожны иметь простое и фундаментальное обоснование, а не следовать непостижимым образом из длинных вычислений.
Конечно, надо работать дальше. Я же за, всеми конечностями. Просто чтоб не выдавали желаемое за доказанное.
Я вот студентам только что закончил читать вильсонистику (терию критических явлений). Я же тычу их мордами в каждый слабый пункт - предполагаем (но не доказываем), что не появляется новая фиксированная точка между d=4 и d=3, например. Да, все работает. Но хотелось бы еще знать, почему. Это вопрос принципа. Ненавижу, когда заметают под ковер. (А ведь обычно преподают совсем не так).
Reply
Reply
Reply
Наивно я бы сказал, что для эффективного продвижения математической физики а ля Виттен нужна работа более чем 10ти человек -- собственно, как в любой отрасли нужны середнячки.
Но мнение sasha_br приму к сведению и подумаю.
Безусловно, о матфизике нужно спрашивать и математиков -- второго ли она сорта, или просто другого, но учиться смотреть на это дело с т.з. математиков необходимо.
Reply
Reply
Leave a comment