Вдали от суеты международных троп, среди обширных полей Эльзаса, раскинул свои легкие крылья международный аэропорт Страсбурга. Мне всегда нравились небольшие аэропорты... В отличии от огромных, похожих друг на друга хабов, в них есть индивидуальность и своеобразная харизма.
Первое воздушное сообщение в Страсбурге было открыто в 1920 году на территории полигона, а уже через 12 лет Торгово-промышленная палата того времени способствовала выбору местоположения аэропорта в районе Энцайма. Аэропорт был открыт в мае 1935 года по соглашению о совместном финансировании между Торгово-промышленной палатой, Муниципальным советом города Страсбург и Управлением департамента Нижний Рейн. В то время аэропорт осуществлял воздушные сообщения с Парижем, а также другими столицами стран Центральной Европы.
После 1945 года на территории аэропорта была расположена военная база и в 1947 году Торгово-промышленная палата провела работы по расширению аэропорта и оснащению его более современным техническим оборудованием. Несмотря на предложения Муниципального совета и Генерального совета Страсбурга, компания Air France отказалась от использования аэропорта Страсбург и воздушные сообщения не были организованы. Регулярные авиарейсы между Страсбургом и Парижем стали осуществляться только к началу пятидесятых годов.
С 1957 года аэропорт три раза перестраивался и расширялся - в 1973, в 1988 и затем в 1999 году. В 1980 году воздушная гавань получила статус "открытого аэропорта", в силу которого у всех стран Европейского союза появилась возможность осуществлять транзитные и целевые авиарейсы. 1 сентября 1994 года была ликвидирована военная база и аэропорт Страсбург стал полностью гражданским.
Эльзас весьма самостоятельный и развитый регион в экономическом плане. Он занимает 2-е место во Франции по ВВП на душу населения, лишь немного отставая от столичного региона. Основным направлением, в котором развивается бизнес в Эльзасе, является сфера услуг. Здесь работает около 68% жителей, а четверть населения занята в промышленности. Эльзас отличает высокая доля иностранных инвестиций в предприятия региона - около 35% компаний имеют зарубежных владельцев и он является весьма привлекательным регионом для иммиграции за инвестиции. Регион знаменит своими виноградниками и пивоварнями, а промышленная сфера представлена автомобилестроением и производством спецтехники. Туристический сектор задействует природные ресурсы региона и его исторические достопримечательности и поэтому Эльзас привлекает туристов виноградниками, замками, туристическими горными тропами.
Все эти предпосылки и особенности края побудили в 2011 году власти региона сформировать принципиально новую управленческую команду аэропорта, и вместе с этим сменился и собственник, вернее государство увеличило свою долю, отдав план развития новому топ-менеджменту, во главе с нынешним Президентом и главным исполнительным директором Aeroport Strasbourg Тома Дубусом. В нынешнем варианте государству принадлежит 60% акций аэропорта, 25% акций сохранено за Торгово-промышленной палатой, а остальные 15% достались мэрии города и региону Эльзас.
Сейчас Аэропорт имеет пассажирский и грузовой терминалы, а так же бизнес-центр с двумя полноценными ангарами для авиации общего назначения.
Французы любят свою историю, и рядом с современными постройками инфраструктуры аэропорта еще сохранилось первое здание FBO...
Пассажирский терминал, увенчанный стилизованными фигурами Антуана де Сент-Экзюпери и его "Маленького принца", довольно просторен и в дневной промежуток отсутствия рейсов практически безлюден.
В аэропорту есть ресторан с традиционными блюдами эльзасской кухни и небольшой бар, где можно выпить свеже-сваренного пива.
Если вы не успели купить подарки и сувениры, то это можно сделать в магазине "Rеlay" в зоне вылета или в Duty Free Shop, где особенно привлекательны цены на парфюмерию....
Аэропорт имеет четыре гейта для посадки и высадки авиапассажиров, а также десяток выходов на перрон и если вам повезет, то до своего самолета вы можете отправиться пешком. Так же в аэропорту есть два багажных конвейера для полетов в Шенгенской зоне и один багажный конвейер для международных рейсов из стран, не входящих в Шенген. Безопасность пассажиров неустанно контролируют наряды полиции и военных, а современная и ненавязчивая система видео-наблюдения пресечет даже мысль о правонарушении. Казалось бы все очень просто и не притязательно в аэропорту Страсбург, но в то же время чувство уюта не покидает гостя, а рациональность внутреннего убранства терминала приятно радует глаз.
Кроме постоянно базирующихся в аэропорту Страсбурга самолетов авиакомпаний HOP и Volotea, регулярные полеты туда совершают Brussels Airlines, BMI Regional, Air Nostrum, Royal Air Maroc, Sun Express, Tassili Airlines, Transavia Franceи и Tunisair. Это составляет около тридцати авиарейсов в день и происходит в условиях жёсткой конкуренции с соседними аэропортами "Баден-Баден" и "Международным аэропортом Базель".
В Aeroport Strasbourg большой и комфортабельный VIP-зал, который, прежде всего, зарезервирован за правительственными делегациями, что, впрочем, не является особой проблемой и для остальных бизнес путешественников. По предварительному заказу клиенту предоставят зал и соответствующие услуги. Еще два небольших зала и комната для экипажей расположены непосредственно на перроне с отдельными подъездами. В аэропорту две контролируемых зоны, первая из которых предусматривает тотальный контроль пассажиров и членов экипажа. Если же Вы владелец небольшого самолета, то есть возможность заключить договор с аэропортом и получить свой персональный ключ от ангара, тем самым, минуя многочисленные проверки. Но это - для избранных.
По статистике, каждый четвертый пассажир самолетов во время авиапутешествия испытывает дискомфорт либо стресс. В аэропорту Страсбург открыты специальные курсы для пассажиров по преодолению страха перед полетами. Анти-стрессовый курс можно пройти прямо перед вылетом. Он включает в себя четыре часа теоретических лекций по нескольким актуальным темам - протекание полета, страх и принципы аэронавтики, а также "полет" на особом авиасимуляторе.
Занятия происходят в расположенном в помещении EATIS Flight Academy на втором этаже терминала аэропорта. Записаться на курсы можно на сайте аэропорта, а их стоимость составляет 429 €.
Аэропорт расположен недалеко от автомагистрали и имеет четыре автостоянки, которые находятся прямо напротив здания аэровокзала и связаны с аэропортом пешеходным мостом.
Всего 7 минут в пути и вы в Страсбурге! Достаточно лишь пройти сотню метров по застекленному переходу и вы на платформе в ожидании поезда TER Эльзас. Составы из трех вагонов ходят каждые 30 минут, а в часы пик практически каждые пятнадцать минут. Стоимость билета до столицы Эльзаса в настоящий момент составляет всего €3,6. И незачем платить за такси, которое обойдется вам в три раза дороже!
Кстати, еще немного о поездах... Поскольку была запущена новая высокоскоростная железнодорожная линия "LGV Est" из Парижа в Страсбург, произошло снижение количества авиапассажиров между этими городами и авиалинию пришлось закрыть окончательно.
Во время своего короткого визита в воздушную гавань Эльзаса, нам с моим другом и соратником
Bizavmen удалось побеседовать с Президентом и главным исполнительным директором Aeroport Strasbourg Тома Дубусом.
"Страсбург имеет статус "парламентской столицы Европы" с 1992 года, поскольку является местом заседания Совета Европы с 1949 года и Европейского парламента с 1992 года. Наш город - один из ключевых центров экономики северо-востока Франции, где активно развивается финансовая и банковская деятельность, а также «появляются» инновации в области медицины и инженерии. Но вот похвастаться разнообразием бизнес-джетов на перроне мы не можем, но надеемся, что вскоре ситуация измениться. До последнего времени основной трафик приходился на правительственные борта, прилетающие на многочисленные ассамблеи и заседания парламентских групп - ведь в Страсбурге расположена 21 европейская институция. И чтобы многочисленная армия еврочиновников комфортно чувствовала себя в аэропорту, ранее бытовало мнение, что дополнительный бизнес-трафик, да и в целом general aviation, мешает», - рассказывает специально для
BizavNews г-н Дубус.
В данный момент администрация Aeroport Strasbourg реализует долгосрочный план развития деловой авиации, привлекая существенные средства инвесторов. Первым шагом новой администрации стало приобретения 75% акций местного филиала компании Air Partner с образованием новой "дочки" Aeroport Strasbourg Handling и сохранением рабочих мест за персоналом Air Partner. Таким образом Aeroport Strasbourg создал "весьма конкурентную среду" для развития, как линейной, так и бизнес авиации и уже прорабатывается возможность прихода в аэропорт крупного провайдера услуг ТОиР, требования к которому, впрочем, весьма жесткие - наличие сертификатов EASA и FAA, возможность работы с различными типами бизнес-джетов, расширенное портфолио услуг.
"Сегменты коммерческой и бизнес авиации безусловно нам одинаково интересны, но последний развивать просто необходимо. У нас есть ряд маркетинговых преимуществ, например, с соседним и достаточно популярным аэропортом Баден-Бадена - это цены. Маркетинговая политика Aeroport Strasbourg достаточна проста. Мы не возьмем с клиента за услуги, которые ему не нужны. Aeroport Strasbourg один из немногих аэропортов Европы, который позволяет подавать флайт-план за час до фактического прилета. Единственным хендлинговым провайдером в аэропорту является Aviapartner, при этом владелец самолета или оператор вправе и вовсе отказаться от услуг хендлера и заплатить лишь аэропортовые сборы. Топливом торгует Shell, который дает весьма привлекательные цены при заключении долгосрочных контрактов. Аэропорт способен принимать большие самолеты - длина ВПП составляет 2400 метров. Поэтому частыми визитерами аэропорта являются многочисленные BBJ и ACJ, а также корпоративные Boeing 767 или Airbus A330. Конечно проблема паркинга существует и в Aeroport Strasbourg. Сейчас в ангарах одновременно можно разместить лишь 40 самолетов, но уже через два года эти цифры существенно изменятся. Даже сейчас сотрудники войдут в положение и не откажут клиенту в долгосрочной стоянке", - продолжает г-н Дубус.
Сейчас в аэропорту выделено 20 стоянок под самолеты различной вместимости, включая ACJ и BBJ. В пиковые периоды (прилеты делегаций) аэропорт забирает у "регулярки" еще 10 стоянок. Он не слотируемый, не работает ночью в период с 23:00 до 05:30 местного времени, а регламент его работы может продлевается, хотя администрация аэропорта и просит клиентов уведомлять их о своем прилете в ночное время за 48 часов.
На фоне последних изменения администрация аэропорта рассматривает и инвестиции в новое FBO, которое может быть открыто в партнерстве с одним из крупнейших брендов. Уже через год VIР-зал, по прогнозу г-на Дубуса, не будет справляться с нагрузкой и поэтому вопросу строительству FBO уделяется большое внимание. Впрочем, раскрывать детали будущей сделки в компании не спешат, так же как и характер инвестиций в будущий проект.
"Раньше Aeroport Strasbourg был военным аэропортом с массой "бюрократических ньюансов" и задача нового менеджмента состояла именно в том, чтобы до прихода "серьезных инвестиций" решить эти проблемы. После вливаний в коммерческий сектор, в аэропорт пришли ряд крупных авиакомпаний, таких как Air Arabia Maroc, Aegean, Fly Kiss и TUIfly Belgium, назрела необходимость, если хотите, профессионально заняться и деловой авиацией. Не надо думать будет бизнес трафик или нет. Он по умолчанию константен. Природа наших будущих инвестиций проста - будет мало государственных денег, частный капитал в настоящее время готов вкладывать, даже "длинные деньги", но при наличии сильной инфраструктуры. И поэтому мы начинаем строить и строить"_ резюмирует в своем интервью для
BizavNews г-н Дубус.
На сегодняшний день Aeroport Strasbourg имеет задел в 20 га, на котором планируется существенно развить сегмент деловой авиации, построив новые ангары и увеличив количество парковочных мест. В прошлом году был введен в эксплуатацию первый современный ангар. В мае 2017 года на месте старого будет построен новый ангар площадью 1300 кв.м., а дальше будут планомерно вводиться новые комплексы и иная инфраструктура. Администрация аэропорта готова рассмотреть любые инвестиционные проекты, а самое главное их реализовать.
...Третья чашка кофе подходила к концу... Не по весеннему жаркое эльзасское солнце закатными красками пробивалось сквозь жалюзи кабинета и вся деловая обстановка небольшого кабинета главного человека аэропорта Страсбург выглядела по праздничному ярко и ободряюще. Нам пора было заканчивать наше плодотворное интервью с господином Дубусом и окончанием нашего визита в гостеприимный аэропорт Страсбурга прозвучали слова благодарности и наилучших пожеланий этому полному созидательной энергии человеку!
P.S. Моя особая благодарность Президенту и главному исполнительному директору Aeroport Strasbourg Тома Дубусу, духовному вдохновителю проекта развития аэропорта Страсбург и главе информационного интернет портала
50 Sky Shades Татьяне Образцовой, а так же моему другу и соратнику
Bizavmen!
Моя страничка на
FACEBOOKМои фотографии на
AIRLINERSМои фотографии на
JETPHOTOSМои фотографии на
FLICKR