СМИшные дела

Mar 14, 2008 02:08


За прошедшие месяцы многократно, на разных уровнях поднимались проблемы СМИ с разных сторон. Избиение Заура Газиева и Руслана Габибулаева породило новую волну. На многих таких собраниях-пресс-конференциях-тусовках присутствовал и я. Выложу мысли лишь по основным моментам.
Единство
В журналистской среде нет единство. 
Не соблюдаются никакие корпоративные неписанные правила, а зачастую и этические нормы. Разобщенность началось не сегодня, а ещё пару лет назад, когда «Молодежь Дагестана» и «Черновик» сцепились несколько раз в клинче. Настораживает и то, что в склоках участвуют рядовые журналисты, у изданий которых разные статусы. То есть, я имею в виду, что, например, в ответ на статью в "коммерческом" СМИ некоего журналиста Алиева о хищениях в какой-то госструктуре, власть «заказывает» подконтрольным СМИ написать ответ, а там уже внутри решается, кто же исполнит «заказ». Возможно, у человека совсем противоположное мнение по данной ситуации, но он "вынужден" написать «правильный» материал в ответ, потому что рискует потерять работу, премию и т.д..
В цивилизованном обществе, где есть четкое разграничение между материалом и реакцией на неё, ответ оперативно готовит пресс-служба данной структуры. Не подставляя издание и журналиста, так и подписывается «Пресс-служба такого такого-то». Но, при ситуации мертворожденности практически всех пресс-служб наших госструктур, эти службы просто не способны, не умеют или не хотят работать, оперативно реагировать. Плюс к этому, чиновники, видимо, понимают, что при таком катастрофическом недоверии простого читателя к властьимущим, официальное заявление этой конторы мало кого в чем убедит, а так можно найти вполне раскрученного журналиста и «попросить» его написать необходимый материал и кормящийся из бюджета издание его опубликует на первой же полосе. В ответ, «затравленный» журналист уже «комерческого» издания разродится материалом, посвященным больше уже не той структуре, что «заказала», а именно подписи в конце статьи.
Грубо говоря, сегодня многие у власти просто напросто стравливают журналистов между собой.
Суды
На одной из встреч, в ответ на жалобу о том, что журналисты часто искажают факты, я спросил у одного чиновника, почему не подадите в суд за клевету, не затаскаете издание по судам, пока оно не опубликует опровержение, мне ответили что-то вроде «у нас политики до этого не дозрели и, мол, журналисты часто пользуются хитрыми методами». Упрек в адрес журналистов ясен - к аббревиатурам и искаженным фамилиям, конечно, не придерешься. Но тут журналистов в каком-то смысле понять можно - если они будут публиковать настоящие фамилии, то далеко не факт, что судьи, которые умудряются запрещать пользоваться на процессах даже  диктофонами, вообще знают Закон о СМИ. Процесс, ясное дело, будет изначально далек от объективности. А вот зрелость политиков - это уж просто, как говорится, «отмазка». При желании наши политики так затаскают журналистов, что мало не покажется. Простой пример Б. Узунаев. Хотя нет, некоторым удобнее отправить на расправу с журналистом крепких парней, но забыв при этом, что в Дагестане устойчива фраза «В Дагестане сирот нет».
 Нет, у нас могут быть люди без родителей, но обязательно найдутся дяди, братья, друзья и т.д. Чем окончилось дело, когда избили на пустом месте какие-то бездельники оператора РГВК, выполнявшего свою работу в прошлом году многие, в районе филологического корпуса ДГУ, небось, помнят. Не удивлюсь если и З. Газиев с Р. Габибулаевым поступят похоже. Когда человек перестает надеяться на закон - он переходит на традиционные, бытовые методы требования ответа и справедливости.
И…
И ещё один важный момент, о котором я мало что услышал, а в последний раз, когда сам хотел сказать, как-то до меня очередь так и не дошла.
Наша власть «прессуя» независимые от них СМИ рискует вконец загнать всех в Интернет. Полномасштабную цензуру в Интернете никогда невозможно будет ввести - этот бред любят нести люди, которые за компьютер садились, небось, лишь позировать для фото. При таком стремительном росте поставщиков Интернет-услуг, развитии мобильной связи, просто технически невозможно будет «везде всё залатать». Да, можно запретить официальные сайты местных газет, можно «прикрыть» всё, что должно получить лицензию, но никто и никогда не сможет блокировать гостевые книги персональных сайтов (этих праотцев форумов), форумы и блоги, «аськи» в конце концов, на которых каждый день сидят сотни и тысячи дагестанцев. Людей знакомых с информационно-коммуникативными ресурсами в Дагестане уже не просто много, а очень, очень и очень много.
Подавляющей массе дагестанских пользователей Интернетом от 20 до 30 лет. Это, вроде, те, кто «на очереди».
Превращая любые выборы в фарс, играя с нами в демократию, у нас уже давно отняли право хоть как-то влиять на власть, изменять её при необходимости, теперь у нас хотят отнять и выбор получения информации «прессуя», оказывая давление на неподконтрольные официальным органам СМИ, чтоб они или исчезли или писали «правильно».
Закрыв альтернативные «Дагправде» и «РиаДагестан» и т.д. СМИ наша местная власть рискует, что более менее объективную информацию о реальном ходе дел в республике наши земляки будут узнавать лишь на форумах, чатах и блогах. Но проблема этих ресурсов, что там (здесь) сидят обычные люди, чаще всего вообще не имеющие никакого отношения к журналистике, и качество подаваемого материала, форма его подачи будет зависеть в первую очередь от его личных взглядов, целей, убеждений, умений.
Новости, доведенные до уровня слухов и сплетен, станут основной возможностью узнать, что же в РД происходит на самом деле или хотя бы близко к реальности, а не только так, как показывает на страницах и эфире гос. СМИ сама власть. И как будет вести себя пользователь «закаченный» именно такой инфой отходя от компьютера (или мобильника) тот ещё вопрос.
Интернет, похоже, для моего поколения всё больше становится подпольем, но подполье всегда рождало не только истинных борцов за справедливость, свободу, гуманизм, но и чудовищ.

СМИ, журналистика

Previous post Next post
Up